Вологодский Кремль начал возводится Иваном IV Грозным. Планируемая территория была в 2,1 раза больше территории Московского Кремля. Закладка каменной крепости проходила под непосредственным досмотром царя 28 апреля 1565 года, в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде - Насон-город, известное по песням и преданиям. Крепостные стены должны были оградить детинец (кремль) - новый городской центр, выбранный царем и не совпадавший с прежним центром города, - Ленивой площадкой, находящейся несколько ниже по течению реки Вологды, на ее высоком правом берегу. Всеми градостроительными работами руководил один из выдающихся русских инженеров XVI века Размысл Петров.
На протяжении 1565 - 1571 годов Иван Грозный часто бывал в Вологде, наблюдая за сооружением крепости и каменного Успенского (Софийского) собора. Очевидно, царь предполагал основать в Вологде хорошо укрепленную личную резиденцию, однако ликвидация опричнины, вероятно, изменила его планы, а кремль не был построен. Тот комплекс сооружений, который называется Вологодским Кремлем, создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему виду, у них нет единого стиля.
Стоящий на высоком берегу реки Вологды монументальный Софийский собор - первый каменный храм города, построенный при Иване Грозном, находится вне кремлевских стен, но исключить его из состава кремля было бы неправомерно: именно Софийский собор прежде и больше всего привлекает внимание посетителей кремля своей суровой, величественной красотой и монументальностью. В давно исчезнувшем первоначальном кремле Ивана Грозного собор появился намного раньше каменного двора архиереев, и в настоящее время главенствует над всем центральным городским ансамблем - Вологодским кремлем.
По легенде, в 1571 году, когда храм принимал Иван Грозный, на его голову упал кусок штукатурки и разгневанный царь уехал в Москву, так и не сделав Вологду столицей Руси.
Строительство храма было закончено уже после смерти царя, в 1588 году.
Собор был расписан в 1686 году ярославским мастером Дмитрием Плехановым. В храме находится самая большая на Руси фреска "Страшный суд".
Кирпичный шестистолпный пятиглавый собор, образец московского соборного зодчества XVI в. Строился с 1568 по распоряжению царя Ивана Грозного, в целом выстроен в 1568-1570, но в 1571 отделка приостановлена. Собор неоднократно ремонтировался, но избежал серьезных перестроек, в 1960-х отреставрирован в первоначальных формах. В соборе уцелели росписи 1686-1688 и иконостас кон. 1730-х. Закрыт в 1924, передан в ведение музея. В настоящее открыт для посещения в летнее время. По большим праздникам проводятся богослужения.
До нач. XXI в. в соборе под спудом хранились мощи св. Антония Вологодского (+1587).
Портал Софийского собора в Вологде. Фрагменты росписи.
Существует легенда о существовании подземного хода, существовавшего ещё во времена литовского разорения, который вёл от Соборной горки в Спасо-Прилуцкий монастырь. Мне удалось побывать внизу собора. Это уникальные кадры. В советские времена этот лаз засыпали-стала поступать вода из Вологды.
Здесь поддерживается определенная температура и влажность. Видны современные укрепления собора
Соборная колокольня, как бы встроенная в восточную стену, возвышается напротив собора.
78 м-высота. Всего на несколько метров ниже колокольни Ивана Великого в Москве. Не многим известно, что такой вид она приобрела только в 1870 году, перестроенная по проекту архитектора В.Н. Шильдкнехта.
Шатровая колокольня Софийского собора была построена в 1654 году.
На звоннице сохранился уникальный набор 24 колоколов XVII-XIX веков. В 30е года 20 века колокола перестали звонить и по своему прямому назначению колокольня стала действовать в 1989 году.
В летнее время на колокольне работает смотровая площадка.
В юго-восточном углу ограды располагается второй, меньший по размеру собор - Воскресенский.
Сейчас в здании картинная галерея. Экспозиция XX века. Воскресенский собор (1772-1776) построен в 1776 году как теплый храм Софийского собора. До того на этом месте находилась Юго-Восточная башня Вологодского кремля. В 1772-1776 г. она была разобрана.
Первоначально теплый каменный храм, предназначенный для зимнего богослужения, на территории кремля был возведен между 1757 и 1770 годами и освящен во имя Сретения Господня. Однако вскоре обнаружились многочисленные дефекты постройки, указывающие на его непрочность. Поэтому в 1771 году собор был полностью разобран и возведен вновь, уже именуемый Воскресенским.
