Текущее время: 29 мар 2024, 00:03

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 78 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 09 дек 2010, 15:01 
Не в сети
Участник форума
Участник форума
Аватара пользователя

Регистрация:
Сообщений: 263
Откуда: Москва, Тушино
Пол: Женский
НИК писал(а):
Kotjara писал(а):

В среднем течении глубина долины до 80—100 м, русло изобилует перекатами;


Ширина, а то больно глубоко будет для реки.


Глубина ДОЛИНЫ, а не глубина реки. Посмотрите какие высокие-высокие берега. Вполне возможна глубина долины 80-100м
Изображение

Ширина долины р. Сухона трапецеидальная, колеблется от 0,4 до 4,5 км, глубина уреза – от 13 до 65 м. Она характеризуется плоским рельефом и ежегодно затапливается па­водками.

Эти же данные не я придумываю: http://bse.sci-lib.com/article107914.html БСЭ-для меня авторитетное издание


Вернуться к началу
  Профиль ICQ  
Cпасибо сказано  
СообщениеДобавлено: 09 дек 2010, 20:00 
Не в сети
Участник форума
Участник форума
Аватара пользователя

Регистрация:
Сообщений: 263
Откуда: Москва, Тушино
Пол: Женский
На календаре 1 августа, новый месяц, новый день и новые путешествия.
Изображение

Изображение

Подходим к Усть-Тиксне. До Тотьме по воде пройти не можем, слишком пересохла Сухона.
В санскритско-русском словаре слово "сухана" переводится "легкопреодолимая". По берегам Сухоны, в устьях рек Сомбал, Царева, Печеньга, Старая Тотьма археологи обнаружили около десяти мезолитических стоянок. Вероятнее всего, именно с населением этих первых в нашем крае поселений и следует связывать возникновение топонима Сухона. Причем произошло это на территории современного Тотемского района, так как ни в верхнем, ни в нижнем течении Сухоны мезолитические стоянки пока не найдены. Любопытно, что на географических картах Московии западноевропейского происхождения (1546 г.- Сигизмунда Герберштейна, 1562 г.- Антония Дженкинсона) река подписывалась "Сухана". Звук "о" вместо "а" появился скорее всего под влиянием северно-великорусского говора
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Мы со стороны
Изображение

Изображение

Изображение

После экскурсии мы пошли купаться.
Изображение

Изображение

Изображение

Купаться тяжелова-то, сильное течение. Как в фильме "Верные друзья"
Изображение

Что бы попасть на пляж нужно пройти по мосту через реку Тисна.
Изображение

Тиксна. Формант "-сна" встречается в десятках балтийских топонимов Центральной России, Белоруссии и Прибалтики - Цна, Тосна, Пресня, Десна, Сосна и др. Были попытки объяснить его как самостоятельное слово со значением "река", другие ученые считали его просто служебно-грамматическим элементом в топонимах, а также сближали с прусским "туснан" - "тихая". Спор этот не разрешен до сих пор. Яснее выглядит происхождение основы, для толкования которой можно привлечь литовское "теке" - "небольшая река", "такас" - "течение, русло реки". Литовское "теке" на основе общности всех индоевропейских языков родственно русскому "ток", украинскому "тик" в значении "течение". На основе такого сопоставления первоначальная форма топонима будет выглядеть, как Тексна. В подтверждение возможности перехода звуков "е - и" стоит привести вариант названия реки Пинега - Пенега (записано в XVIII веке)10. Вторая гипотеза в отношении топонима Тиксна связана с санскритским словом "тиксна", имеющим несколько значений, среди которых - "железо". Вроде бы странное имя для реки - "Железная", однако есть реальный географический факт в подтверждение этого толкования: на правом берегу Тиксны около деревни Петрилово бьет из-под земли родник, вода которого сильно насыщена ионами железа. С этим ключом (местное название его - Святой) связана деятельность Вассиана Тиксненского, монаха, жившего уединенно в келье у реки Тиксны в начале XVII века. В житии святого Вассиана рассказывается, что он любил умываться водой из этого ключа, а также принимал ее внутрь как средство от многих болезней.
Изображение

Возвращаюсь в утро. Просто про реки хотелось единым блоком рассказать.
Нас ждет транспорт. До Тотьмы ехать 70 км.
Изображение

Во втором приезде транспорт был похуже. Развеселила надпись на украинском:
Изображение

Путь лежит через Юбилейный - небольшой посёлок в Тотемском районе, который появился около 30 лет назад, вместе с газо-компрессорной станцией «Газпрома».
Изображение

Изображение

Изображение

Едем дальше
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автовокзал Тотьмы
Изображение

Молодежный центр Тотьмы
Изображение


Вернуться к началу
  Профиль ICQ  
Cпасибо сказано  
За это сообщение пользователю Kotjara "Спасибо" сказали:
Речной, Нептун
СообщениеДобавлено: 09 дек 2010, 20:37 
Не в сети
Участник форума
Участник форума
Аватара пользователя

Регистрация:
Сообщений: 263
Откуда: Москва, Тушино
Пол: Женский
Тотьма — небольшой исторический город (около 10 тысяч человек) в восточной части Вологодской области, в 215 километрах к северо-востоку от Вологды. Тотьма внесена в список 115 наиболее ценных городов – памятников России. Тотьма старше Москвы.

Название происходит от первоначальной формы Тотма (или Тодма), что трактуется как производное от «низкая болотистая местность» на одном из финно-угорских языков.

Существуют и другие версии происхождения названия Тотьма. Возможно, оно образовано от древнего дославянского пермского, означающего «мокрое место, поросшее елямя и кустарниками»: Коми "тод" - "сырое место, заросшее кустарником и елками" хорошо сочетается с формантом "-ма", служащим для обозначения принадлежности к местности.

Ещё одна версия происхождения названия: «Тотьма» переводится как «город, колдующий воду», что объясняется тем, что река Сухона два раза в год меняет направление своего течения.

Также есть легенда о том, что Петр Первый в свой первый приезд в Тотьму сказал: "То не город — то тьма". Но это было давно и неправда, в настоящее время существуют и другие версии происхождения этого названия. Ударение, кстати, на первый слог, а район области называется вовсе не Тотёмный и не Тотьминский, а удивительно Тотемский.

Первое упоминание о Тотьме относится к 1137 году. Согласно грамоте новгородского князя Святослава Ольговича, Тотьма должна платить сорок куньих мехов новгородскому епископу Нифонту в казну Софийского собора.

Раскинувшийся на левой стороне Сухоны маленький, уютный, по-провинциальному тихий городок Тотьма выделяется среди других прибрежных поселений своими удивительно стройными и нарядными храмами. Возвышаясь над скромными деревянными домами, они, словно красочные инициалы в рукописной книге, отмечают наиболее интересные части в панораме города.

Первоначально Тотьма располагалась не здесь, а в пятнадцати километрах ниже по течению Сухоны. Это древнее поселение, вероятно, существовало до XV века, а затем с открытием соляных варниц у речки Песьей Деньги переместилось к ним. Во главе солеваренных промыслов Тотьмы, как и в Сольвычегодске, стояли Строгановы, представители все той же фамилии. Тотемские Строгановы, как и сольвычегодские, вели большое строительство, сооружая в городе не только хоромы, но и деревянные церкви.

В середине XVI столетия город еще более расширяется. «Переселяхуся людие из старого посада от варниц на берег Сухоны реки иде же ныне стоит град Тотьма»,— говорится в повести о Феодосии Тотемском (Суморине), составленной около 1554 года. В самом городе возводится кремль, появляются торговые ряды и причалы для судов, развозящих добываемую в варницах соль.

С введением опричнины Тотьма, как и Вологда, входит в состав опричных земель. Иван Грозный, подолгу живя в Вологде, которую он одно время хотел видеть своей северной резиденцией, несколько раз посещал Тотьму.

Во время польско-шведской интервенции тотьмичи вначале признали власть Лжедмитрия I. Однако в дальнейшем, они свергли власть интервентов и отправили свой полк в Вологду, где формировалось ополчение северных городов. Собранные войска двинулись к Костроме, уничтожая проникшие на Север мелкие вражеские отряды.

Тотьма, оставаясь в стороне от непосредственных военных действий, лишь один раз подверглась нападению отступающих отрядов врага, разбитых под Устюгом. Неприятель отступил. После окончания интервенции была проведена едва ли не первая в этих местах перепись населения. В 1623 году из Москвы были присланы писец Дуров и подьячий Евстафий Колупанов для составления соответствующих документов. По их переписи в Тотьме значатся 20 храмов, 199 дворов и 8 варниц на старом посаде.

С открытием англо-русской торговли Тотьма была вовлечена в тот же круговорот торгово-хозяйственных дел, которые так способствовали расцвету северных городов.

