Письма письма лично на почту ношу
Улица Благовещенская, до 1991 года — Клары Цеткин.
Улица Марии Ульновой (бывшая Афанасьевская площадь и Золотушная набережная)
Городская баня
Современная Вологда
Все вологодские деревянные дома имели внутренние огороженные дворы, в которые вели ворота. Центральная часть ворот, состоящая из двух створок предназначалась для проезда. Слева и (или) справа располагались калитки для прохода.
Города северной России не только в XVII и XVIII веках, но и в XIX веке и в начале нашего столетия, вплоть до революции, застраивались преимущественно деревянными зданиями. Были среди них и роскошные, почти дворцовые, богатые особняки и простые обывательские дома, некоторые из них своим обликом походили на деревенские избы. В Вологде и сейчас уцелело много деревянных построек, и некоторые ее кварталы могут служить отличным примером старинного русского города. Вологодское деревянное зодчество— совокупность стилей и направлений в деревянной архитектуре Вологды, ансамбль деревянных особняков конца XVIII — первой четверти XX века.
Вологда обладает хорошо сохранившимся, богатым и оригинальным наследием русской городской деревянной архитектуры. К началу XXI века в Вологде насчитывается от 105 до 170 деревянных памятников архитектуры.
В городе в конце XIX — начале XX века сложился особый вид деревянного дома, так называемого «вологодского типа», — двухэтажный особняк, по форме — параллелепипед, вытянутый во двор с угловой лоджией над крыльцом.
Дом жилой XIX века Пречистенская набережная, 18. Типичный для Вологды дом. Крыльцо не выдаётся за пределы параллелепипеда дома. Оно "утоплено" в объём дома. А точно над крыльцом, под единой крышей дома - терраска-балкон с балясинками. Таких домов в Вологде очень много. (1 фото моё с телефона, второе-из википедии)
К сожалению, большинство образцов деревянных построек XVIII века (не говоря уже о более ранних) не сохранилось.
Дом Шахова,1892. Улица Воровского, 34
Дома этого периода, чаще всего особняки, построенные помещиками или купцами, дошли до нас с именами их прежних владельцев. Своим видом дома эти напоминают сельские усадьбы, но построены они из-за необходимости уложиться в строгие "городские рамки" с меньшим размахом. Фасады их обычно подчеркнуты портиком, пилястрами, фронтоном, словом — выполненным из дерева ордером, часто украшенным богатой резьбой.
Дом жилой,1912. Проспект Победы, 32
Дом жилой, первая половина XIX века, набережная VI Армии, 51
Палисад — штакетник, обрамляющий палисадник перед домом. В палисаднике высаживали деревья, декоративные кусты и цветы. Палисады не совсем типичны для Вологды, но встречались у многих домов вплоть до 1960-х — 1980-х годов, когда большая их часть оказалась утрачена в ходе расширения улиц.
Вологодский резной палисад стал знаменит благодаря песне «Вологда» группы «Песняры».
Дворянские дома и усадьбы строились преимущественно в стиле классицизм, многие из них по образцовым проектам. В таких деревянных домах обязательным элементом являлся четырёх-, шести- или восьмиколонный портик на главном фасаде. Парадное крыльцо ориентировалось во двор.
ул. Ленинградская, 12 (1790-е гг.)
Один из характерных примеров ранней дворянской архитектуры Вологды — дом Засецких . Здание построено в стиле классицизм. Парадным фасадом здание смотрит на ул. Ленинградскую. Центр фасада обозначен четырехколонным портиком, который поддерживает небольшой балкон. Колонны, как и положено в классицизме, играют не только декоративную роль, но и поддерживают небольшой балкончик. Завершается фасад традиционным для Вологды треугольным фронтоном. По традиции же здание украшено резьбой (сохранившаяся резьба относится к рубежу XIX и XX веков).
А. А. Засецкий (1717—1784 годы) — один из первых краеведов Вологды, владелец большой библиотеки и коллекции древностей, автор первой книги о Вологде
Купеческие дома первой половины XIX века не имели фронтонных портиков, их особенностью было наличие мезонина, однако, классическая композиция с соответствующими элементами декора продолжала применяться.