В соборе хранились чудотворная явленая иконы Богоматери Всех Скорбящих Радость и чудотворная икона Троицы с зырянской надписью, приписываемая св. Стефану Пермскому.
Кирпичный двухэтажный храм, овальный в плане, с угловыми круглыми башнями, образующими вместе с главным куполом пятиглавое завершение. Оригинальное по архитектуре здание в стиле барокко. Закрыт в 1938, передан музею. С 1954 занят областной картинной галереей.
Рядом с Софийским собором, несколько западнее, расположен обнесенный высокими каменными стенами бывший Архиерейский дом - комплекс сооружений двора вологодских архиепископов. Первоначально палаты вологодских архиереев находились на Ленивой площадке, близ кафедрального Воскресенского собора. В 60-х годах XVI века Архиерейское "дворище" было перенесено на территорию возводимого кремля, в непосредственное соседство с новым главным храмом города - Софийским собором.
До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Двор был обнесен деревянным забором с несколькими воротами, главными из которых были восточные Святые - большие "створистые", с прорезной решеткой, украшенные иконами и увенчанные тремя шатрами. В середине XVII века над Святыми воротами вместо обитых "чешуей" шатров была построена домовая Трехсвятная церковь. Даже после разборки этой церкви главные ворота долгое время именовались и Трехсвятными, и Святыми.
Уже в первой половине XVII века в резиденции вологодских архиереев находились все необходимые для административного епархиального центра помещения. Здесь располагались также архиерейские, "крестовые" и "казенные" кельи (в последних хранилась казна и ценности), "судная" изба, домовая, "клецкая" церковь, изба "воротная" (для привратников), а также многочисленные хозяйственные помещения. Эти многочисленные деревянные здания неоднократно перестраивались, и в настоящее время не сохранены. О них можно судить лишь по различным документальным материалам, в частности по писцовой книге Вологды 1627 года.
В конце 1650-х годов в Архиерейском доме появилась первая каменная постройка - здание Казенного приказа, или Экономский корпус, где помещались казенные и казначейские кельи.
Экономический корпус справа, слева-Надвратная церковь над Святыми воротами Церковь Воздвижения Честного Креста Господня
Надвратная церковь выстроенными в нач. 1670-х, сооружена в 1687-1692 при архиеп. Гаврииле (Кичигине). Представляет собой кирпичный одноглавый четверик, купольное завершение здания появилось во 2-й пол. XVIII в. Упразднена в кон. XVIII в., помещение храма было занято Епархиальным Древлехранилищем.
Воздвиженская церковь упразднена приблизительно одновременно с постройкой теплого Воскресенского собора, т. е. в 70-х годах XVIII века. После упразднения церкви здесь помещалось Епархиальное Древнехранилище, инициатива устройства которого принадлежала вологодскому историку и археологу Н. И. Суворову. В 1896 году древнехранилище было открыто и передано в ведение "Постоянной церковно-археологической комиссии любителей истории и древностей".
С 1920-х и по наши дни находится в ведении музея.
Второе по времени каменное здание Архиерейского двора - большой трехэтажный Симоновский корпус (или Архиерейские палаты) с одноглавой домовой церковью Рождества Христова, названный по имени архиепископа Симона, при котором он был построен в 1669 - 1671 годах. В XVII и первой половине XVIII века это было самое роскошное здание не только в епископской резиденции, но и во всей Вологде. Позднейшие пристройки значительно исказили внешний и внутренний облик этого сооружения. В результате реставрации 1960-го года был частично восстановлен прежний роскошный архитектурный декор фасадов здания. В настоящее время Симоновский корпус по праву может служить прекрасным образцом гражданской архитектуры второй половины XVII века.
Название получил по имени архиепископа Симона, при котором он был воздвигнут.
Подклетный этаж корпуса служил для хозяйственных нужд. В среднем этаже находились архиерейские кельи, парадные комнаты и небольшая домовая церковь. Здесь находится и Крестовая палата с семью слюдяными окнами, богатым внутренним убранством, где вологодские епископы принимали знатных гостей, в том числе и Петра I.
Палата была увешана образами в богатых окладах и ризах; тяжёлое медное паникадило свешивалось со свода. На архиерейском месте, обитом тёмно-зелёным сукном, лежала золотая бархатная подушка. Верхний этаж занимали комнаты слуг.