Царь Петр I несколько раз посещал Тотьму. Знакомясь с работами на соляных варницах и желая убедиться в тяжелых условиях труда, он сам вытаскивал бадьи с рассолом, за что потребовал выдачи ему установленной платы. Впоследствии Петр ссылал в Тотьму опальных бояр; в частности, отец его первой жены Федор Авраамович Лопухин отбывал здесь почетную ссылку в качестве городского воеводы.

В 1780 году Тотьма стала уездным городом Вологодской губернии.

Герб города учреждён в 1780 году императрицей Екатериной Второй. На гербе котором изображена «черная лисица в золотом поле», поскольку тотьмичи «в ловле сих зверей упражнялись». Это связано с тем, что экспедициями компаний тотемских купцов — мореходов Черепановых, Холодиловых, Пановых было снаряжено 19 экспедиций, которыми вывезена 1/5 часть всей пушнины, добытой в Новом Свете в течение полувека — рекордный показатель среди городов России. Тотьма — единственный город в России имеющий на гербе иностранного зверя.
Изображение

На территории Тотемского района расположены три крупных леспромхоза. Построен механизированный льнозавод. По соседству с льнозаводом построены маслодельный завод, мясокомбинат, хлебозавод, асфальтобетонный и кирпичный заводы. По территории Тотемского района проходит газопровод «Сияние Севера». Развитие Тотьмы тесно связано с газовой и нефтяной промышленностью.

Хотя соляной промысел в Тотьме со временем угас, сегодня это древнее ремесло возрождается усилиями сотрудников Тотемского музейного объединения в рамках проекта «Соль земли русской». В Тотьме также возрождено существовавшее в начале века Петровское ремесленное училище, некогда готовящее мастеров народных промыслов.

Достопримечательности. В городе пять музеев:
Краеведческий музей
Дом-музей И. А. Кускова
Открытое хранение фондов в Спасо-Суморином монастыре
Музей церковной старины
Музей мореходов

Еще два музея находятся в районе:
Краеведческий музей п. Царева
Дом-музей Н. М. Рубцова в селе Никольском.


Вернуться к началу
  Профиль ICQ  
Cпасибо сказано  
За это сообщение пользователю Kotjara "Спасибо" сказали:
Речной, Нептун
СообщениеДобавлено: 09 дек 2010, 23:22 
Не в сети
Участник форума
Участник форума
Аватара пользователя

Регистрация:
Сообщений: 263
Откуда: Москва, Тушино
Пол: Женский
Экскурсия началась:

Николай Михайлович Рубцов – русский советский лирический поэт.

Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецк Архангельской области. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой — отец ушёл на фронт и погиб в 1941 (на самом деле отец бросил семью и жил отдельно в Вологде после войны). В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы.
Вологодская «малая родина» и Русский Север дали ему главную тему будущего творчества — «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным».

С 1950 по 1952 будущий поэт учился в Тотемском лесотехническом техникуме. Затем с 1952 по 1953 работал кочегаром в архангельском траловом флоте треста «Севрыба», с 1953 по 1955 учился в горно-химическом техникуме Минхимпрома в г. Кировск (Мурманская область). С марта 1955 Рубцов был разнорабочим на опытном военном полигоне в Ленинграде. С октября 1955 по 1959 проходил армейскую службу на Северном флоте (в звании матроса и старшего матроса). После демобилизации жил в Ленинграде, работая попеременно слесарем, кочегаром и шихтовщиком на Кировском заводе. Однако в душе он живёт поэзией, а потому решает изменить свою судьбу.

Рубцов начинает заниматься в литобъединении «Нарвская застава». В июле 1962 с помощью Бориса Тайгина выпускает свой первый машинописный сборник «Волны и скалы». В августе 1962 Рубцов поступает в Литературный институт им. М. Горького в Москве. С пребыванием в институте вскоре возникли проблемы, однако поэт продолжает писать, и в середине 1960-х у него выходят первые сборники.

В 1969 Рубцов заканчивает Литературный институт, получает первую в своей жизни отдельную однокомнатную квартиру.

Николай Рубцов в своем стихотворении «Я умру в крещенские морозы» предвидел свою трагическую смерть. Он погиб случайно в семейной ссоре 19 января 1971 в своём вологодском доме номер 3 на улице, названной в честь земляка русского советского прозаика Александра Яшина, от руки женщины, которую собирался назвать своей женой — Людмилы Дербиной (Грановской), которая не собиралась его убивать, но не выдержала его алкогольного дебоширства.


В Тотьме установлен памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова.
Изображение

Поэзия Рубцова, предельно простая по своей стилистике и тематике, связанной преимущественно с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью, внутренней масштабностью, тонко разработанной образной структурой.

Особенной известностью пользуются песни на его стихи «В горнице моей светло», «Я буду долго гнать велосипед», «В минуты музыки печальной», «Улетели листья»


Николай Рубцов написал:

Тот город зеленый и тихий
Отрадно заброшен и глух.
Достойно, без лишней шумихи,
Поет, как в деревне, петух
На площади главной... Повозка
Порой громыхнет через мост,
А там, где овраг и березка,
Столпился народ у киоска
И тянет из ковшика морс,
И мухи летают в крапиве,
Блаженствуя в летнем тепле...

Идем по набережной им. Кускова. Вот сдесь должен был бы стоять Яковлев.
Изображение

Вид что под мостом бы мы не прошли
Изображение

Изображение

Самое старое гражданское здание Тотьмы — дом купца Холодилова (середина XVIII века, набережная Кускова, ниже Успенской церкви по течению). Его фасад выходит на Сухону — главную транспортную артерию времени постройки дома, а к современному центру города он обращен задворками. Сейчас в нем находится управление внутренних дел.
Изображение

Стены построены таким образом, что б из внутреннего двора заключенным стены казались высокими и неприступными.
Изображение

Мост
Изображение

Изображение

Вообще в застройке Тотьмы почти нет многоэтажных зданий, преобладают деревянные дома, многие украшены резьбой.
Изображение

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
  Профиль ICQ  
Cпасибо сказано  
За это сообщение пользователю Kotjara "Спасибо" сказали:
Речной, Нептун
СообщениеДобавлено: 10 дек 2010, 14:00 
Не в сети
Участник форума
Участник форума
Аватара пользователя

Регистрация:
Сообщений: 263
Откуда: Москва, Тушино
Пол: Женский
В успенском саду установлен памятник художнику Вахрушеву на улице Володарского, выполненный скульптором А. Щепкиным.
Изображение

Феодосий Михайлович Вахрушов — русский художник, живописец-пейзажист и монументалист. Большинство работ связаны с природой и архитектурой Русского Севера. Краевед, исследователь и собиратель народного искусства, основатель собрания Краеведческого музея Тотьмы.
Феодосий Вахрушев родился в 1870 году в мещанской семье. Окончил уездное училище и начал постигать секреты художественного мастерства у местного живописца Кузнецова. Купчиха Хаминова, бывшая проездом в Тотьме, заметила работы талантливого мальчика и представила их в Царскосельский лицей. Благодаря ей в 1888 году Вахрушев поступает в Санкт-Петербургскую Академию художеств.В 1895 году он окончил Академию художеств, два года занимался в мастерской И. Е. Репина. За рисунки с натуры он получил две малые и две большие серебряные медали. Молодой художник увлекался жанровой живописью, а в зрелые годы проявил себя как мастер пейзажа.
Большую часть своей жизни он провёл в родном городе. Любил спокойную, неторопливую Сухону с лесистыми берегами и живописными островами. На многих его полотнах изображена река, осенние леса — неброская красота северной природы. Долгое время Вахрушев работал художником-оформителем в краеведческом музее. Работы Ф. М. Вахрушева находятся в музеях Москвы, Санкт—Петербурга, Архангельска, Харькова, Одессы, Саратова.

Феодосий Вахрушев несколько лет жил на Украине, где участвовал в росписи Киево-Печерской лавры. В Тотьме художник также некоторое время занимался монументальной росписью. Вахрушев был человеком набожным, как и почти все тотьмичи в то время.
Изображение

А это самое древнее деревянное из казенных зданий. Это двухэтажное деревянное здание, служащее временным помещением для открытого в 1911 году Реального училища. Реальное училище, неполное среднее или среднее учебное заведение, в учебном плане которого основное место отведено предметам естественно-математического цикла. После победы Октябрьской революции 1917 Реальное училище как тип учебного заведения ликвидированы.
Изображение

Продолжаем путь по Белоусовской улице,которая идёт перпендикулярно улице Володарского и реке Сухоне. Справа, после пересечения с улицей Клочихина, бывшей Георгиевской, в сквере установлен памятный знак "60-я параллель"
Изображение

Недалеко от Торговой площади
Изображение

Расположен памятник Ленину
Изображение

Изображение

Здание городской администрации на Белоусовской улице, 34.
Изображение

Памятник Российским землепроходцам и мореходам работы архитектора Виктора Михайлова, установленный в 2005 году
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Виды города
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Валун в честь "чёрной лисы, в ловле которой тотьмичи упражнялись в 18-м веке"
Изображение

По преданию, бузина отгоняет ведьм. поэтому очень часто её можно встретить у церквей.
Изображение

"Честный Животворящий Крест", установленный в сентябре 2004 года перед церковью Рождества Христова на месте разрушенной церкви Параскевы Пятницы
Изображение

Дом детского творчества
Изображение

А у нас по плану экскурсия в дом-музей Ивана Александровича Кускова
Изображение

Изображение


Бывшему русскому поселению и деревянной крепость на побережье северной Калифорнии в 2012 году исполняется 200 лет

Форт Росс основан Русско-американской компанией в начале 19-го века для промысла и торговли пушниной. Расположен он в 80 километрах к северу от Сан-Франциско. Там весной 1812 года уроженец города Тотьмы лейтенант Иван Кусков с 25 русскими колонистами и 90 алеутами основал укрепленное поселение. Форт Росс основал житель Вологодской области Иван Кусков в начале 19-го века.

