Регистрация: Сообщений: 1599 Откуда: Москва, СЗАО Пол:
|
Расцвет общественно-экономической жизни города второй половины XIX - начала XX-го века, представляется мне весьма показательным и ярким примером общих тенденций развития страны в ту эпоху и это делает Череповец еще более привлекательным и интересным явлением.В 1861 году череповецкое общество избирает городским головой Ивана Андреевича Милютина, человека, внесшего неоценимый вклад в развитие не только города, но и всего региона. На этом посту он оставался 46 лет, вплоть до своей смерти в 1907-м году. При его активнейшем участии в Череповце развернулось строительство, создавались новые учебные заведения, страховые общества и банки, гостиницы и торговые заведения. Развиваются промышленные и торговые связи Череповца с другими городами России.Иван Андреевич родился в 1829 году в мещанской семье, рано лишился отеца и братья Милютины (младший Василий родился на два года позже) в совсем юном возрасте встали перед необходимостью самостоятельно обустраивать свою жизнь. В 1845 году ими было приобретено первое судно, «полулодок», на котором они отправились в Петербург с хлебом, погруженным в Рыбинске. Дорога была нелегкой, но братья благополучно добрались и получили прибыль в 200 рублей. Воодушевленные своим успехом Иван и Василий выстроили к следующей навигации 4 судна для перевозки хлеба. К моменту своего избрания на должность городского головы, Иван Андреевич и его брат Василий уже были владельцами сотни судов, в том числе первого пассажирского парохода “Смелый”. В том же 1861 году братьями был приобретен пароход “Филипп Ирапский”, который положил начало буксирному пароходству.
Ко второй половине 60-ых годов они имели 40 собственных пароходов и 500 грузовых судов, а после открытия дока и механического завода братья начали строить суда дальнего плавания, совершавшие рейсы по Шексне, Волге, а также через Петербург за границу. В конце 50-х и начале 60-х годов Милютины выходят на первое место по численности речного грузового флота, а на линии Рыбинск-Череповец-Чайка появляется первый пассажирский пароход Милютиных.
Когда в возрасте 32-х лет Иван Милютин избирается городским головой, Череповец с населением 3000 человек, очень напоминающим деревню.
Дела свои на новом поприще Иван Андреевич начинает с восстановления полуразвалившегося Благовещенского собора, "Мы возобновили его без роскоши, как для молитвы и духовного утешения в горе и печали..."
Создание городского общественного банка с капиталом в 10500 рублей стало следующим созидательным шагом. Банк послужил тем главным экономическим рычагом, с помощью которого он "расшевелил" жизнь провинциального города.
В 70-е годы хлебопромышленники Приволжья призывают Ивана Андреевича председательствовать в Рыбинском биржевом комитете. По его инициативе учреждается Волжско-Камский банк, в устав которого ему удается ввести параграф, по которому Банк ежегодно отчисляет из своих прибылей 1% " на пользу и развитие знаний в интересах русской торговли и промышленности", что составило ежегодно 25000 рублей.
Характерно замечание самого Милютина: "Я не мог вынести тогда бесконечного и безрезультатного словоговорения в ученых обществах, но понимая неизбежность этого, взял да и построил три бригады дальнего плавания в 400, 500 и 600 тон каждый". Корабли были построены в Череповце, затем забуксированы в Петербург, где их оснастили и поставили паруса финские мастера.
Широкий размах в милютинском судостроении, в комплекс которого входили сухой док, лесопильный и механический заводы, остро ставил вопрос о подготовке квалифицированных кадров.
И здесь Милютин делает так много, что Череповец становится центром просвещения, "Новгородскими Афинами", "русским Гейдельбергом", городом, где соотношения учащихся и жителей 1 к 6.
Один за другим Милютин открывает: Александровское техническое училище (1869), Мариинскую женскую гимназию (1873), реальное училище (1875), учительскую семинарию (1875), женское профессиональное училище (1887), сельскохозяйственную школу, городское училище и ряд других.
Всего к 1896 г. было 11 учебных заведений и 1400 учащихся, а в 1908 г. в городе обучалось 1937 человек. Более половины учащихся, или 975 человек были крестьянские дети. В череповецких учебных заведениях учились дети со всей Новгородской губернии.
Развитие промышленности и образование в городе оказывало благоприятное влияние на жизненный уровень населения, а к малоимущим городской голова проявляет особое внимание: организует Череповецкое благотворительное общество, общество вспоможения нуждающимся учащимся, богадельню при соборе, дом призрения во имя Св. Филиппа и Марии, открывает столовую для бедных, ночлежный дом. Дом трудолюбия и при нем швейную, ткацкую, вязальную, столярную и слесарную мастерские.
Для имущих же жителей Череповца Милютиным было учреждено общество взаимного кредита, общество взаимного страхования и вольное пожарное общество.
Милютин много сделал для благоустройства города. По некоторым улицам появились бульвары, каменные мостовые и почти по всем тротуары, керосинно-калильные фонари, телефоны. Для устройства общедоступных увеселений построено здание под названием Соляной городок и при нем сад на двух десятинах земли с редкими породами деревьев. Все учебные заведения города также имели обширные сады. Подгородные поля окружены земляным валом с живой изгородью и каналами. В городской лесной даче произведена осушка болот. На реке Ягорбе рядом с сухим доком устроена земляная дамба с мостом через реку Ягорбу, что значительно придвинуло к городу реку Шексну, служащую соединительным звеном между Волжским бассейном и Финским заливом.
Именно Иван Андреевич добился проведения Северной железной дороги
Помимо учебных заведений в городе появились музеи, библиотеки, музыкально-драматические кружки. городской общественный банк, общественный сад, типография и т.д.
Наряду со своей яркой хозяйственной деятельности, Иван Андреевич был ярким публицистом, автором многих статей, печатавшихся и в губернской, и в центральной прессе. Ему принадлежат статьи, заметки, воспоминания, в том числе: «Между вехами по жизненному полю. Вопросы дня», «Россия и Германия. Экономические письма», «Основная земская единица в пределах прихода»; множество его докладных записок, полемических заметок публиковалось в местной и столичной периодике.
Иван Андреевич прожил долгую жизнь и на закате дней своих упрочил навсегда благосостояние родного города устройством гавани и проведением Северной железной дороги через Череповец, тем самым превратив город в важнейший коммуникационный и транспортный узел.
Он вырастил достойных и образованных детей: старший сын Василий стал инженером-технологом, Андрей в 1909 году был Городским головой Череповца. Они продолжили дело отца.
За свою долгую и плодотворную деятельность, он был удостоен звания Почетного гражданина, Кавалера четырех орденов, купца первой гильдии, действительного статского советника. Надо думать, что человек, называвший свой родной город "поприщем для обращения мечты в дело" и посвятивший жизнь столь благородному занятию, был очень счастливым человеком.
|
|