Не сохранилось и нарядное двухрундучное крыльцо — большая трёхэтажная закрытая пристройка, заключающая в себе лестницу, ведущую с нижнего крыльца на второй этаж, и верхнюю крылечную площадку.
На уровне основного этаже расположена открытая обходная галерея, которая первоначально имела форму гульбища (в 1776 году она была перестроена в крытую галерею; свой нынешний вид приобрела в 1850 году) из которого был ход в Крестовую палату.
В 1770-х годах Крестовая палата была превращена в «крестовую» церковь (Церковь Рождества Христова). В 1841 году церковь значительно перестроили: сделали выше и длиннее, объединили с соседними помещениями и в результате получился высокий четверик с четырёхугольным алтарём, дошедший до наших дней. В 1860-е годы некогда пышное пятиглавие церкви заменили одной главой. Немного позднее она была расписана ярославским живописцем Колчиным, известным по реставрации фресок Софийского собора и стенной росписи тёплого Воскресенского собора. Затем церковь упразнили и в ней располагался архив консистории. С 1920-х в ведении музея, в 1970-х частично отреставрирован. В помещении храма размещена музейная экспозиция.
Симоновский корпус с церковью Рождества Христова - второе по времени каменное здание Архиерейского двора. Они были возведены во второй половине XVII века при вологодском преосвященном архиепископе Симоне.
Не сохранилась церковь Стефана, епископа Великопермского. Домовый храм в западной части Симоновского корпуса архиерейского двора. Устроен на втором этаже здания, в парадной Крестовой палате в 1770-х, позже был расширен. Архитектурно никак не выделялся. Посвящение выбрано в память существовавшей в XVII в. на архиерейском дворе деревянной церкви. Закрыт в 1924, передан музею. В помещении храма размещена музейная экспозиция.
Сейчас в здании Симоновского корпуса размещаются экспозиции отдела природы и отдела истории Вологодского государственного музея-заповедника.
В его нижнем ярусе находится двухарочный проезд в северо-восточную, изолированную часть комплекса, оказавшуюся обособленной в результате сооружения здесь между 1740 и 1753 годами одноэтажного здания, расположившегося между архиерейскими палатами и северной стеной крепостной ограды. В 1770-х годах над зданием был надстроен второй этаж, и оно было отдано переведенной сюда духовной семинарии, а позднее, в XIX веке, - здесь разместилась сильно разросшаяся Консистория.
С тех пор Консисторскими стали называть и сам корпус и образовавшийся благодаря его появлению небольшой дворик. Корпус этот был сильно переделан, вероятно, во второй половине XIX века, при этом были изменены фасады с некогда эффектными фигурными наличниками. Первоначально внешний вид корпуса был иным и почти наверняка был выдержан в стиле барокко.(справа, где трибуны) Здесь проходит татральный фестиваль "Голоса истории"
Сразу после появления епископского "дворца" Архиерейский двор в очень короткий срок (1671 - 1675 годы) был обнесен высокими каменными стенами с многими неразрывно связанными с ними хозяйственными постройками, несколькими воротами и четырьмя башнями на углах образованного стенами неправильного четырехугольника. Годы построения стен отмечаются в исторических документах, как времена крайне дешевой рабочей силы: в Вологде был голод и население работало "из хлеба безденежно". Этим воспользовался епископ Симон, при котором были построены и крепостные стены, и первые Архиерейские палаты с церковью Рождества Христова.
Высокая ограда с ее бойницами, с крытыми переходами по внутренней стороне, построенная по правилам фортификационного искусства XVII века, напоминает крепость, хотя и никогда не подвергалась вражескому нападению. Эти внешние атрибуты древнерусского крепостного зодчества имели чисто символический смысл. Возведение столь мощных стен вологодского двора было вызвано идеологическими задачами возвеличения и прославления церкви и самого архиерея. Сооружение обширных и парадных резиденций духовных властей типично для конца XVII века.
Первоначально стены были покрыты на один скат деревянной крышей на столбах. Под крышей с внутренней стороны устроен переход с перилами, позволяющий пройти по всему периметру ограды.
Пятницкая (Северо-Западная) башня
Юго-Западная башня В ней размещались каретник и сеновал. Сейчас в башне одна из экспозиций Вологодского государственного музея-заповедника. Кроме того в здании Юго-Западной башни часто проходят конференции и всевозможные выставки на высшем уровне.