В 2009 году власти Штата Калифорния из-за нехватки денег хотели закрыть государственный исторический парк Форт Росс. Но общественность эту новость восприняла крайне негативно. За сохранение этого уникального исторического памятника выступил и Президент России Дмитрий Медведев. А Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев даже направил соответсвующее ходатайство своему калифорнийскому коллеге Арнольду Шварцнеггеру. В итоге это русское культурное наследие в Америке удалось сохранить.
Изображение

В доме, где по возвращении из Америки жил И. А. Кусков, в 1990 году был открыт Дом-музей И. А. Кускова — Это первый музей Русской Америки в России.
Изображение

В этом доме провел последние дни своей жизни Кусков. Экспозиция рассказывает о жизни и деятельности тотемского морехода Ивана Кускова, содержит документы, письма, портреты, предметы той эпохи.
Изображение

Среди картин, хранящихся в музее, наиболее интересными являются портреты И. А. Кускова и его жены Е. П. Кусковой первой половины XIX века. Иван Кусков, уроженец Тотьмы, служащий Российско-Американской компании, был основателем и бессменным правителем с 1812 по 1821 год самого южного постоянного русского поселения на Американском материке — крепости и селения Росс (штат Калифорния).
Его несколько удлиненное моложавое лицо в обрамлении седых волос, с тонким прямым носом и крылатым разлетом бровей над большими серыми глазами выглядит необычайно значительно.
Изображение

Тотьмичи чтут память своего земляка, прославившего Россию на берегах Америки. Именем Кускова названа набережная Сухоны.
Изображение

Вид на город с колокольни Церковь Входа Господня в Иерусалим
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вид на Спасо-Суморин монастырь
Изображение

Изображение

Вот такими были деревья
Изображение

Первое упоминание о Тотьме, находившейся тогда в 15-ти километрах ниже по течению Сухоны у впадения в неё реки Старая Тотьма, было в 1137 году, за 10 лет до первого упоминания о Москве. А в 13-м веке местные жители открыли на реке Ковде, притоке Песьей Деньги, там где сейчас расположена деревня Варницы, соляные источники, и стали богатеть благодаря добыче соли. Даже до начала 21-го века здесь находился бальнеологический курорт.

После того, как в 1539 году старую Тотьму сожгли татары, город был перенесён на нынешнее место: на Красной Горке, у впадения в Сухону речки Песья Деньга, там, где сейчас находится бывший собор Богоявления Господня, была построена деревянная крепость.
Изображение


Вернуться к началу
  Профиль ICQ  
Cпасибо сказано  
За это сообщение пользователю Kotjara "Спасибо" сказали:
Речной, Нептун
СообщениеДобавлено: 10 дек 2010, 14:06 
Не в сети
Участник форума
Участник форума
Аватара пользователя

Регистрация:
Сообщений: 263
Откуда: Москва, Тушино
Пол: Женский
Второй приезд
Краеведческий музей является одним из старейших музеев в Вологодской области. Он основан в 1915 году членами Тотемского отделения Вологодского общества изучения Северного края. Музей расположен в здании бывшего духовного училища.
Изображение

Структура музея традиционна и состоит из трех отделов: отдел природы, исторический и художественный отделы.
Экспозиция исторического отдела предлагает посетителю окунуться в историю города Тотьмы с XII по ХХ века. Художественный отдел отражает культуру и народные традиции Русского Севера. С удивительным миром флоры и фауны края гостей знакомит отдел природы.
Изображение

Недалеко от краеведческого музея расположен
Изображение

Памятник тотьмичам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-45 годов, установленный в 1970 году в сквере напротив Краеведческого музея.
Изображение

Изображение


Вернуться к началу
  Профиль ICQ  
Cпасибо сказано  
За это сообщение пользователю Kotjara "Спасибо" сказали:
Речной, Нептун
СообщениеДобавлено: 10 дек 2010, 15:11 
Не в сети
Участник форума
Участник форума
Аватара пользователя

Регистрация:
Сообщений: 263
Откуда: Москва, Тушино
Пол: Женский
Тотьма славится своей архитектурой, тотемское барокко ни с чем перепутать нельзя.
Тотемские храмы... Чем же они притягивают к себе любителей русской старины? Устремленностью ввысь, новизной, величественностью и уникальным декором. Изысканные орнаменты на фасадах церквей делают их непохожими на другие. Эти орнаменты казались так необычны для русской архитектуры XVIII века, что специалисты "окрестили" их иностранным словом "картуш". Заглянем в словарь. Картуш - это характерное для стиля барокко украшение в виде щита или полуразвернутого свитка для помещения подписей, икон, гербов. Тотемские картуши отличаются от обычных (лепных, резных или рисованных).
Изображение

Изображение
Они являются не внутренним, а внешним элементом убранства храмов и представляют собой часть кладки стены, как правило, выступающую на треть кирпича и обрамленную многопрофильным валиком кирпичного набора. На внутренних полях картушей - звезды и цветы, трилистники, кресты и раковины. На иных нет ничего, но и такими каменными кружевами, сделанными не по штампу, а живой рукой мастера, можно любоваться без конца.

Картуши, как своеобразная визитная карточка Тотьмы, многие годы не вписывалась в русские традиции, вероятно поэтому тотемская архитектура долгое время оставалась без внимания ученых и художников. Но в 1962 году доктор архитектуры П.А. Тельтевский, изучив и проанализировав пять (к сожалению, оставшихся) храмов с картушами, сделал удивительный вывод: они представляют собой собственную архитектурную школу русского барокко. Собственной архитектурной школой может похвастаться не каждый губернский город.


У каждой церкви в Тотьме две даты постройки. Чтобы не растягивать строительство на несколько лет, тотьмичи строили нижний храм, открывали его, а затем, через несколько лет, накопив средств, достаивали его верхним. Верхний становился летней церковью, а нижний - тёплой, зимней.
На примере церкви Рождества Христова: в 1746-1748 - теплый храм, в 1786-1793 - верхний храм и колокольня . Граница между храмами проходит по линии карниза под картушами. Очень необычна и форма крылечка с лестницей на ползучей арке . Как будто строители намеренно сделали лестницу в новый храм так, чтобы она не соприкасалась со старой зимней церковью:
Изображение

Ее нижний ярус, сильно вытянутый в продольном направлении, включает традиционно пятигранный алтарь, собственно храм и более широкую трапезную с папертью. Архитектура его принадлежит раннему этапу развития местного зодчества, сочетая в себе скромные барочные формы с древнерусскими. Стены украшают парные и одиночные пилястры с консолями, пояс поребрика над цоколем и простой многопрофильный карниз с рядом фестончиков и с раскреповками. Оригинальны обрамления арочных оконных проемов в виде прямоугольной рамки, непосредственно переходящей вверху в килевидное завершение.
Нижний ярус выступает как подклет основного храма, исключительно стройного и легкого, отличающегося особой цельностью, единством композиционного построения в стиле зрелого местного барокко. Его двусветный четверик сильно развит в высоту и господствует над пониженными частями с небольшими главками — пятигранным алтарем и короткой трапезной с крыльцом перед западным фасадом. Грушевидная купольная кровля четверика увенчана малым световым восьмериком, несущим еще два последовательно уменьшающихся стройных восьмигранника с главкой. Таким образом, обычная композиция трехчастного храма с двусветным бесстолпным основным объемом получает здесь подчеркнутую устремленность вверх и уникальное для Тотьмы трехъярусное венчание.

Изображение

Этому же впечатлению во многом служит и архитектурное убранство церкви, выдержанное в традиционных для местного барокко формах. Тонкие пилястры на углах и между окон четверика особенно динамично устремляются вверх, достигая широкого карниза с зубчиками и раскреповками, изгибающегося в центре фасадов. Вертикализм постепенно нарастает и в рисунке пышных узорчатых картушей: под нижними окнами они еще растянуты в ширину, между ярусами — звездчатые, пятиконечные, уже с преобладанием вертикальной направленности, а над верхними окнами — типа фигурных фронтонов, устремленных ввысь.

