Как и неделю назад, утро застало нас в пригороде Самары. Удивительно, но погода не изменилась - белёсая облачность, сквозь которую проглядывает августовское солнце. Сегодня большой день на теплоходе - розыгрыш "шансов" и по трансляции то и дело напоминают об этом, призывая "скорее сдавать "шансы". Тем временем "Михаил Фрунзе" миновал посёлок Гранный, город-спутник Самары - Новокуйбышевск и вот сама Самара-городок! На берегу то и дело появляются уже виденные достопримечательности.
Соловецкий поклонный крест в п. Гранный
Самарский речной вокзал. Сегодня здесь стоит лишь одинокий "Салават Юлаев".
Театр им. Горького.
Сегодня понедельник, на улицах много машин, а пешеходам вряд ли есть дело до очередного проходящего белого красавца-теплохода
Архитектурный символ Самары - Ладья, установленная здесь в 1986 году, в ознамнование 400-летия Самары (тогда - Куйбышева).
Знаменитая "Дача Головкина" или Дом со слонами. Из-за разросшейся зелени слонов уже не видно. Дом построен по совместному проекту самого Константина Головкина и архитектора Тепфера в 1908—1909 годах. С 1929 года дом принадлежит "Самараводоканалу" и является объектом культурного наследия России.
Самое узкое место Самарской Луки — Жигулевские ворота. Волга прорывается здесь между правобережными Жигулевскими (гора Серная) и левобережными Сокольскими горами (гора Тип-Тяв). Ширина Волги в Жигулевских воротах составляет всего 600 — 700 м, первоначально именно здесь планировалось перекрытие Волги при создании Куйбышевской ГЭС.
Царёв курган. В июне 1391 года на его вершине останавливался Тамерлан после победы над Тохтамышем в битве на реке Кондурче. Весной 1722 года Пётр I, проплывая по Волге в Персию, остановился у Царёва кургана и поставил на его вершине сделанный своими руками деревянный крест.В 1824 году на курган поднимался Император Александр I. В мае 1890 года на вершину Царева кургана поднимался молодой студент Владимир Ульянов.
В это время тучам надоело бороться с солнцем и пошёл дождь. В большинстве своём туристы укрылись в "Пиано-баре", где как раз проходил розыгрыш шансов. Спустя пару часов погода значительно улучшилась, выглянуло солнце и даже пролетел самолёт. А навстречу шли теплоходы!
"Капитан Пушкарёв"
"Хирург Разумовский" с балконами
Благовещенский скит.Храм был построен в 1846 году. У владельца села, богатого помещика Бахметева тяжело болела жена Варвара. В надежде на выздоровление Бахметев построил каменную церковь, престол который освятили в честь Святой Великомученицы Варвары.
Здание Благовещенского храма официально признано архитектурным памятником Тольятти.
А ведь действительно, мы уже подходим к городу Тольятти. Первыми встречающими были эти чайки.
Чаек напугал теплоход "Ф.И.Панфёров" с болельщиками самарских "Крыльев Советов" на борту. Фанаты возвращались из Казани, где их любимцы добыли ничью в матче с "Рубином". Поприветствовав болельщиков "
Крылья!
Крылья!", чем приведя их в неописуемый восторг, продолжаем неспешный ход по межшлюзовому бьефу.
Тольятти - город новый для абсолютного большинства туристов.
К слову, не все троллейбусы в Тольятти такие. Были вполне современные модели.
Симпатичный котишка, проявивший безразличие к гостям города
Дождь, тем временем, усилился. Подъехали автобусы, однако ни водители, ни экскурсоводы не знали в какой автобус кого сажать и требовали директора круиза. Пришлось остаться под дождём в ожидании распределения, так как те же водители отказались нас пускать внутрь. Вот так гостеприимство! Наконец, не выдержав, мы занимаем автобусы по принципу "кому какой глянулся", но всех спасла администратор Ольга. Прибежав вместо директора круиза, она быстро раздала номера автобусам, автобусы туристам и отправила всех на знакомство с Тольятти.
Наша первая остановка у памятника основателю города (тогда - Ставрополя) - Василия Никитича Татищева. Он основан в 1737 году город-крепость для защиты российских земель от кочевников и переселения крещёных калмыков. В XIX и начале XX веков был известен в России как доступный климатический курорт. В 1953—1955 годах перенесён на более высокое место, так как при создании Куйбышевского водохранилища прежний город был затоплен. С 1964 года носит имя итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.
Автором памятника и скульптором выступил Александр Иулианович Рукавишников.
Мемориальный комплекс: стела на могиле первого председателя горисполкома Ставрополя - Василия Баныкина и памятник из чёрного мрамора героям Великой Отечественной войны.
Тольятти - очень спортивный город. Все помнят футбольный клуб "Лада", некогда блиставший в Высшей лиге российского чемпионата. В Тольятти делал первые шаги к спортивной славе Алексей Немов.
Дворец спорта «Волгарь» - домашняя арена хоккейного клуба "Лада" и молодёжного хоккейного клуба "Ладья". Дворец разделён на две части: южную и северную. В южной части располагаются малая арена, игровые и спортивные залы. В северной — концертный зал на 5000 мест, который на время хоккейных матчей трансформируется в хоккейную арену на 2900 зрителей.
Остановив автобус около собора, экскурсовод спросила: "Выходить на фотопаузу будем?" "Будем", - сказали пять человек с "галёрки". "Ну раз никто не хочет - едем дальше", - резюмировала экскурсовод.
Спасо-Преображенский собор. Строительство началось в июне 1992 года с возведения храма в честь Иоанна Крестителя и дома-причты. Возведение Спасо-Преображенского собора началось в 1996 году и завершено в 2002.
Въезд в Автозаводский район.