Вскоре восточной части двора к северному торцу Экономского корпуса было пристроено простое двухэтажное здание, как бы соподчиненное Экономскому в функциональном отношении - Безымянный корпус (в нем находились казенная и казначейская кельи).
Гаврииловский корпус построен в конце XVII — начале XVIII века, при архиепископе Гаврииле. Представляет собой небольшое трёхэтажное здание в стиле московского узорочья. Архитектура здания сочетает древнерусские приёмы в строительстве и новые тенденции в архитектуре, пришедшие с Запада.
В середине XVIII века Гаврииловский корпус был как бы продолжен к северу двухэтажным каменным зданием, получившее название Иринеевский корпус.
Иосифовский трёхэтажный корпус построен в 1764—1769 годах. Получил название по имени архиепископа Иосифа Золотого, при котором был построен. В него из Иосифовского корпуса переместились жилые кельи вологодских архиереев, парадные залы, канцелярия. Здание выполнено в стиле барокко. Архитектором, вероятно, являлся зодчий из Санкт-Петербурга. Фасады декорированы ризалитами, вычурным фронтоном, изогнутыми наличниками. Боковые части фасадов украшены широкими пилястрами, рустовкой на углах и завершены антаблементом на углах. В середине 1790-х годов к зданию с западной стороны главного фасада была пристроена лестничная клетка со спаренными полуколоннами по сторонам входа и крышей-куполом. В одном из залов располагалась портретная галерея вологодских архиереев. Интерьер Иосифовского корпуса почти не сохранил своего первоначального убранства; в отдельных помещениях остались лишь лепная отделка потолков и изразцовые печи с жанровыми сценками и надписями.
Резной домик Администрация краеведческого музея
Кремлёвская площадь — площадь в Вологде, расположенная рядом с Архиерейским двором, также называемым Вологодским кремлём и Соборной горкой.
Изначально мостовая Кремлёвской площади была деревянная. В 1947 году к 800-летию города вместо старой мостовой на площади была уложена новая каменная. Были восстановлены оба бульвара, а в центре сделан газон. В 1957 году мостовая на площади была покрыта асфальтом. В середине 1970-х через площадь закрыто движение транспорта. В 1960-м году, к юбилейной выставке промышленности Вологодской области, рядом с церковью Александра Невского был построен стеклянный павильон «Машиностроение и транспорт» (стеклянный), который через несколько лет был разобран.
В 2006 году была начата реконструкция площади, законченная в 2007 году. Площадь была выложена плиткой, а газон в центре, на котором росли ели, убран. Площадь стала пешеходной.
Можно попить, в такую жару это необходимое сооружение
До размещения в этом здании Музея кружева в 2010 году - это было здание Госбанка. До революции - здание губернского государственного банка. Построено в 1886 году.
Двухэтажное каменном здание конца XVIII века. Это здание связано с именами двух известных в прошлом вологжан. В середине XIX века его владельцем был Александр Васильевич Сорокин. Выходец из удельных крестьян села Турундаева Вологодского уезда, наживший в купечестве немалый капитал, неоднократно избирался гласным Вологодской Городской Думы и два срока был городским головой Вологды. В 1859 году А. В. Сорокин продал дом подполковнику Николаю Петровичу Брянчанинову представителю известного в Вологодской губернии дворянского рода Брянчаниновых. Общая площадь здания составляет 1500 м².
Флигель Банка
Известная гора - часть правого берега р. Вологды с остатками известковой насыпи. Известь собрана была здесь, как отмечают краеведы, во времена Ивана Грозного для постройки крепости вокруг города.
На этом месте теперь находятся здание церкви Александра Невского и памятник К. Н. Батюшкову.
Русский поэт, предшественник Пушкина. Старинный дворянский род Батюшковых обеднел, имение пришло в упадок. Высокопоставленных покровителей и меценатов, которые бывали у многих писателей, поэтов, художников, музыкантов, Батюшков не имел, и, быть может, из-за гордости, не хотел иметь. В Петербурге Батюшков познакомился с представителями тогдашнего литературного мира. Особенно близко сошёлся он с Г. Р. Державиным. Батюшков сблизился с некоторыми из своих сослуживцев, которые примыкали к карамзинскому направлению и основали «Вольное общество любителей российской словесности». В 1807 году Батюшков записался в народное ополчение (милицию) и принял участие в прусском походе. В 1809 году поэт участвует в походе на Аландские острова. Наконец, получив отставку от военной службы, он в начале 1812 года отправился в Петербург и поступил на службу в Публичную Библиотеку.