Оригинальный вход в верхний, основной храм выполнен в виде двухъярусного восьмигранного крыльца с крытой лестницей-всходом в два марша. Крутой всход ведет на второй ярус крыльца с проемами, соединенный со зданием лестницей-переходом на ползучей арке.

Изображение

Она особенно типична для местной архитектуры XVIII века, ибо построена, как и большинство остальных церквей.
Изображение

Закрыта в советское время. Отдельно стоящая колокольня (1790) разрушена. В нач. XXI в. возвращена верующим.
Изображение


Каменная однокупольная церковь, выстроенная на месте разрушенной при перестройке старой церкви (1755). Основной объём храма построен в классическом стиле. В настоящее время в здании располагается музей церковной старины.
Изображение

Посетить этот музей удалось только во второй приезд.
Музей церковной старины открыт в 1995 году, в бывшем храме во имя Успения Пресвятой Богородицы (нач. XIX в.).
Изображение

Церковь построена в одной связи с колокольней (высота 52 м.), на смотровых площадках которой можно увидеть Тотьму с высоты птичьего полета.
Изображение

Изображение

На колокольню ведут очень высокие ступеньки
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Посетители Музея церковной старины получают уникальную возможность прикоснуться к прошлому через образы святых, выполненные на иконах XVI – XIX в.в., через медные складни, относящиеся к медной пластике, через культовые предметы: облачение священнослужителей и церковную утварь прошлых столетий.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы и Церковь Воскресения Христова. Каменная двухпрестольная церковь с приделом Прокопия и Иоанна Устюжских. Вторая церковь Успенского прихода. В советское время закрыта. Убранство нижнего яруса Воскресенской церкви еще полностью выдержано в ранних традициях архитектуры местных церквей (пилястры на консолях и рамочные оконные наличники), а более нарядный декор верхнего этажа подражает нарышкинскому барокко (разрезные фронтоны окон, карниз с зубчиками). Лишь тонкие пилястры на углах и между окнами как бы предвосхищают детали памятников конца 1770-х годов.
Изображение

У градской церкви Воскресения Христа, на берегу реки Сухоны юродствовал Андрей Тотемский. Он был учеником и духовным сыном преподобного Стефана Галицкого, подвизавшегося в Воскресенском монастыре г. Галича (Костромская обл.). Благодаря стремлению к духовной жизни, блаженный достиг высокого нравственного совершенства. Сохранились свидетельства тому, что многим он являлся во сне и исцелял больных еще при жизни. Незадолго до кончины праведный Андрей завещал пономарю Воскресенской церкви Иоанну Яковлевичу (будущему иеромонаху Ионе, основателю Троице-Дедовой пустыни) построить на Дедове острове часовню, в ней явленную икону Святой Троицы. Он же предсказал, что со временем m том месте будет обитель монахов.

На месте погребения блаженного Андрея сейчас стоит каменная Успенская церковь. Это один из поздних храмов города. Его строительство завершено в 1808 г. В 1995 г.

Успенская церковь была сооружена сразу же после окончания Воскресенской, в 1749—1755 годах. В 1790-х годах приступили к сооружению колокольни. Однако в 1800 году церковь почти целиком разобрали и на ее месте начали возводить новый, двухэтажный храм. От первоначальной постройки сохранилась только западная стена трапезной палаты с двумя перспективными порталами и небольшая кладовая палатка, расположенная с северной стороны колокольни. По характеру своего архитектурного убранства эти части церкви очень близки Воскресенскому храму, лишь обрамления их окон имеют более вычурные завершения барочного типа.
Изображение

Строительство новой Успенской церкви так и не было полностью завершено: в течение 1800—1808 годов достроили колокольню и возвели нижний храм, а вместо верхнего над ним поставили деревянное перекрытие. Вновь сооруженное здание вместе с высокой колокольней, монументальной и тяжеловесной, было выполнено в духе классицизма.

Парадная величавость колокольни особенно выигрывает в сравнении с небольшим и низким храмом. Ее крупный четверик в три света несет высокий восьмерик с открытым звоном, увенчанный яйцевидным куполом на очень низком восьмиграннике с люкарнами. Убранство колокольни очень своеобразно. Классические детали в виде рустованных углов, простых карнизов и сильно уплощенных наличников верхних рядов окон четверика контрастируют с вычурным местным барочным декором конца XVIII века его нижней части — парными пилястрами, рамочными наличниками окон, живописными картушами и овалами над ними. Частично сохранился также и перспективный западный портал колокольни. Как уже сказано, ее нижняя часть была сооружена в 1790-х годах.

По сравнению с колокольней Успенский храм с выступами-ризалитами по сторонам основного объема, завершенными фронтонами, и с пологой полусферой деревянного купола выглядит приземистым и неказистым. Его декор — рустовка стен, плоские выступы по бокам трапезной, прямоугольные «щиты» и полуциркульные ниши над окнами — прост и довольно зауряден.
Изображение

Церковь Троицы Живоначальной в Рыбачьей слободе. Каменная пятиглавая церковь в стиле тотемского барокко. Сооружена на средства купца Сергея Черепанова, мастер - Федор Титов. В советское время закрыта. Вновь возвращена верующим, действует.
Изображение

Поставленная на возвышенном берегу Сухоны, за Песьей Деньгой, она эффектно возвышается над окружающей местностью, особенно выразительно вырисовываясь со стороны широкой поймы этой речки. Построено здание на средства купца С. Я. Черепанова также в два этапа: в 1768—1772 гг. была возведена нижняя церковь, а в 1780—1788 гг. над ней надстроена верхняя. Сохранившийся подрядный договор сообщает нам имя производившего эту надстройку мастера — крестьянина Федора Ивановича Титова, уроженца деревни Петровское Сольвычегодского уезда. В договоре даже указывается об украшении здания картушами: «а между нижними и верхними окнами клейма зделать какъ наилутче возможно». Именно этот сравнительно небольшой разрыв во времени наложил своеобразный отпечаток на архитектуру храма, свидетельствуя о постепенном сложении местного варианта барокко.

Общий тип церкви Троицы остается прежним. Это — трехчастная двухэтажная постройка с двусветным бесстолпным основным четвериком, завершенным пятиглавием, а также с пятигранным алтарем и прямоугольной трапезной. Индивидуальной ее особенностью является редко встречающийся в русской архитектуре двухапсидный алтарь нижнего храма. Необычен и примыкающий с запада к трапезной притвор с лестницей на второй этаж, суженный ярус которого был частью не сохранившейся колокольни. Крупная трапезная церкви и широкие барабаны-восьмерики ее двухъярусных глав с приземистыми грушевидными кровлями-основаниями создают некоторую замедленность в движении форм вверх, которое лишь позднее, в памятниках 1790-х годов, приобретает особенно сильную акцентировку.

Нижний ярус церкви Троицы с его внешним убранством характеризует переходную ступень от раннего этапа к зрелому в развитии местного зодчества. Обычные парные и одиночные пилястры вместо консолей снабжены здесь постаментами со звездочками в фигурных розетках, а над рамочными наличниками окон вместо кокошников появились вычурные, чисто барочные сандрики-бровки из лекального кирпича, встречающиеся в постройках Великого Устюга и Сольвычегодска этого времени. Интересна и форма западного перспективного портала, трактованного в виде трехступенчатой арки из отдельных наборных элементов с ребрами и нишками, которую фланкируют тонкие граненые полуколонки с постаментами и капителями. Такая форма порталов характерна для ряда памятников Великого Устюга, что вместе с другими архитектурными деталями заставляет высказать предположение о строительстве этой части церкви Троицы устюжскими мастерами.

Верхний ярус храма с его убегающими ввысь тонкими пилястрами на четверике, а также с живописными картушами под его окнами и фигурными фронтонами над их верхним рядом знаменует расцвет местного стиля. Особенно красивы вазообразные картуши с двумя «ножками» между нижними и верхними окнами, характерные только для Троицкой церкви. Несколько упрощенный карниз четверика с поребриком и зубчиками, лишенный полукружий в центре, и скромные бровки над окнами трапезной и алтаря вносят некоторую простоту и статичность в ее архитектуру.
Изображение

В Тотемском краеведческом музее был найден редкий документ "Летопись Троицкой церкви", который поведал, что построена церковь "от избытка капитала" тотемского купца Степана Черепанова, который с молодых лет проживал в Сибири. Из него мы узнали и имя одного из зодчих тотемского стиля Федора Титова (сольвычегодского крестьянина). С крестьянином был заключен контракт "скласть двухсветную церковь в три лета за 800 рублей". Ныне Троицкая церковь - действующий храм города. Находившаяся долгое время в запустении, церковь была восстановлена священником Георгием Титовым.

