Номер группы нам достался традиционный - тринадцатый. Уже у автобуса нас встречали два гида. Что удивительно, в этот раз мы путешествовали не с немцами, а с англичанами. Впрочем, они были довольно незаметными, да и маршруты осмотра, за исключением автобусных переездов, у наших групп были различными.
Нашего гида в Касабланке звали Керим. Изначально он должен был ехать в Марракеш, но в последний момент туда направили другого экскурсовода, а Керим решил провести экскурсию для нас. Его русский был, конечно, не идеален, но это с лихвой компенсировалось интересными рассказами и очень уместным юмором ("Здравствуйте, мои дорогие русские туристы! Сегодня вы в Касабланке, самом знаменитом городе Марокко. Меня зовут Керим; надеюсь, мой русский будет вам понятен - я ведь далекий родственник Пушкина. Нашего короля зовут Мохаммед VI, а ваш водитель сегодня - Мохаммед VII, так что он скоро будет у нас править"). Учился Керим на филологическом факультете МГУ, некоторое время жил в СССР, да и о современной ситуации в России он хорошо осведомлен. Особенно было интересно услышать о том, как живут обычные жители Марокко - об этом мы, все же, знали куда меньше, чем о жизни в Европе. Не знаю, как можно было лучше показать нам город за короткие пять часов, чем так, как это сделал Керим.
Сначала мы направились в старый город, в котором сильнее всего ощущается дух собственно Марокко. Этот район был единственным, который не затронула проведенная французами реконструкция города. Вообще в городе повсеместно ощущается французское влияние - город находился под протекторатом Франции с 1907 по 1956 год. Здесь даже улицы до сих пор называются бульварами.
Первая часть пешеходной экскурсии началась у здания таможни.
После этого мы немного прогулялись по улочкам старинного квартала. Плоды завезенной французами цивилизации планомерно исчезают по мере продвижения вглубь квартала. Мы прошлись только по его окраине. В центральную часть туристов не водят (суда по увиденному, я понимаю, почему), а одиночным путешественникам туда соваться не стоит в принципе.
А потом случилось ужасное - фотоаппарат после заката в Гибралтаре и рассвета в Касабланке зарядить я не удосужился, так что после второй фотографии на берегу он спел мне на прощание мелодию, после чего испустил дух. По счастью, с прошлого дня я забыл сделать еще одну вещь - вынуть из сумки мою старенькую цифровую мыльницу. Ну что бы я без нее делал?
Фотографировать на нее, конечно, несравнимо сложнее (половину сделанных фотографий потом пришлось удалить), но это все же лучше, чем с завистью смотреть на более предусмотрительных туристов.
Ведь Касабланка - удивительно красивый и необычный город. Правда, на любителя.
Итак, фишка Касабланки номер 1 - Еврейские двери.
В Касабланке испокон веков было много евреев. Отношение к ним, сами понимаете, было так себе. Иногда и до погрома дело могло дойти. Но марокканские евреи нашли выход.
Фокус в том, что у арабов и берберов всегда считалось, что дверь - это лицо дома. За богатой, красиво украшенной дверью не могла скрываться жалкая каморка, в то время как за маленькой, неказистой дверкой точно не может быть ничего ценного. Евреи из этого сделали выводы.
За большинством таких дверей скрывается типичный еврейский дом - внутренний сад с фонтаном, а на втором этаже - окружающая его галерея, на которую выходят двери из других комнат. А с улицы всего этого богатства не видно, так что такой дом сразу выпадал из под подозрения. Все очень просто!
А это, наверное, самый непрезентабельный кадр из всех, которые я сделал в Касабланке. В большинстве случаев в городе намного чище и опрятнее (во всяком случае, там, где не ведется строительство трамвая), но в старой медине, говорят, бывает и хуже.
По таким улицам мы, к счастью, шли недолго. Вскоре мы вышли на обустроенную, опрятную площадь. Как потом оказалось, такой она была неслучайно - поблизости располагается королевский дворец (точнее - резиденция; постоянно король живет в столице, Рабате).
Над площадью возвышается минарет одной из близлежащих мечетей.
Как видно, он значительно отличается от тех, которые мы привыкли видеть, например, в Казани. Дело в том, что круглые минареты - это "модель" из Османской империи, в то время как квадратные традиционны для Северной Африки. Кроме того, минарет чаще всего строится только один, а его завершение имеет не форму полумесяца, а представляет из себя обычный шпиль.
Далее мы зашли в одну из узких улочек, отходящих от площади (кроме нас туда никто не пошел), которая вывела нас к местному оливковому рынку. Ну и запах там стоит... зато дегустация бесплатная (торговцы, правда, были не очень довольны налетом группы голодных русских туристов).
Оттуда мы направились к королевскому дворцу. Вокруг крутилось довольно много военных, вход на площадь перед дворцом разрешен не более, чем двум группам одновременно. Фишка номер два - фотографировать людей в форме строжайше запрещено (интересно, а почему?).
Дворец, конечно, очень красивый, даже при поверхностном осмотре одних только его ворот (а внутри, может быть, скромнее чем у евреев?).
Ворота выполнены в традиционном марокканском стиле: На потолке - резьба по дереву, на стенах сверху - резьба по камню, а снизу - керамика. Ворота - кованые, раскрашены наподобие финифти, а пол выложен плиткой, мозаикой или речной галькой.
Но эти ворота предназначаются для не особо торжественных случаев; для въездов же короля используются ворота побольше.
После осмотра ворот дворца мы направились к автобусу, припарковавшемуся на близлежащей площади. На одном из перекрестков мы остановились, чтобы подождать отставших туристов. Керим обратил наше внимание на портрет короля, висящий на одном из зданий. Это - фишка номер 3.
- Вот это, - говорит - наш король, Мохаммед VI. Он вообще человек очень прогрессивный. Он ввел в стране многие гражданские права, ограничил власть тоталитарного режима. Он первым показал народу свою жену, с которой он вместе учился в Сорбонне. В 2003 году у них родился сын, так что мы в Марокко спокойны: ведь мы знаем, кто будет нашим следующим королем. Как в России - вы ведь тоже прекрасно знаете, кто у вас будет следующим править). Эту фотографию, кстати, сделали в 1999 году, когда король взошел на престол. С тех пор он, конечно, сильно изменился - но портрет велел не менять).
Усевшись в автобус (как хорошо было снова очутиться в прохладе после жары на улице!), мы отправились на осмотр протестантского костела и гвоздя нашей программы - мечети Хассана II.