Вечер на борту на этот раз порадовал не только потрясающими видами красавицы-Шексны, но и интересной программой на борту. Вскоре после нашего позднего обеда по многочисленным просьбам отдыхающих была проведена экскурсия в машинное отделение. Своеобразное место... Наша группа набилась в отсек управления двигателями, а помощник механика рассказал нам о двигателях судна, бортовых механизмах, системах управления теплоходом.
А ведь условия там, внизу, суровые - жуткий шум, ужасная вибрация, высокая температура. Действительно создается ощущение, что ты находищься глубоко в недрах судна. На одной из стен прикреплен телевизор, который показывает картинку с носовой камеры. Там, наверху - Шексна, синее небо, проплывающие корабли... да и мы, осмотрев непосредственно машинное отделение, отправились на открытые палубы, оставив механиков теплохода наедине с их нелегким ремеслом и с шумными механизмами.
Река, небо, ветер, зеленые берега, крики чаек... После таких экскурсий еще сильнее понимаешь, как дороги эти бесценные круизные мгновенья! Именно в такие минуты иногда приходит осознание того, что это он и есть - долгожданный круиз, о котором столько было написано, который был таким желанным... Так хочется впитать в себя побольше непередаваемого круизного чувства, этого невыразимого счастья, но как это сделать - загадка...
Вскоре нам пришлось спуститься на некоторое время в каюту, поскольку началась еще одна радиовикторина - на этот раз посвященная нашему маршруту. Оставила она неоднозначные впечатления. Всего было 15 вопросов. Началось все чинно-благородно, четко по нашему маршруту. Чтобы ответить на первые вопросы, нужно было действительно внимательно слушать экскурсоводов на экскурсиях (вроде "Когда и где был основан Санкт-Петербург?"). В других случаях нужно было слушать методиста ("Какова протяженность Свири?"). Тут мы почти все знали сами, а со Свирью помог путеводитель. Потом начались сложности. Про "диво в Ладоге купается" мы догадались (ответ - нерпы, хотя методистом о них не было сказано ни слова), а вот "Кто первым обживал Валаам?" заставило призадуматься (вопрос неоднозначный). "Волжский маяк, о котором с грустью вспоминают" у нас, конечно, проблем не вызвал, хотя звучало это странно - мы ведь Калязин еще не проплывали. Совсем непонятно звучал такой вопрос: "Он был к театру всей душой, а сел в Москве к нему спиной. О ком идет речь?". Каким боком это относится к нашему круизному маршруту? Гвоздем программы было стихотворение о двух сливающихся реках и про стрелку. Дословно я его не помню (в интернете не нашел), но заканчивалось оно словами "Кто кого из нас обнимет, под мостом нырнет - и сгинет?". Мы долго думали, сердились, что викторина с кучей подвохов, а потом скрепя сердце пошли в администраторскую и сдали листочек с ответами. Вернувшись в каюту, увидел в окно чудо - встречный теплоход. Событие это было из ряда вон выходящим, так что в каюте я больше сидеть не мог и отправился на палубу в надежде увидеть еще. Ждал я до самого ужина - бесполезно. Волго-Балт прямо-таки обезлюдел. Баржи и танкеры шли нескончаемым потоком, а вот все "туристы" куда-то исчезли. Остались только пейзажи - тоже замечательные.
Вскоре были оглашены ответы на вопросы радиовикторины. Для себя я узнал, что апостол Андрей Первозванный, оказывается, первым обживал Валаам, но, к счастью, наш ответ "первые монахи - преподобные Сергий и Герман" тоже был принят. На вопрос про стрелку почти все ответили, что она находится в Петербурге. Но мы-то знали, что Ока, протекая под Канавинским мостом, впадает в Волгу в Нижнем Новгороде, так что ответ дали верный. Загадка только в том, какое отношение имеет Нижний Новгород в круизу Санкт-Петербург - Москва. Вопросы, правда, у меня быстро отпали, когда был объявлен победитель - наша каюта 221. Вот радость-то была!
Ужин тоже ознаменовался нестандартным событием - во время него мы прошли шлюз номер 8 Волго-Балтийского канала - единственный на нашем пути, в котором наш теплоход не поднимался, а опускался. Все шлюзы канала остались позади, а мы продолжили свое движение вниз по реке.
Как же приятно видеть природу такой, какой она была до вмешательства человека! После строительства Рыбинской ГЭС и Волго-Балта из четырехсот километров старой Шексны более трехсот поглотили водохранилища, а ее русло было изменено до неузнаваемости... только на небольшом участке от шлюза номер 8 до Череповца река сохранила свой первоначальный вид, осталась такой-же живописной, быстрой и извилистой. И плыть по настоящей реке куда приятнее, чем по бесконечной цепи водохранилищ.