Заводоуправление ОАО "АвтоВАЗ"
Наша последняя на сегодня остановка и главная достопримечательность города - Технический музей имени К. Г. Сахарова. В музее находится более 460 различных экспонатов, демонстрирующих развитие автомобильной, бронетанковой, авиационной, железнодорожной техники, а также ракетно-артиллерийского и морского вооружения.
БМП-2. Корпус и башня сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм.В качестве основного вооружения БМП-2 используется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С пушкой спарен пулемёт калибром 7,62, имеющий в боекомплекте 2000 патронов. Для борьбы с танками БМП-2 имеет ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К113 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему.
Советский лёгкий многоцелевой самолёт - Ан-2.
Чешский учебно-тренировочный самолет L-29 «Дельфин»
Лёгкий учебно-тренировочный и пассажирский четырёхместный самолёт с багажником - Як-18Т
Як-38 - Советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки.
Ил-14 — советский поршневой ближнемагистральный двухдвигательный самолёт. Первый полёт совершил в 1950 г.
МиГ-25 — советский сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик 3-го поколения.6 сентября 1976 года самолёт МиГ-25 был угнан лётчиком ВВС СССР Виктором Беленко в Японию. После этого в течение многих лет в дальневосточных частях стали заправлять самолёты из расчёта, чтобы самолёту не хватило горючего до ближайшего иностранного аэропорта
Чешский учебно-боевой самолёт L-39 "Альбатрос"
Ми-24 — советский/российский транспортно-боевой вертолёт. Стал первым советским специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году.
Ми-26 — советский/российский многоцелевой транспортный вертолёт. Является крупнейшим в мире серийным транспортным вертолётом.
Ми-8Т — транспортно-десантный вертолёт.
Ми-2 — советский многоцелевой вертолёт, разработанный в начале 1960-х годов.Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. До окончания производства в 1992 году построено свыше 5400 единиц.
Танк Т-34-85 - советский средний танк периода Великой Отечественной войны. Является завершающей модификацией танка Т-34, образца 1943 г.После войны Т-34-85 в значительных количествах поставлялись в ряд государств Европы и Азии, где использовались в вооружённых конфликтах, включая Корейскую и Шестидневную войны и ряд других конфликтов ХХ века.
Ту-16 — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт.
Т-62 — советский средний танк. Производился с 1961 по 1975 год.Т-62 имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, отделения управления — в лобовой, а боевого отделения — в средней части машины. Экипаж танка состоит из четырёх человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего.
Немецкий легкий танк чешского производства PzKpfw 38t (серый) и Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 "Шилка"
Танк Т-80У - машина ранних производственных серий Харьковского завода транспортного машиностроения им В.А.Малышева с навесной динамической защитой "Контакт-1". Танк оборудован КМТ (катковым колейным минным тралом).
ИС-3 — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков.
Т-72 «Урал» — основной боевой танк производства СССР. Самый массовый основной боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом.Т-72 имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боезапаса в автомате заряжания.
Т-54-2 — советский средний танк. Принят на вооружение Советской Армии ВС СССР в 1946 году, серийно выпускался, с 1947 года, постоянно модернизируясь. С 1958 года выпускалась его модификация под названием Т-55, приспособленная к боевым действиям в условиях применения ядерного оружия.
Танк Т-64А.Создан в начале 1960-х в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению, серийно выпускался с 1964 года, параллельно со средними танками Т-55, Т-62 и Т-64. Принят на вооружение Советской армии ВС СССР в 1969 году под маркой «средний танк Т-64А». Т-64А имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика-оператора и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания.
БТР-60П — советский бронетранспортёр. Создан в 1956—1959 годах для оснащения мотострелковых подразделений. От предшественников он отличался значительно улучшенной проходимостью, позволявшей ему следовать за танками на поле боя, и способностью плавать.
Транспортный вертолет-кран Ми-10К.Выпуск серийного Ми-10, начатый в 1964 году, составил всего 24 единицы. Планировалось, что он сможет «наруливать» или «садиться верхом» на перевозимый груз, что значительно ускорит и упростит загрузку. Широкого применения эти машины не нашли, так как фиксация груза гидрозахватами требовала оборудования грузов ответными узлами и оказалась весьма неудобной операцией, требовавшей значительного времени.
Подводная лодка Б-307, проекта 641Б "Сом". Изначально планировалось вырыть для неё пруд, но вместо этого нарыли холм и теперь лодка исполином нависает над музейными площадями.
Фронтовой истрибитель МиГ-15
САУ "Пион". Самоходная артиллерийская установка 2С7 "Пион" с 203,2-мм пушкой 2А44 предназначена для уничтожения особо важных объектов противника в тактической глубине относительно линии фронта. Выполнена по безбашенной схеме, при разработке ходовой части использовались узлы и агрегаты танка Т-80.
САУ "Гиацинт"
240-мм самоходная миномётная установка "Тюльпан". Возможна стрельба атомными боеприпасами, а также минами с лазерным наведением. Вероятность того, что мина попадаёт в круг диаметром 2 метра, равна 80 %.
На этом закончилась экскурсия по музею и городу в целом. Автобус, под монотонное бурчание экскурсовода, отправился в сторону речного вокзала. Даже сейчас, спустя уже 2 месяца после посещения города, можно с уверенностью сказать, что город очень понравился. Незатейливая планировка (три района, отделённые друг от друга лесополосой 2 км.), нет архитектурных излишеств - всё просто, даже немного аскетично. Но всё-таки город оставляет приятное впечатление.
На теплоход мы прибыли уже в сумерках и под проливным дождём. С отправлением заметно усилился ветер, дождь стал заливать даже закрытые части палуб и стала ощущаться небольшая качка, которая только способствовала глубокому здоровому сну.