Автобус быстро проскочил по Монастырской улице - единственной улице ведущей к речному порту - и, въехал в центр Перми. Первая остановка на ждала у гостиницы "Урал" на улице Ленина. Здесь мы увидим один из самых красивых скульптур, посвящённых реке.
"Кама-река". Ладья взмыла ввысь на каменных столбах-опорах словно на волнах. На ее бортах различимы иероглифы-письмена и древние орнаменты, которые как цитаты времени, напоминают о древних скальных изображениях и надписях. Металлические вставки в опорах – это образы Пермского звериного стиля, представляющие верования наших предков об устройстве мира (с ними мы ещё встретимся).
Центральный универмаг
Спросите любого интуриста, что является символом России и кого можно увидеть на дорогах русских городов, вы в первую очередь услышите - «медведя». Пермь — это уральский город. Именно такое, однобокое, представление жителей большинства стран мира натолкнула создателей памятника на идею. Идущий медведь - это символ не только Перми, но и всего Урала. Скульптуру открыли 9 сентября 2006 года. Пермяки дали имя шагающему медведю и окрестили его Михайло Потапычем.
«Пермяк солёные уши» это прозвище жителей местности. В регионе очень распространено промысла солеварения. Такую кличку получали рабочие, перетаскивающие тяжёлые мешки с солью. И от этого уши их пропитывались природным минералом, увеличивались в размере и краснели.
Эту скульптурную композицию в 2009 году назвали "самым странным памятником" России.
Здание ГУВД по Пермскому краю на Комсомольской площади. Эта высотка была заложена в 1949 году и полностью построено за четыре года. Изначально было запланировано, что здесь будет располагаться университет, однако в 1953 году его передали КГБ. От местных жителей можно услышать не мало жутких историй об этом месте, лабиринте потайных ходов, камер пыток и даже расстрелов. Людская молва утверждала, что по этажам бродят призраки умерших людей, замученных внутри. От этого и появилось ещё одно название «Башня смерти». На самом же деле на первом этаже здания ГУВД некогда располагалось лаборатория баллистики, где отстреливалось оружие, изъятое в ходе операций. А местные жители, проходя мимо думали, что здесь расстреливают невинных людей. Хотя истории о "призраках" имеют под собой некоторую основу - историки утверждают, что на этом месте было когда-то древнее кладбище.
История этого Дворца культуры началась 22 мая 1938 года, когда рассматривалась идея о проектировании для Завода №19 им. Сталина своего дома культуры вместо прежнего клуба, построенного в начале 1932 г. и уже не отвечавшего культурным запросам работников завода. Строительство приостанавливалось только во время войны. Торжественное открытие Дворца культуры и техники (такое название он получил) состоялось в июне 1952 г. В 1955 г. в здании Дворца был создан первый в Перми телецентр, который имел радиус действия 10 километров и транслировал телепередачи 3 раза в неделю. Дворец стал памятником архитектуры и градостроительства краевого значения, и в таком статусе попадал в путеводители по Перми. В 2005 году Дворцу культуры было присвоено имя бывшего директора Пермского моторостроительного завода Анатолия Григорьевича Солдатова, сыгравшего немаловажную роль в возобновлении строительства после войны.
Мозаичное панно "Комсомол в решающие моменты истории" было создано в 1978 году к 60-летию ВЛКСМ. На нём изображены Юрий Гагарин, Павка Корчагин и Александр Матросов.
Мемориал Уральскому Добровольческому танковому корпусу создан к 20-й годовщине формирования пермской танковой бригады, входивщей в состав уральского добровольческого танкового корпуса. В годы Великой Отечественной войны уральцы выступили с инициативой — создать добровольческий танковый корпус и на свои средства снарядить его. Добровольческий танковый корпус стал венцом боевых формирований Урала.
Наш автобус продолжает движение по Перми и въезжает в Мотовилихинский район.