Храмы, построенные в XVIII веке, всегда определяли выразительный и неповторимый облик Тотьмы, придавая ей какое-то особoe очарование и привлекательность. Однако главным зданием города издревле считался соборный храм Богоявления, расположенный на возвышенной части берега Сухоны, которая именовалась Соборной горкой.
Каменный двухэтажный собор, построенный по проекту арх. И. А. Фохта в стиле раннего классицизма. В советское время закрыт, завершения сломаны. Ныне в здании располагается кинотеатр.
Изображение

Она имела с двух сторон крутые спуски к реке и к впадающей в нее маленькой речушке Песьей Деньге, а с третьей — глубокий овраг, некогда бывший рвом. В силу своего удобного и безопасного местоположения гора и явилась тем местом, куда переселились в середине XVI века от соляных варниц тотьмичи. Вскоре здесь был поставлен острог с рублеными стенами и восемью башнями (четыре угловые), а в нем — два деревянных храма клетского типа, земская изба и ряд других строений. К концу XVII столетия острог уже стоял полуразвалившийся, земскую избу сменил воеводский двор, а храмы были сооружены заново: холодный — с «клинчатыми верхами о пяти главах», рублен «углом» и теплый — с «бочечным верхом», а при них — колокольня с железными часами.

В 1743 году большой городской пожар уничтожил все деревянные церкви и остатки острога на Соборной горе. Возведенный вскоре после пожара Богоявленский собор (1744— 1749) был уже каменным. Он представлял собой характерную для своего времени двухэтажную бесстолпную постройку, увенчанную восьмериком и пятью главами. Ее изящный и нарядный облик с развитым барочным декором запечатлен на рисунке с видом Тотьмы со стороны реки, выполненном неизвестным художником в конце XVIII века (Тотемский краеведческий музей). Рядом с собором изображена высокая ярусная колокольня, завершенная стройным шпилем.

Однако этому собору не суждено было сохранить свои первоначальные формы. В 1811 году к зданию начали пристраивать обширную трапезную с крыльцом, но пожар 1815 года прервал работы. Губернский архитектор И. А. Фохт составил новый проект, по которому в 1816—1822 годах собор перестроили, превратив его в массивное сооружение, выдержанное в духе раннего классицизма. В истории памятника это были не последние страницы. В 1863—1868 годах храм еще раз переделали по проекту некоего П. В. Иконникова, ключаря вологодского Успенского собора. Он, как сообщают документы, якобы хорошо знал строительное дело, однако произведенные им переделки свидетельствуют о невысоком профессиональном уровне этого зодчего-самоучки.

Монументальный двухэтажный Богоявленский собор (ныне кинотеатр) тяжеловесен, непропорционален и сух. Его архитектура со слабо расчлененными фасадами и плоским декором еще во многом тяготеет к раннеклассическим формам XVIII века. Первый этаж на 2/3 высоты украшает характерная рустовка с замковыми камнями над окнами; в центре боковых фасадов расположены слегка выступающие портики с четырьмя парами полуколонн и небольшими пологими фронтонами. Завершение собора — цилиндрический барабан с куполом и четыре малых главы по углам — не сохранилось.

Церковь Иоанна Предтечи. Она представляет собой один из самых ранних каменных культовых сооружений Тотьмы.
Изображение

Церковь Иоанна Предтечи была построена в 1738—1740 годах по заказу секретаря великоустюжской консистории И. Г. Фирсова. Сохранилась она с большими утратами (разобраны верхний ярус и придел), однако, несмотря на это, позволяет составить представление о раннем этапе развития тотемской архитектуры XVIII века. Это сравнительно небольшое бесстолпное здание, состоящее из трех частей: основного, первоначально двухъярусного четверика с малым восьмериком и главой, узкого пятигранного алтаря и неширокой паперти. Подобная композиционная схема типична для ранних тотемских церквей. Лишь невысокий Ильинский придел, примыкавший к храму с севера, придавал ей некоторое своеобразие.
Изображение

Убранство фасадов церкви Иоанна Предтечи свидетельствует о двойственности подхода к архитектуре, который характерен для местных мастеров раннего периода. Плоские, на углах парные пилястры, опирающиеся на оригинальные висячие консоли, членят стены, увенчанные сочным карнизом из простых профилей с раскреповками и выразительными фестончиками под нижним полувалом. Эти элементы в духе раннего барокко соседствуют с деталями, непосредственно восходящими к древнерусским формам XVII века,— с оконными наличниками в виде прямоугольной, многоступенчатой рамки с килевидным кокошником-фронтончиком и порталом в центре западного фасада с полуколонками по бокам и килевидным архивольтом.
Изображение


Вернуться к началу
  Профиль ICQ  
Cпасибо сказано  
За это сообщение пользователю Kotjara "Спасибо" сказали:
Речной, Нептун
СообщениеДобавлено: 10 дек 2010, 16:00 
Не в сети
Участник форума
Участник форума
Аватара пользователя

Регистрация:
Сообщений: 263
Откуда: Москва, Тушино
Пол: Женский
Памятники местной барочной архитектуры выделяют Тотьму из многих других небольших городов Севера, придавая ей какое-то особое очарование и привлекательность. Поставленные удивительно эффектно, в наиболее выигрышных для обзора точках города, эти стройные и нарядные здания, напоминающие застывшие в немом великолепии парусные корабли, превращают Тотьму в настоящую сокровищницу зодчества русской провинции XVIII века.
Изображение

Блестящим и, пожалуй, самым эффектным памятником зрелого этапа в развитии местного зодчества является Входоиерусалимский храм — единственная из местных церквей, целиком сооруженная в период расцвета тотемского барокко.
Изображение

Каменная двухэтажная церковь в стиле тотемского барокко, построена на средства купцов Григория и Петра Пановых. В нижнем этаже располагалась теплая церковь, в верхнем - холодная. В советское время храм был закрыт, сломаны завершения, в нем размещался винный завод. В настоящее время в нижнем храме располагается музей мореходов.
Изображение



Высокое, монументальное здание прежде всего поражает своей декоративностью и устремленностью всех форм вверх. Обычный тип бесстолпного и пятиглавого храма в два этажа (внизу — теплый, вверху — холодный), с пятигранной алтарной частью, короткой трапезной с притвором и колокольней трактован здесь с удивительным мастерством и своеобразием. Основной кубический объем с тремя рядами высоких окон свободно взмывает вверх. Венчают его высокая кровля и пять изящных глав на стройных двухъярусных восьмериках, центральный из которых является более крупным и световым.
Изображение

Динамичный взлет форм вверх особенно заметен с востока, где пониженный двухъярусный алтарь, также завершенный главкой с граненым барабанчиком, как бы начинает общее вертикальное движение, передавая его собственно храму. Необычно высокая трапезная во втором этаже имеет дополнительный ряд окон верхнего света вычурной, типично барочной формы. С запада к ней примыкает колокольня с крыльцом, два четверика которой венчает массивный и глухой восьмерик, к настоящему времени потерявший свое прежнее завершение.
Изображение

Особенно выразителен нарядный декор Входоиерусалимского храма с его характерными для местного барокко формами. Тонкие, ничем не перебиваемые пилястры на углах объемов и между окон вытянуты во всю высоту здания. Широкие завершающие карнизы с зубчиками дополнены полукружиями в центре каждой из сторон основного объема и четверика колокольни. Основной эффект производит живописное оформление оконных проемов, виртуозно выполненное из довольно ограниченного набора специально формованных кирпичных деталей, по-разному скомбинированных и создающих благодаря этому многообразие форм. На фасадах между тремя ярусами окон, заключенных в простые прямоугольные многоступенчатые рамки, расположены фигурные, вычурные картуши и над верхним рядом проемов не менее пышные фронтоны. Особенно роскошны картуши между нижними и средними окнами, а также на гранях колокольни, где они помещены в два яруса. Их рельефный рисунок из дуг, завитков и криволинейных элементов слегка выступает из плоскости стен и, оказываясь как бы наложенными на них, не нарушает четкие и ясные границы объемов здания.
Изображение

Подобный подход к решению внешнего убранства свойствен всем барочным храмам Тотьмы второй половины XVIII века. Они отличаются друг от друга лишь разнообразием комбинаций и сочетаний одних и тех же кирпичных фигурных деталей. Эти формы, явно исходящие в основном из столичной барочной лепнины середины столетия, образовали здесь свой собственный набор декоративных элементов.


Одна из самых стройных церквей города, Входоиерусалимская, заслуженно считается вершиной тотемского барокко. Она была сооружена в один прием в зримых формах тотемской архитектуры. На ней шесть разновидностей самых изысканных картушей. Они - разные на каждом ярусе, каждом фасаде, словно оживают, клубясь и переплетаясь с кружевом облаков.
Изображение

Разрешение на строительство двухэтажной каменной церкви, с "именованием внизу Входа Господня в Иерусалим, а вверху святителя Николая Чудотворца, было дано в 1774 году на месте деревянного храма, сгоревшего в 1743 году. Церковь была построена и "внутри изрядно украшена", как пишет исследователь П.И. Челищев, на средства местных купцов Григория и Петра Пановых. Ныне во Входоиерусалимском храме располагается Музей мореходов. В основную экскурсию входит посещение этого музея.
Изображение

Музей располагается на первом этаже Входоиерусалимской церкви (памятник архитектуры XVIII в.), переданной Тотемскому музейному объединению. Когда сотрудники музея пришли в храм, он был в плачевном состоянии: груды мусора, песка, грязи, ни окон, ни дверей… В восстановлении помогал весь город. Но основные ремонтные и реставрационные работы легли на плечи музейщиков.