Начавшаяся Отечественная война 1812 года усиливает в душе поэта патриотическое чувство. Он желает пойти на войну, но болезнь, сильная лихорадка, мешает ему сразу же осуществить это намерение. Весной 1818 года отправляется на юг, поправлять своё здоровье. По совету Жуковского Батюшков подаёт прошение о зачислении в одну из миссий в Италии. К 1821 году ипохондрия приняла такие размеры, что поэт должен был оставить службу и Италию.
В 1822 году расстройство умственных способностей выразилось вполне определённо, и с тех пор Батюшков в течение 34 лет мучился, не приходя почти никогда в сознание, и наконец скончался от тифа 7 июля 1855 года в Вологде; похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в пяти верстах от Вологды.
Батюшкова считают непосредственным предшественником Пушкина, и не случайно — соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии.
В 19 веке вологжане смогли установить только мемориальную доску на доме поэта. Мечта об открытии памятника сбылась 28 мая 1987г., в 200-летнюю годовщину Батюшкова. На торжестве присутствовал автор-скульптор В.М. Клыков.
По традиции к памятнику приходят вчерашние студенты.
Музы в виде крестьянки и Афины Паллады, отражают две ипостаси Батюшкова: поэзия и война.
Храм Александра Невского. Второе историческое название храма — церковь Николы, что на извести.
Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского находится на правом берегу реки Вологды. Храм удачно дополняется панораму соборов со стороны реки. Основание церкви, по свидетельству одного старинного сказания, относится ко времени царя Иоанна Грозного, а именно к 1554 году. В этом году, по преданию, в Вологду из Вятской области, с Великой Реки, была принесена икона Святого Николая Чудотворца Великорецкого. По этому случаю в Вологде во имя этого Угодника был построен новый деревянный храм, в котором святая чудотворная икона была установлена в 1555 году, по царскому повелению. Известно, что первоначальное храмовое место Николаевской церкви было иным: она находилась напротив бывшего Ильинского мужского монастыря (позднее - приходская Ильинская церковь), "на Старом Торгу". Деревянная церковь Николая Чудотворца во время сильного пожара в июне 1698 года, затронувшего всю набережную города от Вознесенской церкви до Софийского собора и повредившего сам собор и архиерейский дом, сгорела
Церковь Николая Чудотворца, что на Извести
Кирпичный одноглавый храм в стиле барокко с трапезной и колокольней, устроенной над папертью. Главный корпус церкви служил холодным храмом.. Сооружен в XVIII в. (ок. 1714). В1869 переосвящен в Александро-Невский в память события 1866(16 (4) апреля — неудавшееся покушение Д. В. Каракозова на императора Александра II у ворот Летнего сада в Санкт-Петербурге). С 1910 - военный, в 1920-х передан общине евангелистов, в 1929 закрыт. Поддерживался в порядке, в 1980-х отреставрирован. Возвращен верующим в 1997. С 12 сентября 2002 года шесть новых колоколов украшают церковь Александра Невского (до этого там был только один колокол). Самый большой колокол этой звонницы весит около 130 килограммов. Ровно через год к ним добавился еще один колокол весом 260 килограммов. 6 мая 2004 года, в день преподобного Георгия Победоносца, в церкви Александра Невского был открыт мемориальный комплекс памяти воинов-вологжан, погибших в Афганистане и Чечне. 176 фамилий высечено золотыми буквами на мраморных плитах.
Чуть в стороне от площади находится Часовня Иконы Божией Матери Владимирская
Памятная часовня в честь 2000-летия Рождества Христова. Кирпичная одноглавая кубическая постройка, возведённая с использованием форм зодчества XIV-XV вв., выстроена в 2000-2002.
Часовня заложена 7 января 2001 года. Строительство продолжалось полтора года и велось на пожертвования предприятий и частных лиц. Авторы проекта - Герман Виноградов (не дожил до открытия часовни) и Андрей Порозов.
Открыта 7 июля 2002 года.
Виднеется кораблик Дионисий, на нём совершается прогулка до Спасо-Прилуцкого монастыря, но об этом путешествии в следующий раз...