Мемориальный комплекс «Памяти Героев Великой Отечественной войны» в ЦПКиО имени Я.М. Свердлова
Ещё в конце XVIII века здесь стояла деревянная церковь Троицы, а в 1828- 1860-е годы храм был перестраивается в камне, сооружаются боковые Успенский и Сретенский приделы. В 1936 году церковь Троицы была закрыта, а в 1939 году на её территории разместился хлебозавод. В 1994 году церковь Троицы возвращена верующим. С 1995 года здесь основан Троице-Стефанов мужской монастырь.
Следующей остановкой был музей артиллерии под открытым небом.
Пермская Царь-пушка. Пермский гигант изготовлен в 1868 году по заказу Морского министерства на Мотовилихинском чугунопушечном заводе. Пермская пушка отлита «уральским методом» из закаленного чугуна очень высокого качества по американским чертежам. Пермская пушка должна была занять место в Кронштадте, на форту Константин, где для неё был уже установлен особый лафет, позволяющий вести круговой огонь, для защиты Петербурга со стороны моря. Двумя такими орудиями также предполагалось вооружить броненосный фрегат «Минин», строившийся в Санкт-Петербурге с 1866 по 1878 год. Однако ей не суждено было попасть в Кронштадт: гигант был возвращен с дороги в Пермь. Связано это с тем обстоятельством, что инженер-изобретатель Павел Матвеевич Обухов из Златоуста разработал технологию получения высокопрочной пушечной стали. Основав завод в Санкт-Петербурге, он начал производство более легких орудий, которые заряжались с казённой части, и пермская царь-пушка технически устарела, так и не заступив на боевое "дежурство".
Открытая музейная площадка - одна из достопримечательностей Перми. На открытой площадке представлены образцы военной техники, изготавливаемой на Мотовилихинских заводах с середины XIX века и до сегодняшнего дня - пушки, системы залпового огня, ракетные установки, баллистические ракеты.
Памятник Василию Никитичу Татищеву - историку, экономисту, географу и государственному деятелю был установлен 11 июня 2003 г. 4 мая 1723 года у речки Егошихи, недалеко от того места где ныне расположен памятник Татищеву, были заложены казенный Егошихинский медеплавильный завод и заводской поселок Егошиха. Василий Никитич лично выбрал место для строительства завода и поселка. Спустя два века здесь вырос город Пермь.
Памятник Владимиру Ильичу Ленину в Комсомольском сквере
Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского. Основан 24 ноября 1870 года. Открылся театр оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя».
Официальная часть экскурсии закончилась и пришло время пройтись по городу. Этот символический верстовой столб обозначает центр города и одновременно отсылает нас к тем временам, когда почта была главной, а порой и единственной нитью, связывающей нас с родными и друзьями.
Дом журналиста имени Аркадия Гайдара. Перед входом установлена мемориальная доска.
А мы с шумной улицы Сибирской, сворачиваем на тихую Пермскую, часть которой совсем недавно стала пешеходной. Здесь установлен подарок Перми от вятских кузнецов - "Подкова счастья".
Многие города нашей страны могут похвастаться своим футбольным клубом. Пермь не исключение. Фанатское граффити напоминает об "Амкаре" и его фанатах.
На перекрёстке Пермской улицы с Комсомольским проспектом расположился вот такой особняк. Когда-то он принадлежал Клавдии Токаревой. Он построен в 1828 году. Дом был жилым. Особняк представляет собой отдельно стоящий деревянный дом, немного выше трех метров, построенное в конце XX века в стиле русского модерна. Также особняк является отличным примером архитектуры. Из-за что у особняка богатая резьба, его называют «теремком Токаревой». Основными цветами особняка являются зеленый и белый, а крыша и фундамент в красном тоне.
Около киноцентра "Кристалл" установлен памятник самой узнаваемой троице героев советского кино: Трусу, Балбесу и Бывалому, воплощённых на экране Георгием Вициным, Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым. Создатели памятника посчитали правильным, чтобы фигуры сливались с толпой, что придаёт им дополнительный шарм. Ведь народные любимцы киноленты сами выходцы из народа. И это просто очень удобно, проходя мимо сфотографироваться в обнимку с любимыми персонажами.