Каждая экскурсия начинается с рассказа о создании и развитии российского флота.
В этой же экспозиции рассказывается о сподвижниках Петра в деле становления флота: Франце Лефорте и Федоре Апраксине; о российских мореплавателях и путешественниках, совершавших кругосветные плавания и новые географические открытия. Один из них - капитан-командор российского флота Витус Беринг.
Во время Камчатских экспедиций Беринг останавливался в Тотьме, чтобы запастись провиантом. В период царствования Петра многие тотьмичи отправлялись на работу на судоверфи Санкт-Петербурга. В музее хранится список крестьян, которые в 1722 году были отправлены плотниками на Охтинскую судоверфь.

История тотемского мореходства началась с середины XVIII века. В Тотьме в то время проживало более 80 зажиточных купеческих семей. Участники экспедиций Беринга, возвращаясь домой, рассказывали о богатых пушниной землях. Тотемских купцов это заинтересовало, и они стали собирать экспедиции с целью промысла пушного зверя.
Но каков бы ни был купец, сколько бы денег у него не водилось, в одиночку не в силах был организовать экспедицию. И купцы объединялись в компании. Что интересно, не по географическому признаку: в одну компанию входили купцы тотемские, вологодские, великоустюгские, московские, иркутские, ярославские. По сведениям исторических источников тех лет, чтобы собрать экспедицию требовалось 20 тысяч рублей – купить судно, оснастить его и отправиться в плавание – для чего и требовался общий капитал. Охотились тотемские путешественники на редких черных лис, промышляли бобров и морских котиков.

В 1780 году Екатерина II даровала Тотьме статус уездного города и герб – черную алеутскую лисицу на золотом поле в знак того, что «жители сего города в ловле сих зверей упражняются».

Одним из первых (с 1747 года) снаряжать экспедиции стал купец Федор Холодилов. В городе сохранился дом купца Холодилова, ныне в нем располагается районный отдел внутренних дел.

Наиболее известными купцами-компанейщиками были братья Григорий и Петр Пановы, снарядившие 11 экспедиций в Тихий океан. На музейном стенде - копии с портретов потомков Пановых. Память о Пановых - дом на центральной (Торговой) площади Тотьмы и Входоиерусалимский храм, где располагается музей.

Славные традиции купцов-мореходов тотьмичи продолжают и по сей день. Экспозиция третьего зала рассказывает о моряках, служивших на флоте в XX веке.
Несколько комплексов посвящены участникам первой мировой войны. Один из них - уроженец Усть-Печенгской волости Матвей Никулинский - служил на крейсере «Олег». На стенде - его личные вещи, документы, фотографии, книги. Во время службы он несколько раз бывал в заграничных плаваниях – сохранились открытки с видами Сербии и Черногории.

Следующий выставочный ряд посвящен морякам Великой Отечественной войны. Более 120 тотьмичей служили в это время, в основном, на Северном и Балтийском флотах.
Интересна экспозиция о «первооткрывателе» истории тотемского мореходства, первом директоре Дома-музея Кускова и Музея мореходов Станиславе Зайцеве. Он мечтал пройти путем тотемских мореходов и дойти до крепости Росс. Но, к сожалению, экспедиция сложилась неудачно, в 1993 году при невыясненных обстоятельствах он погиб. По словам сотрудников музея, третий зал является наиболее динамичным. Он регулярно пополняется новыми экспонатами, которые привозят сами моряки.

В 1946 году в храме был открыт завод по изготовлению вин. Производство функционировало до 1985 года. После закрытия завода часть оборудования была заброшена вместе со зданием. Во время реставрации помещения этот аппарат решили оставить в назидание потомкам о том, как храм не должен использоваться.

На этом экскурсия закончилась. У туристов есть время посетить колокольню и верхнюю церковь.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На колокольне
Изображение

Изображение

Изображение

Штраф за звон в колокола 5000р.
Изображение

Изображение

Внутренняя роспись
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На этом знакомство с городом Тотьмой закончилось.
Из сувениров можно купить лён, а так же тотемские вина: брусничное, клюквенное и рябиновое. А для детей тотемский лимонад.
Мы сели на автобусы и нас повезли обратно к теплоходу.


Вернуться к началу
  Профиль ICQ  
Cпасибо сказано  
За это сообщение пользователю Kotjara "Спасибо" сказали:
Речной, Нептун
СообщениеДобавлено: 10 дек 2010, 18:35 
Не в сети
Участник форума
Участник форума
Аватара пользователя

Регистрация:
Сообщений: 263
Откуда: Москва, Тушино
Пол: Женский
Во второй приезд я решила ознакомится с еще одной достопримечательностью г. Тотьмы - Спасо-Сумориным монастырем. Расположен он на западной окраине города на берегу Песьей Деньги. Полуразрушен. Недействующий.
К середине XVI века почти все соляные варницы Севера были сосредоточены в руках Строгановых и ряда монастырей — Спасо-Прилуцкого, Спасо-Каменного и тотемского Спасо-Суморина. Предприимчивый монах Феодосии Суморин, понимая все выгоды монастырского беспошлинного солеварения, решил основать в Тотьме при варницах «свой» монастырь. В 1554 году было послано соответствующее прошение царю Ивану Грозному, а уже через год началось строительство обители, настоятелем которой и стал Феодосии. К 1568 году монастырь был практически возведен; правда, как и остальные здания Тотьмы, он был деревянным.

Если идти от Входоиерусалимской церкви по улице Бабушкина, то минут через 10-15 вы придете в монастырь.
Изображение

По пути встретился деревянный домик с пластиковыми окнами
Изображение

Тотемский Спасо-Суморин мужской монастырь – крупнейший духовный и культурный центр Русского Севера. Обитель была основана в 1554 году монахом Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Феодосием Сумориным. Он являлся первым настоятелем монастыря и управлял обителью до своей кончины (1568). Канонизированный в 1798 году, сегодня Феодосии Суморин один из почитаемых святых земли Тотемской.
Прибыв в Тотьму и обойдя окрестности города, Феодосий нашел подходящее для обители место – мыс между речками Ковдой и Песьей Деньгой.
Изображение

Изображение

Он сумел создать в Спасо-Суморином монастыре образцовое и слаженное монастырское хозяйство. Монастырь стал одним из самых богатых на Русском Севере. Архитектурный ансамбль монастыря оформился в конце 18- первой половине 19 века. Сооружения ансамбля выполнены в стиле классицизма.
Изображение

Первая церковь в честь Преображения Господня была деревянной и построена еще в марте 1555 года преподобным Феодосием. Теплый деревянный Спасо-Преображенский храм был построен в 1623-1689 гг. Каменный Спасо-Преображенский храм строился в период с 1623 по 1689 годы. Он стал первой каменной постройкой в Тотемском уезде.
В 1801 году к Преображенской церкви с южной стороны был пристроен придел во имя святого князя Александра Невского, а с западной – помещения для монастырской ризницы и библиотеки. В XIX веке внутри церкви стены и своды были украшены живописью. Пол в храме был чугунным, а в алтаре – из белого камня. В резном золоченом иконостасе в киоте за стеклом хранилась икона св. князя Александра Невского, присланная в монастырь в 1801 году императором Александром I. Золотой оклад иконы был украшен драгоценными каменьями, а венец – алмазами и бриллиантами. Собор Преображения Господня (1876-1880) Каменный двухпрестольный собор с Введенским приделом. Неоднократно перестраивался.
После закрытия монастыря в здании собора располагался лесной техникум. В расположенном в соборе лесном техникуме учился поэт Н. Рубцов.
Изображение

Главной постройкой монастыря является Вознесенский собор, который был возведен после пожара 1690 года, был деревянным с одной главкой. Каменный храм на месте деревянного был построен в 1757-1764 гг., однако вскоре он стал оседать и разрушаться. Новый храм был построен в 1825 году. Окончательный облик собор приобрел, когда к нему была пристроена обширная трапезная. Не являясь главным собором монастыря (главный - руинированный Спасо-Преображенский), это - выдающийся памятник, построенный предположительно сыном знаменитого Казакова - Василием Матвеевичем.
Собор сохранился до наших дней. Каменный собор в стиле зрелого классицизма.
Изображение

Трехэтажный пятиглавый с колоннами храм как снаружи, так и внутри был богато украшен лепниной. В среднем этаже находилось пять престолов, из коих главный – во имя Вознесения Господня, по правую сторону от него – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а по левую – Феодосия Тотемского чудотворца с мощами святого.
Изображение