Дом Юшина, 1870-е, Советский проспект, 14 детская библиотека
Дома для мещан строились преимущественно одноэтажными, с фасадом в три окна. Окна заглублялись в арочные ниши, в тимпаны помещали деревянные розетты или вставки в виде развёрнутого веера. На боковые фасады выходили антресоль или крещатый мезонин. Антресольный этаж позволял заказчику дома значительно увеличивать полезную площадь жилья, не нарушая требования «образцового фасада» и регламента застройки. Такие дома обладают цельностью объёмно-пространственного решения.
Дом Зернова, 1913, мезонин с декором в стиле модерн. Улица Чернышевского, 15 библиотека
Дом Дмитриевских (Брянчаниновых-Дмитревских), начало XIX века, улица Воровского, 6, административное здание (перенесён с улицы Кирова 56/12)
С середины XIX века формируется традиционный для деревянной архитектуры Вологды тип дома — двухэтажный особняк, по форме близкий к кубу и вытянутый вглубь двора. Обязательным элементом является балкон-лоджия, под которым находится крыльцо и лестница с отдельными входами в квартиры на первый и второй этажи. Вход в дом, в отличие от домов более раннего периода, расположен с улицы. В зависимости от размеров дома, на каждом этаже находилась одна или несколько квартир. В этих домах для декора карнизов, крыльца, балконов, наличников часто применяется пропильная резьба.
Дом Цеха, конец XIX века, Зосимовская улица, 73, административное здание- детский сад.
К концу XIX века в Вологде стали появляться деревянные доходные дома. Как правило, такой дом вытянут вдоль главного фасада, с балконом в центре или по краям. Хорошо сохранившиеся примеры таких зданий — дом Самарина и дом на проспекте Победы, 32.
Доходный дом купца Самарина, который представляет собой характерный образец типологической городской застройки конца ХIХ – начала XX века. В доходном доме (№16-а) находится мемориальная квартира, где в 1912 – 1914 гг. в ссылке жили М.М. Ульянова с матерью. С 1990-х годов здесь работают выставки, отражающие разные стороны предреволюционной жизни города: «У самовара», «Фото на память», «Вологда на рубеже веков», «Мир русской семьи», «Урок в старой школе», «В доме купца Самарина».
Дом Самарина, начало XX века Советский проспект, 16б,планируется размещение музея Гаврилина (композитор)
Дом Назарова 1906 улица Чернышевского, 2 жилой дом
Кон. 19 — нач. 20 в
Деревянный двухэтажный обшитый тесом дом с типичным для Вологды угловым балкончиком, украшенным богатой резьбой, сочетающей объемные и пропильные элементы. Сочетание гладких плоскостей стен, прорезанных простыми окнами, с пышностью и богатством балкона придают дому своеобразие.
Усадьба Давыдова, 1902, Ленинградская улица, 2а (зеленый слева)
Дом Орлова, вторая половина XIX века, Ленинградская улица, 4, административное здание - дом актера.
Дом Волкова — памятник вологодского деревянного зодчества начала XIX века (помимо дома включает здание конюшни и служб)
Первоначально дом построен Баграковым, затем принадлежал Штольценвальд, называется домом Волкова по имени последнего владельца. Н. А. Волков был городским головой в 1893—1904 годы и в 1912—1917 годы. Е. Н. Волкова, его дочь, председатель Северного кружка любителей изящных искусств (1912—1920 годы), устроила в доме художественную коллекцию, которая с 1916 года стала общедоступной. После Революции 1917 года в доме был открыт художественный техникум, где преподавала и Е. Н. Волкова. После ликвидации Северного кружка любителей изящных искусств в 1920 году коллекция составила основу будущей Вологодской областной картинной галереи. Сейчас в доме Волкова располагается музыкальная школа.
Фасады здания различны. Со стороны улицы это одноэтажный особняк с высокой цокольной частью, выдержанный в подчёркнуто парадных ампирных формах. Центр выделен шестиколонным тосканским портиком с фронтоном. Окна декорированы тонкими, слегка изогнутыми сандриками-«бровками».