Вечер на палубе... Теплоход освещает низкое солнце - здесь оно уже садится вниз, а не ползет над водой, как в Карелии; петляет, извиваясь среди лесов и болот, река, стеклянно-прозрачное зеркало которой усеяно бакенами и рыбаками. Солнце за полчаса успевает по нескольку заглянуть в каюты и левого, и правого борта; ветер редко колышет деревья на берегу и поднимает невысокую рябь на освещенной закатом воде - одно такими вечерами неизменно дополняет другое, а в итоге получается выразительный цельный образ - закат на Шексне.
А когда светило, наконец, ушло за линию горизонта, все вокруг быстро начало остывать и, после нескольких минут красных отблесков, окружающие пейзажи стали терять очертания и растворяться в темноте. Молчаливая просьба всем разойтись - действие окончено.
К Череповцу мы должны были подойти после одиннадцати часов, а время до этого надо было чем-то занять. Наверное, не нужно отдельно говорить о том, что развлечения на теплоходе занимают для меня далеко не первостепенное значение, но в тот вечер стало как-то даже стыдно – вот, был в круизе, а что потом буду рассказывать-то? Не донимать же всех целыми днями своими опусами о красотах Шексны.
Еще до этого, в девять часов вечера, в баре Панорама традиционно начался музыкальный вечер пианиста-виртуоза Максима Егорова, но там, как обычно, не было свободных мест - музыкальные вечера у нас пользовались заслуженной популярностью. Я не сходил туда ни разу, но часто стоял на палубе у бара и слушал классику через открытое окно - под такой аккомпанемент проплывающие пейзажи наполнялись особым очарованием.
Но музыкальный вечер к тому времени уже кончился, так что было решено вместо малого бара с традиционным горячим шоколадом сходить на развлекательную программу в диско-бар. Как раз обещали «шоу-сюрприз».
Мой героический порыв разделили немногие (хотя такая посещаемость наблюдалась и на всех предыдущих шоу, так что для меня это неожиданностью не было). Фотография сделана ровно за минуту до начала действа – думаю, комментарии излишни.
Самая импозантная фигура – это, конечно, наш главный аниматор (имени не запомнил, ну оно и не страшно). Старт программы пришлось отложить до тех пор, пока он не отловил в коридоре у бара нескольких опрометчивых туристов и не усадил их за столики в баре. Вначале наш судовой музыкант-ди-джей-исполнитель Александр спел пару песен (мне вот понравилась – необычный голос и колоритная манера исполнения очень запомнились), потом наша бальная пара (тоже очень достойная) исполнила джайв, ну а после этого была, наконец, оглашена тема мероприятия – нам предстояло выбрать мисс-круиз. Желающих поучаствовать, кроме тех же вечных парней с нижней палубы, не нашлось (уж очень стеснительная публика попалась), так что выбирать соискательниц пришлось в принудительном порядке. Наконец, проблема была решена и начались конкурсы.
Сказать, что они были скучными – ничего не сказать. И ведь я не какой-то безумно взыскательный зритель – просто, как мне кажется, они должны быть такими, чтобы одним людям интересно было в них участвовать, а другим – за этим наблюдать. Понятно, что на корабле не было туристов-заводил, народу было мало, ходило на программы еще меньше… но все это производило настолько тягостное впечатление, что я с трудом досидел до конца. Не люблю плохо говорить о людях, но наш аниматор меня просто разочаровал. Мне кажется, или люди в этой должности должны вести свои программы интересно, импровизировать, делать все для того, чтобы зрители расслабились, повеселились одной большой компанией, забыли о своих проблемах, посмеялись от души? Когда я читаю рассказы туристов с тех же "Радищева" или "Дзержинского", двумя-тремя фотографиями с вечерних программ бывает все сказано - да, вот там это действительно интересно и люди могут хорошо отдохнуть в веселой доброжелательной обстановке.
У нас же был просто какой-то театр одного актера – к тому же скучный и банальный (еще раз извините). Я не знаю, кто придумывает эти конкурсы, но ведь и от харизмы ведущего зависит немало. И о каком разнообразии развлечений на борту может идти речь, если два из трех конкурсов состояли в исполнении «В лесу родилась елочка»? Сначала это нужно было сделать, набрав в рот воды, а потом – по особому заданию. Одной из участниц надо было рассказать ее в духе триллера, другой – в виде марша, ну а третьей – невыполнимое задание – как сказку. Был еще какой-то третий конкурс, но я сейчас уже и не вспомню, в чем он заключался. После этого каждому зрителю раздали листочек для голосования. Выполнив свой гражданский долг, я с превеликим удовольствием ушел на открытую палубу. Моя оценка анимации на "Кронштадте" - два.
Зато я был практически сразу награжден за свое ожидание видом сверкающего огнями Череповца и вантового моста - ворот Волго-Балта.
Оказалось, что в Череповце 14 июля было днем города - на берегу проходила дискотека, а с моста нас громко поздравляли особо голосистые местные жители.
Мы оставили за кормой Волго-Балт, а вместе с ним подошел к концу и шестой день нашего путешествия.