Изображение

При входе в церковь, в трапезе с правой стороны, находился престол во имя Николая Чудотворца, а с левой – Петра митрополита Московского. В нижнем этаже, в пещере, где обретены мощи преподобного Феодосия – престол во имя всех вологодских чудотворцев.
Автором росписей Вознесенского собора, частично сохранившихся до наших дней, считается знаменитый вологодский художник Платон Семенович Тюрин (1816–1882), академик портретной и исторической живописи Императорской академии художеств.
Изображение

Изображение

В корпусах настоятельских и братских келий располагается один из филиалов Тотемского музейного объединения – Открытие хранение фондов. Экспозицию этого музея составляют богатейшие коллекции предметов традиционного быта северных крестьян: прялок, трепал, изделий из бересты и глины, изразцов, посуды, мебели, и даже сани. Это не просто музей старинных этнографических вещей, о которых можно узнать много нового и интересного – это удивительный мир, где можно окунуться в старину.
Изображение

Изображение

Скончался преподобный 28 января 1568 года.
Долго ли стояли церковь и другие здания, построенные преподобным Феодосием, неизвестно. В 1613 году, при нападении поляков и литовцев на Тотьму, монастырь, по-видимому, был разорен. В отписках монахов Прилуцкого монастыря сказано, что убитых старцев и слуг Прилуцкого монастыря «похоронити некому,– нет в Тотьме священников ни черных, ни белых», «а здесе, государи отнюдь некому погребати, нет священников нигде, все высечены». Позднейшие же документы отмечают, что не все белые священники и черные монахи были перебиты, например, часть братии Суморина монастыря успела спастись, скрывшись в ближайших лесах, и после ухода неприятеля возвратилась, чтобы восстановить монастырь.
В 1693, 1694 и 1702 годах тотемский Спасо-Суморин монастырь посещал Государь Петр Великий.
Изображение

С 1800 года в Спасо-Суморином монастыре началось строение каменной колокольни, которое продолжалось по 1843 год. Во втором этажи ее была устроена церковь Иоанна Златоуста (освящена в 1845 году). Эта колокольня была второй по высоте в Вологодской епархии после колокольни Софийского собора Вологды. Работы по разборке колокольни начались в 1930-ые годы. Окончательно (до основания) она была разрушена в 1950-1960-е годы.
Изображение

Изображение

В XIX веке между колокольней и Преображенской церковью были выстроены два каменных одноэтажных с мезонинами, корпуса келий. В настоящее время в одном из них расположена гостиница.
Изображение

Изображение

Монастырские здания были обнесены каменной оградой, построенной после 1829 года. Монастырская ограда с угловыми башенками частично сохранилась до наших дней.
Изображение

В 1870 году в монастыре была возведена встроенная в ограду церковь Успения Пресвятой Богородицы. В настоящее время находится в руинированном состоянии.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

В монастыре похоронен И.А. Кусков, основатель Форта Росс.

После революции 1917 года монастырь был закрыт. В советское время на его территории располагался лесной техникум, воинские части. На монастырском кладбище разбито футбольное поле.
Изображение

В наши дни здесь размещено общежитие педтехникума.
Изображение

Въезные ворота
Изображение

Изображение

Вид от угловой башни
Изображение

Вид из музея
Изображение


Вернуться к началу
  Профиль ICQ  
Cпасибо сказано  
За это сообщение пользователю Kotjara "Спасибо" сказали:
Речной, Нептун
СообщениеДобавлено: 10 дек 2010, 22:51 
Не в сети
Участник форума
Участник форума
Аватара пользователя

Регистрация:
Сообщений: 263
Откуда: Москва, Тушино
Пол: Женский
Открытое хранение фондов Краеведческого музея в Спасо-Суморином монастыре.
Это единственный в Вологодской области музей, где предметы музейного фонда представлены для осмотра посетителей. Открытое хранение фондов дает посетителю возможность ознакомится с более чем 3 тысячами экспонатов, подробно представляющих особенности народных промыслов и ремесел тотемского края.

Изображение

В музее можно познакомиться с духовной культурой Тотемского купечества ХVIII-ХIХ веков. Тотемские купцы — это люди, увлеченные искусством, обладавшие безукоризненным вкусом, занимавшиеся благотворительностью и коллекционированнием. Мебель, изготовленная из ценных пород дерева и изысканная фарфоровая и фаянсовая посуда, различные осветительные приборы, женские украшения наиболее точно передают уклад жизни тотемских купцов.Сразу же при входе бросается в глаза санки
Изображение

Коллекция тотемских печных изразцов , украшенных красивыми рисунками
Изображение

Материалом для изготовления фарфора служит глиняная масса, составы который очень различны, но основою является глина, называется «каолин» Эта глина и придает фарфору главные его свойства: прозрачность, белизну, непроницаемость для воды и твердость. Изготовленные из фарфоровой массы предметы покрываются глазурью, основу которой составляет полевой шпат, который от жары при обжиге плавится и придает предмету блестящую, прозрачную поверхность. В таком виде предметы подвергаются обжигу при очень высокой температуре(900°-1000°). Когда на предмет нанесены краски и золото, его подвергают второму малому обжигу, после которого, при удачном его исходе, остается только оттереть золото до блеска.


Фаянс - производство фаянсовых изделий сходно с производством фарфора и отличается рецептурой (меньше содержание полевого шпата), и как правило, двухкратным обжигом. Предварительный обжиг неглазурированных изделий производится t° до 1280°, окончательный обжиг (после покрытия глазурью) при t° 1050 -1150°.
Грубая керамика – майолика, терракота.
Тонкая керамика – фарфор, фаянс.
Изображение

Изображение

В начале XX века в крае было развито гончарное ремесло. Возникновение гончарства объясняется содержанием в почве большого количества глины. В крае насчитывалось около 400 гончарных мастерских. Крестьяне изготовляли глиняную посуду, поливную, луженую и черную. Кроме того, искусные мастера изготовляли глиняные вазы, самовары, графины и игрушки. Делали даже цилиндры для дымовых труб. У гончара все члены его семьи, обладавшие, в известной степени, физической силой, принимали участие в процессе производства.
В Тотемском уезде гончарством славилась Мосеевская волость.
Изображение

Изображение

Изображение

РЫЛЬНИК (МАСЛЕНКА,ТОПНИК, ТОПУШКА). Сосуд для пахтанья(ПАХТА (пахтанье) - обезжиренные сливки, получаемые как побочный продукт при сбивании сливочного масла.) и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик — «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова — длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту.
При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.
Изображение

Основной обувью до недавнего времени были лапти. Их плели в 2 или 3 слоя. Ленты второго слоя несколько шире 1 слоя. Перед плетением бересту распаривали в горячей воде. Затем при высыхании плетения склеивались настолько плотно, что не пропускали воду.
Лапти были преимущественно рабочей обувью.
Лапоть - обувь удобная легкая. Такой обуви, как говорили деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме, но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка, формы и приемы плетения лаптей вырабатывали веками.
Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечевками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет - просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за тысячи верст. Плели лапти с помощью колодок, которые вырезали из дерева. Более простая форма колодок была с прямым носом. Оплетали берестой колодку кочедыком - узкая железная слегка загнутая пластинка.
Изображение

Ступни - более глубокая изящная обувь, её носили не каждый день, а по праздникам.
Верхняя полка-изделия из луба.
Изображение

Кузова – жесткие заплечные мешки, в них удобно носить продукты, когда идешь на пожню, а возвращаясь из леса, - рыбу и дичь.
Изображение

Лукошки использовали для сбора грибов и ягод. В этих удобных лукошках грибы не мялись, а ягоды, которые давали сок, сок не вытекал и находился на дне лукошка.
В дальний поход - на полевые работы и лесные промыслы брали в дорогу солоницы, сплетенные из березового лыка. Все они могли быть самой различной формы.
Изображение


В дальний поход - на полевые работы и лесные промыслы брали в дорогу солоницы, сплетенные из березового лыка. Все они могли быть самой различной формы.
Изображение

ПЕСТЕР - большая, высокая корзина, плетенка раструбом, из прутняка, из коренника, плетеная или шитая, берестяная, лубочная, для носки сена и мелкого корму скоту; лычный большой кошель, в широких ячеях, набиваемый сеном; в плетеных пестерах держат шерсть, пеньку; также средней величины корзина, по грибы, по ягоды, которую носят на спине.
Изображение

На дно каждого из них наливали воду, благодаря которой брусок постоянно увлажнялся, обеспечивая хорошее качество заточки косы. Вместе с тем после каждой очередной точки вода, находящаяся в футляре, смывает с бруска мельчайшие частицы сточенного металла и отработанного абразива. Следующую точку выполняют уже очищенным бруском.
Во многих губерниях России футляр для бруска называли кушкой. Такое название за ним закрепилось потому, что в далеком прошлом его с помощью специального крюка прикрепляли к кушаку — поясу из полоски ткани или связанному из шнура. Ведь подобным образом свое название получили кушаницы — меховые рукавицы, которые затыкали за кушак из широкой полосы ткани.
Изображение