Советский проспект, дом 20. Построен в 1830-х гг. в классическом стиле священником П.В.Васильевским, в 1867 г. продан купцу И.М. Соковикову. Дом примечателен продуманностью композиции и деталями отделки. В 1833-1844 гг. в доме жил поэт К. Н. Батюшков. Здесь парные колонки объединены легким фронтоном. На боковом фасаде между окнами размещены резные шестигранные щиты и а так же затейливые резные декоративные вставки. (центр молодежи)
Дом Пузан Пузыревского в Вологде. Музей дипломатического корпуса — частный исторический музей в Вологде, расположенный в деревянном особняке, памятнике архитектуры первой трети XIX века), в котором в 1918 году размещалось американское посольство. Экспозиция знакомит с малоизвестными событиями, происходившими в Вологде с февраля по июль 1918 года и связанными с пребыванием в городе 11 иностранных посольств (американское, английское, французское, сербское, бельгийское, сиамское, итальянское), консульств (бразильское) и миссий (японская, китайская, шведско-датская) во главе с американским послом Дэвидом Р. Фрэнсисом. Выбор Вологды Д. Р. Фрэнсис связывал с её удаленностью от фронта боевых действий, удобствами телеграфной связи и удачным транспортным расположением: город находился на пересечении важнейших железнодорожных путей, благодаря чему дипломатический корпус мог эвакуироваться в любом направлении. Уже 24 июля 1918 года, под давлением большевиков, дипломатический корпус покинул Вологду.
Пребывание дипломатов в дальнейшем подверглось забвению, когда само упоминание о посольствах в Вологде было политически опасно. В советской пропаганде дипломатов клеймили как «пособников мирового империализма» и упоминали только о их деятельности, направленной на свержение советской власти. В свою очередь, на Западе долгие годы считали этот период пребывания дипломатического корпуса потерянным временем. Лишь только в 90-е годы XX века в научных исследованиях и публицистических работах стала осознаваться историческая важность деятельности дипломатов в Вологде.
Строительство деревянных особняков после 1917 года прекратилось. Однако дерево до середины XX столетия остаётся основным строительным материалом.
Улица Марии Ульяновой, 33 музей «Вологодская ссылка» («дом Сталина» Музей «Вологодская ссылка» — филиал Вологодского государственного музея-заповедника. Вологда была одним из мест политической ссылки дореволюционной России, об этом феномене рассказывает экспозиция музея.
Этот дом примечателен своей историей: с декабря 1911 года по февраль 1912 года в нем проживал И. В. Сталин, будучи сосланным в Вологду. С 1937 года в доме располагался музей, посвящённый жизни и деятельности И. В. Сталина. В 1956 году он был преобразован в Дом-музей революционной деятельности большевиков в вологодской ссылке, а после и совсем закрыт. В 2007 году в этом же здании открылся музей «Вологодская ссылка».
Ссылки в вологодскую губернию, или, как её ещё называли, «подстоличную Сибирь», в начале XX века на волне Столыпинских реформ приобрели массовый характер. В результате Вологду принудительно «посетили» около 10 тысяч человек.
В музее экспонируются множество документальных материалов рассказывающие о деятельности органов политического сыска в дореволюционной России, представлены атрибуты вологодских тюрем той эпохи. Наиболее интересный и разнообразный материал о самих сосланных в Вологду расположен в выдвижных стендах на втором этаже. Отдельную и центральную часть музея представляет мемориальная зона, комната Иосифа Джугашвили, которую он занимал во время ссылки. Комната передаёт быт ссыльных XX века, а основной её экспонат — восковая фигура молодого Сталина.
Из 115 исторических городов России лишь 16 имеют памятники деревянного зодчества. Наряду с Вологдой обычно выделяют Томск, и в меньшей степени — Арзамас.
Под государственной охраной в Вологде состоит 105 деревянных памятников. В 1990-е — 2000-е годы многие памятники затронул незаконный или необоснованный снос. По данным на 2005 год, из 105 памятников утрачено полностью 25, частично — 4, в аварийном состоянии — 4. Искажены переделками 10 объектов. Реставрации подверглись 26 объектов. По данным на начало 2010 года, в списках деревянных памятников архитектуры Вологды находится 155 объектов.