Открытое хранение фондов Краеведческого музея в Спасо-Суморином монастыре.
Это единственный в Вологодской области музей, где предметы музейного фонда представлены для осмотра посетителей. Открытое хранение фондов дает посетителю возможность ознакомится с более чем 3 тысячами экспонатов, подробно представляющих особенности народных промыслов и ремесел тотемского края.
В музее можно познакомиться с духовной культурой Тотемского купечества ХVIII-ХIХ веков. Тотемские купцы — это люди, увлеченные искусством, обладавшие безукоризненным вкусом, занимавшиеся благотворительностью и коллекционированнием. Мебель, изготовленная из ценных пород дерева и изысканная фарфоровая и фаянсовая посуда, различные осветительные приборы, женские украшения наиболее точно передают уклад жизни тотемских купцов.Сразу же при входе бросается в глаза санки
Коллекция тотемских печных изразцов , украшенных красивыми рисунками
Материалом для изготовления фарфора служит глиняная масса, составы который очень различны, но основою является глина, называется «каолин» Эта глина и придает фарфору главные его свойства: прозрачность, белизну, непроницаемость для воды и твердость. Изготовленные из фарфоровой массы предметы покрываются глазурью, основу которой составляет полевой шпат, который от жары при обжиге плавится и придает предмету блестящую, прозрачную поверхность. В таком виде предметы подвергаются обжигу при очень высокой температуре(900°-1000°). Когда на предмет нанесены краски и золото, его подвергают второму малому обжигу, после которого, при удачном его исходе, остается только оттереть золото до блеска.
Фаянс - производство фаянсовых изделий сходно с производством фарфора и отличается рецептурой (меньше содержание полевого шпата), и как правило, двухкратным обжигом. Предварительный обжиг неглазурированных изделий производится t° до 1280°, окончательный обжиг (после покрытия глазурью) при t° 1050 -1150°.
Грубая керамика – майолика, терракота.
Тонкая керамика – фарфор, фаянс.
В начале XX века в крае было развито гончарное ремесло. Возникновение гончарства объясняется содержанием в почве большого количества глины. В крае насчитывалось около 400 гончарных мастерских. Крестьяне изготовляли глиняную посуду, поливную, луженую и черную. Кроме того, искусные мастера изготовляли глиняные вазы, самовары, графины и игрушки. Делали даже цилиндры для дымовых труб. У гончара все члены его семьи, обладавшие, в известной степени, физической силой, принимали участие в процессе производства.
В Тотемском уезде гончарством славилась Мосеевская волость.
РЫЛЬНИК (МАСЛЕНКА,ТОПНИК, ТОПУШКА). Сосуд для пахтанья(ПАХТА (пахтанье) - обезжиренные сливки, получаемые как побочный продукт при сбивании сливочного масла.) и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик — «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова — длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту.
При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.
Основной обувью до недавнего времени были лапти. Их плели в 2 или 3 слоя. Ленты второго слоя несколько шире 1 слоя. Перед плетением бересту распаривали в горячей воде. Затем при высыхании плетения склеивались настолько плотно, что не пропускали воду.
Лапти были преимущественно рабочей обувью.
Лапоть - обувь удобная легкая. Такой обуви, как говорили деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме, но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка, формы и приемы плетения лаптей вырабатывали веками.
Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечевками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет - просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за тысячи верст. Плели лапти с помощью колодок, которые вырезали из дерева. Более простая форма колодок была с прямым носом. Оплетали берестой колодку кочедыком - узкая железная слегка загнутая пластинка.
Ступни - более глубокая изящная обувь, её носили не каждый день, а по праздникам.
Верхняя полка-изделия из луба.
Кузова – жесткие заплечные мешки, в них удобно носить продукты, когда идешь на пожню, а возвращаясь из леса, - рыбу и дичь.
Лукошки использовали для сбора грибов и ягод. В этих удобных лукошках грибы не мялись, а ягоды, которые давали сок, сок не вытекал и находился на дне лукошка.
В дальний поход - на полевые работы и лесные промыслы брали в дорогу солоницы, сплетенные из березового лыка. Все они могли быть самой различной формы.
В дальний поход - на полевые работы и лесные промыслы брали в дорогу солоницы, сплетенные из березового лыка. Все они могли быть самой различной формы.
ПЕСТЕР - большая, высокая корзина, плетенка раструбом, из прутняка, из коренника, плетеная или шитая, берестяная, лубочная, для носки сена и мелкого корму скоту; лычный большой кошель, в широких ячеях, набиваемый сеном; в плетеных пестерах держат шерсть, пеньку; также средней величины корзина, по грибы, по ягоды, которую носят на спине.
На дно каждого из них наливали воду, благодаря которой брусок постоянно увлажнялся, обеспечивая хорошее качество заточки косы. Вместе с тем после каждой очередной точки вода, находящаяся в футляре, смывает с бруска мельчайшие частицы сточенного металла и отработанного абразива. Следующую точку выполняют уже очищенным бруском.
Во многих губерниях России футляр для бруска называли кушкой. Такое название за ним закрепилось потому, что в далеком прошлом его с помощью специального крюка прикрепляли к кушаку — поясу из полоски ткани или связанному из шнура. Ведь подобным образом свое название получили кушаницы — меховые рукавицы, которые затыкали за кушак из широкой полосы ткани.
Туес-этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности.
Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи. А внутренние слои бересты имеют самую разнообразную окраску — от золотисто-желтого до розовато-коричневого. Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки плотно закрываются заполняясь особым веществом. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Известно, что северорусский избяной сруб вязался без единого гвоздя. Так же, без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа, ладится берестяной туес.
Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей.
Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная — быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью. Другие — кружевным прорезным орнаментом или тиснением, а иные выплетались из узких полос бересты.
Морда – это та же верша, но изготовленная не из сетевых материалов. До начала ХХ века основным материалом для большинства рыболовных ловушек служили ивовые прутья. Морды устанавливались вдоль берега, забивая по углам деревянные колья. Морды применялись для ловли рыбы в период движения на нерест или в период сезонных миграций. Двигаясь вверх по течению, рыба попадала в узкое горлышко морды. А выйти ей было достаточно сложно.
Внешнее оформление северного дома всегда сдержано и строго, удивительно гармонирует с неброской северной природой.
Резными, а позднее и расписными, I изготовлялись наличники окон, живописные пятна которых эффектно выделялись на фоне бревенчатой стены.
Резьбой покрывались «причелины» - широкие доски, прикрывающие торцы бревен, выходящих на фронтон. И, наконец, скульптурным изображением стилизованной конской или птичьей головы заканчивался коньковый брус кровли - «охлупень».
Молотьба цепами была наиболее распространенным способом обмолота зерновых вплоть до II пол. XIX в.
Цеп состоит из двух круглых палок разной величины, связанных между собой. Более длинная палка служила рукоятью, короткая - бич, соединялась обычно ремнем (путч).
При молотьбе цепами снопы ржи,пшеницы, ячменя и других зерновых культур кладывались
параллельными рядами на гумне. Колосья двух рядов снопов были обращены друг к другую
Молотильщики постепенно двигались вдоль рядов, поднимая и опуская цеп. При взмахивании рукоятью цепа бич отлетал высоко вверх и в сторону, а при опускании с большой силой ударял по колосьям, выбивая из них зерна.
Ступа с пестом в домашних условиях зерно обдиралось, т.е. перерабатывалось в крупу в зерновых ступах. Глубокая чаша на массивном основании выдалбливалась из части ствола березы.
Насыпанное в ступу зерно толкли длинном пестом с вырезанной перемычкой посередине для руки. На нижнем конце шеста для лучшей обработке и придания прочности наколачивали чугунный наконечник. Подобные ступы бытовали без изменений многие сотни лет.
БОТАЛО - деревянный или жестяной большой колокольчик с глухим звуком, который привязывали на шею коровам, лошадям при пастьбе их в лесу.
Любопытно, что подойник с молоком служил одновременно своеобразным барометром. Каждая доильщица знала: если молоко в подойнике начинало пениться — жди дождя.
На стол скобкари подавались вместе с маленькими деревянными ковшами-налёвками. Для удобства их вешали прямо на бортики ковша.
Рогатка-мутовка - палка с коротко срезанными на одном конце разветвлениями нескольких сучков. Для вымешивания теста.
Ночва- неглубокое, тонко отделанное корытце, лоток. На ночвах сеют муку, катают хлебы; в ночвы складывают из печи печенье, выносят его на продажу, и на ночвах же полют зерно, крупу, потряхивая и сдувая легкий сор, полову.
Станина - это основная, неподвижная часть машины, на которой размещаются остальные её узлы.
Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки. Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха.
Скально — орудие перемотки пряжи и основания. Шерстобитный станок-нижняя полка.
В толковом словаре русского языка Ушакова швейкой называется прикрепленная к столу подушечка, к которой прикалывается ткань при ручном шитье.
Швейки из дерева применялись для шитья крестьянками в деревнях. Они напоминали прялку: в донце вставлялся столбик, наверху могла быть подушечка, на которую накалывалась ткань, что позволяло натянуть ее при шитье. У основания имелся ящичек для иголок и ниток. Швейки обычно затейливо украшались резьбой, а также росписью красками.
Набойка - один из простейших способов украшения тканей. Для нее применялась деревянная доска с резным узором, врезанным в толщу доски, с металлическими и деревянными пластинками. Доски делали из твердых пород дерева. Они служили не одному поколению мастеров - набойщиков.
Доску покрывали специальным составом - вапой и отпечатывали на гладком домотканом холсте. Затем ткань опускали в чан с краской, где она окрашивалась, а «зарезервированные» вапой места выделялись на ней тонким белым узором.
Набивка тканей не была уделом каждой семьи. Этим промыслом занимались мастера - красильщики, которые владели небольшими мастерскими и обслуживали окрестное население. Набивные ткани играли немаловажную роль в обиходе.
Из набойки делали скатерти, шили порты, рубахи, передники, нарядные сарафаны.
Производство набойки на Севере было особенно развито на Пинеге, Вологодской и Олонецкой губерниях.
Технические принципы и богатое орнаментальное наследие ручной набойки успешно используются в современной ситценабивной промышленности.
Из красок употреблявшихся для набивки тканей, наиболее распространенной была черная, вырабатываемая из древесной сажи или копоти. Эта краска преобладает в дошедших до нас наиболее древних образцах тканей. Рано встречается применение в набойке красной краски из марены (многолетние травы, полукустарники или невысокие кустарники) и червеца (насекомое). Несколько реже встречается синяя краска, изготавливавшаяся из дубовой коры и вейды. Еще реже встречается оранжевая (сурик- оксид свинца, киноварь - минерал, сульфид ртути ).
В 16-17 вв. основной черный узор часто расцвечивали от руки излюбленными красной и синей красками. Применялись земляные краски (охра), которыми так богата русская земля.
Деревянное компьютерное кресло
Лестница в музее
МЖ
И закончить путешествие по Тотьме хочется словами Николая Рубцова:
"Пусть Тотьма, тревоги не зная, хранит свою ласку и честь!"