Изображение

Туес-этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности.
Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи. А внутренние слои бересты имеют самую разнообразную окраску — от золотисто-желтого до розовато-коричневого. Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки плотно закрываются заполняясь особым веществом. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Известно, что северорусский избяной сруб вязался без единого гвоздя. Так же, без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа, ладится берестяной туес.
Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей.
Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная — быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью. Другие — кружевным прорезным орнаментом или тиснением, а иные выплетались из узких полос бересты.
Изображение

Изображение

Морда – это та же верша, но изготовленная не из сетевых материалов. До начала ХХ века основным материалом для большинства рыболовных ловушек служили ивовые прутья. Морды устанавливались вдоль берега, забивая по углам деревянные колья. Морды применялись для ловли рыбы в период движения на нерест или в период сезонных миграций. Двигаясь вверх по течению, рыба попадала в узкое горлышко морды. А выйти ей было достаточно сложно.
Изображение

Внешнее оформление северного дома всегда сдержано и строго, удивительно гармонирует с неброской северной природой.
Резными, а позднее и расписными, I изготовлялись наличники окон, живописные пятна которых эффектно выделялись на фоне бревенчатой стены.
Резьбой покрывались «причелины» - широкие доски, прикрывающие торцы бревен, выходящих на фронтон. И, наконец, скульптурным изображением стилизованной конской или птичьей головы заканчивался коньковый брус кровли - «охлупень».
Изображение

Молотьба цепами была наиболее распространенным способом обмолота зерновых вплоть до II пол. XIX в.
Цеп состоит из двух круглых палок разной величины, связанных между собой. Более длинная палка служила рукоятью, короткая - бич, соединялась обычно ремнем (путч).
При молотьбе цепами снопы ржи,пшеницы, ячменя и других зерновых культур кладывались
параллельными рядами на гумне. Колосья двух рядов снопов были обращены друг к другую
Молотильщики постепенно двигались вдоль рядов, поднимая и опуская цеп. При взмахивании рукоятью цепа бич отлетал высоко вверх и в сторону, а при опускании с большой силой ударял по колосьям, выбивая из них зерна.
Изображение

Ступа с пестом в домашних условиях зерно обдиралось, т.е. перерабатывалось в крупу в зерновых ступах. Глубокая чаша на массивном основании выдалбливалась из части ствола березы.
Насыпанное в ступу зерно толкли длинном пестом с вырезанной перемычкой посередине для руки. На нижнем конце шеста для лучшей обработке и придания прочности наколачивали чугунный наконечник. Подобные ступы бытовали без изменений многие сотни лет.
Изображение

БОТАЛО - деревянный или жестяной большой колокольчик с глухим звуком, который привязывали на шею коровам, лошадям при пастьбе их в лесу.
Изображение

Любопытно, что подойник с молоком служил одновременно своеобразным барометром. Каждая доильщица знала: если молоко в подойнике начинало пениться — жди дождя.
Изображение

Изображение

На стол скобкари подавались вместе с маленькими деревянными ковшами-налёвками. Для удобства их вешали прямо на бортики ковша.
Изображение

Рогатка-мутовка - палка с коротко срезанными на одном конце разветвлениями нескольких сучков. Для вымешивания теста.
Изображение

Ночва- неглубокое, тонко отделанное корытце, лоток. На ночвах сеют муку, катают хлебы; в ночвы складывают из печи печенье, выносят его на продажу, и на ночвах же полют зерно, крупу, потряхивая и сдувая легкий сор, полову.
Изображение

Изображение

Изображение

Станина - это основная, неподвижная часть машины, на которой размещаются остальные её узлы.
Изображение

Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки. Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха.
Изображение

Изображение

Изображение

Скально — орудие перемотки пряжи и основания. Шерстобитный станок-нижняя полка.
Изображение

В толковом словаре русского языка Ушакова швейкой называется прикрепленная к столу подушечка, к которой прикалывается ткань при ручном шитье.
Швейки из дерева применялись для шитья крестьянками в деревнях. Они напоминали прялку: в донце вставлялся столбик, наверху могла быть подушечка, на которую накалывалась ткань, что позволяло натянуть ее при шитье. У основания имелся ящичек для иголок и ниток. Швейки обычно затейливо украшались резьбой, а также росписью красками.
Изображение

Набойка - один из простейших способов украшения тканей. Для нее применялась деревянная доска с резным узором, врезанным в толщу доски, с металлическими и деревянными пластинками. Доски делали из твердых пород дерева. Они служили не одному поколению мастеров - набойщиков.
Доску покрывали специальным составом - вапой и отпечатывали на гладком домотканом холсте. Затем ткань опускали в чан с краской, где она окрашивалась, а «зарезервированные» вапой места выделялись на ней тонким белым узором.
Набивка тканей не была уделом каждой семьи. Этим промыслом занимались мастера - красильщики, которые владели небольшими мастерскими и обслуживали окрестное население. Набивные ткани играли немаловажную роль в обиходе.
Из набойки делали скатерти, шили порты, рубахи, передники, нарядные сарафаны.
Производство набойки на Севере было особенно развито на Пинеге, Вологодской и Олонецкой губерниях.
Технические принципы и богатое орнаментальное наследие ручной набойки успешно используются в современной ситценабивной промышленности.
Изображение

Из красок употреблявшихся для набивки тканей, наиболее распространенной была черная, вырабатываемая из древесной сажи или копоти. Эта краска преобладает в дошедших до нас наиболее древних образцах тканей. Рано встречается применение в набойке красной краски из марены (многолетние травы, полукустарники или невысокие кустарники) и червеца (насекомое). Несколько реже встречается синяя краска, изготавливавшаяся из дубовой коры и вейды. Еще реже встречается оранжевая (сурик- оксид свинца, киноварь - минерал, сульфид ртути ).
В 16-17 вв. основной черный узор часто расцвечивали от руки излюбленными красной и синей красками. Применялись земляные краски (охра), которыми так богата русская земля.
Изображение

Изображение

Изображение

Деревянное компьютерное кресло
Изображение

Лестница в музее
Изображение

МЖ
Изображение


И закончить путешествие по Тотьме хочется словами Николая Рубцова:
"Пусть Тотьма, тревоги не зная, хранит свою ласку и честь!"


Вернуться к началу
  Профиль ICQ  
Cпасибо сказано  
За это сообщение пользователю Kotjara "Спасибо" сказали:
Речной, Нептун
СообщениеДобавлено: 11 дек 2010, 12:39 
Не в сети
Участник форума
Участник форума
Аватара пользователя

Регистрация:
Сообщений: 263
Откуда: Москва, Тушино
Пол: Женский
Компанией, оно как-то приятнее и более плодотворно ходить. Я пока лазила по монастырю, думала: "вот что случиться, а никто не знает что я здесь." Да и заренее, напугали: жаркое лето, много змей.
Поэтому из музея много фотографий, а самого монастыря-мало.
Когда писала отчет пожалела, что нет фотографий из музея Кускова и мореплавателей, пустоват рассказ вышел.
Будет повод вернуться :boat:
Хотя Тотьма заслуживает огромного уважения. Я даже не слышала про неё, кто бы мог подумать, что почти из неё растут ноги "Юноны и Авось". Может быть я переборщила с исторической справкой, но уж очень про неё подробно рассказать хотелось :oops:


Вернуться к началу
  Профиль ICQ  
Cпасибо сказано  
СообщениеДобавлено: 12 дек 2010, 00:37 
Не в сети
Участник форума
Участник форума
Аватара пользователя

Регистрация:
Сообщений: 263
Откуда: Москва, Тушино
Пол: Женский
Как очень часто бывает в автобусных экскурсиях экскурсовод по пути на объект рассказывает, а на обратном пути молчат, дают отдохнуть. Я воспользуюсь этим же приемом, и уже без исторической справки выкладываю фотографии видов Сухоны.
Очередной раз видно, что вода зазеленела
Изображение

Изображение

Изображение

Очень красивые домики, но как-то безлюдно, света нет
Изображение

Изображение

А вот показался топляк
Изображение

360 км
Изображение

На Сухоне мы не одни
Изображение

Цапля
Изображение

Вечереет
Изображение

На прощальном концерте провели конкурс для мужчин
Изображение

Валентина и Андрей пели дуэтом
Изображение

Последний полный день закончился
Изображение

Второй приезд в этих же местах
Изображение

Провели с Валентиной викторину на знаение Вологодчины.
Изображение

Туман. Ночью встали на якорь.
Изображение

Последняя ночь... Завтра прибудем в Вологду


Вернуться к началу
  Профиль ICQ  
Cпасибо сказано  
За это сообщение пользователю Kotjara "Спасибо" сказали:
Речной, Нептун
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 78 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Protected by Copyscape DMCA Takedown Notice Checker