День 6Флам
Глубокой ночью наш лайнер из Норвежского моря свернул в самый крупный фьорд не только Норвегии, но и Европы. К утру мы продвинулись вглубь Норвегии примерно на 120 километров и свернули в ответвление Согнефьорда, Эурландсфьорд. Примерно через 20 километров справа мы пропустили самый узкий фьорд Норвегии, Нерёйфьорд, а к 10 часам подошли к крошечному городку Флам, расположенному в 150 километрах от открытого моря. Со всех сторон его окружают заснеженные горы, лишь узкая долина Фламсдален и проложенная в ней железная дорога соединяют Флам с городком Мирдал, который находится в двадцати километрах отсюда и почти на тысячу метров выше, в горах. Туда нам сегодня и предстоит отправиться.
А пока наш лайнер, верхние палубы которого были битком забиты пассажирами, медленно подошел к маленькому причалу.
Да и сам город с высоты шестнадцатой палубы кажется игрушечным (на второй фотографии в самом низу видна тень, отбрасываемая нашим судном). Большое коричневое здание - гостиница, а слева видны вокзал и железная дорога, которой городок обязан своей популярностью.
Билеты в два конца до Мирдала куплены - пора по вагонам! Нам предстоит преодолеть всего двадцать километров по железной дороге - но каких километров! Здесь каждый метр не просто проложен по земле, а прорублен в скалах, проложен над пенящимися водопадами, подвешен над бездной. Эти 20 километров строили 15 лет, непрестанно борясь со стихией. А получилось не просто ответвление железнодорожного пути на Согнефьорд с ветки Осло-Берген, а настоящее чудо инженерной мысли. Итак, в путь!
Фотографируем мы, по старой доброй семейной традиции, только со вспышкой.
Тронулись!
Все выше и выше...
А наша постоянная спутница - та самая горная речка, берущая начало высоко-высоко в горах и спускающаяся по дну долины прямо к Согнефьорду.
Периодически поезд делает небольшие двух-трехминутные остановки в маленьких горных селениях, где в вагоны заходят велотуристы, просто туристы - любители горного спорта.
Вот эта фотография, несмотря на свое отвратительное качество (сделана примерно на полпути до конечной станции), дает представление о перепаде высот на маршруте. Вон там, наверху, домик - это уже Мирдал.
После очередного туннеля поезд выезжает в затянутую туманом от тысяч мелких брызг расщелину, где прямо над бурлящей водой организована небольшая площадка. А прямо за ограждением - стодвадцатиметровый водопад Кьосфоссет, мощным потоком обрушивающий на скалы тонны воды. Таких станций на железных дорогах я ни до, ни после этой поездки не встречал. Трудно описать это удивительное зрелище словами.
А потом на старинных развалинах, стоящих на одном из утесов, состоялось небольшое представление для туристов (показали традиционный норвежский танец), причем все происходило под замечательное звуковое сопровождение.
Сразу после этой остановки (в вагоны все вернулись промокшие до нитки, но счастливые) мы сделали остановку в Ватнахалсе, где мы узнали, что оттуда до Мирдала можно добраться пешком по живописной тропе. Но пока решили доехать до конечной станции на поезде.
И вот он, Мирдал - цель нашего путешествия.
Тут же можно было сесть на экспресс до Бергена, но мы, посчитав, что можем не успеть к отплытию (а зря - много пассажиров нашего лайнера успели съездить на экскурсию в Берген), решили прогуляться вниз по долине до Ватнахалсы.
Фотографии выкладываю просто так - без комментариев.
Жаль, что у меня нет фотографий замечательного горного озера, встретившегося нам на пути. Там, в лесу, в стороне от туристических троп (нет нужды говорить о необычайной чистоте норвежских улиц и лесов, рек и озер - как радуют глаз те же деревья, что и у меня дома через дорогу, когда между ними не валяются кучи мусора!) обустроена палатка для пикников, а рядом - маленький домик мотельного типа, в котором могут расположиться участники длитильных велотуров. Все для людей... А у каждого дома, стоящего около станции в Ватнахалсе (да не только там - во всех норвежских городах и весях, где мы побывали), стоит флагшток с флагом этой замечательной страны, так радушно встречающей своих гостей.
А потому особенно грустно было уплывать из этого маленького, но такого уютного городка в глубине норвежских фьордов - сказочного Флама.
А поздним вечером, проплывая мимо причудливых скал и островов, наш лайнер вышел из Согнефьорда и направился к самой северной точке нашего маршрута - Гейрангеру. В ту ночь за бортом уже не стемнело.