Эта скульптура на Комсомольском проспекте называется "И была древняя легенда...". Легенда повествует о человеко-лосях. "О ком?" - спросите вы. Вот и я спросил так же, но отвечать кроме скульптуры было некому, да и та попалась какая-то неразговорчивая. Но оказалось, что легенда имеет под собой основание.
Крылатый герой в виде человеко-лося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Как правило, человеко-лоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный-подводный мир, они находятся в земном среднем мире. Большинство фигур человеко-лосей пермского звериного стиля очевидно были личными оберегами, этим и объясняется немалое количество найденных амулетов с их изображениями. Образ человеко-лося — «визитная карточка» этих мест. Нигде, кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого образа не существует.
Вот так выглядят эти амулеты (только здесь - фото не мои - взято из Сети).
В этом здании в 1919-1923 гг. работал, первый на Урале, детский клуб "Муравейник".
Вот ещё пример "современного искусства".
Продолжаем идти по Комсомольскому проспекту. Впереди высится бывшая колокольня Преображенского собора (ныне Художественной галереи).
Часовня Святителя Стефана Великопермского была построена в 1882–1887 годах. Она является памятником культуры и истории регионального значения.
Прогулочная часть Комсомольского проспекта
Спасо-Преображенский кафедральный собор некогда крупнейший собор Перми. Его здание расположено в начале Комсомольского проспекта. В настоящее время здесь размещена Пермская художественная галерея. Здание собора было заложено в 1798 году. В 1818 году закончилось строительство летней части собора, а годом позже и зимней. Обе части собора были соединены между собой и составляли единое целое. Отдельно стоящую 67-метровую колокольню начали сооружать в 1818 году, строилась она 14 лет артелями каменщиков, состоящими из крепостных крестьян. Собор был закрыт в 1931 году по ходатайству граждан и Совнаркома СССР. В том же году здание было переоборудовано под художественную галерею.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк проучился 4 года в Пермской семинарии. У него остались не самые приятные воспоминания о губернской столице. Пермь стала прототипом для города чиновников Мохова в романе «Именниник». Бюст установлен на Соборной площади напротив художественной галереи
Над рекой разворачиваются, ложась на курс, самолёты...
...а мы полюбуемся панорамой, открывающейся со смотровой площадки. Сама площадка находится в жутком состоянии реконструкции и закрыта забором, но в любом заборе можно найти лаз.
Памятник Николаю Чудотворцу на Соборной площади
Памятник Героям гражданской войны в решетниковском сквере на берегу Камы. На постаменте строчки из телеграммы Ленина: "Поздравляю геройские Красные войска, взявшие Пермь и Кунгур. Горячий привет освободителям Урала. Предсовобороны Ленин. 1 июля 1919 г."
Особняк построен в 1820-м году по проекту архитектора Ивана Свиязева в стиле позднего русского классицизма. В том же году он сгорел и был восстановлен. В 1842 году особняк сгорел вновь и после этого в течение 40 лет не использовался. В 1885 году здание выкупила городская казна. Затем дом перекупил предприниматель Николай Васильевич Мешков. К 1889 году по проекту архитектора Александра Турчевича дом был перестроен под влиянием стилистики модерна. Затем здание частично сдавалась в аренду правительственному контролю Уральской железной дороги, а также другим организациям. В конце 2007 года в здание въехал Пермский краевой музей. Сам дом теперь именуется "дом Мешкова" по последнему владельцу.
После сытного ужина, чтобы немного размяться перед сном, мы вышли осмотреть окрестности Речного вокзала. Само здание представляет собой печальной зрелище.
Визитная карточка Пермского речного порта. Если вы были в Перми на теплоходе и у вас нет такой фотографии - считайте, что в Перми вы не были. Конечно же я шучу, но если представилась возможность - обязательно сделайте снимок этого жизнеутверждающего выражения.
Недалеко от речного вокзала и станции "Пермь 1" на вечную стоянку установлен паровоз. Это памятник железнодорожникам, погибшим в годы войны.
А вот и станция "Пермь 1". Платформа и здание вокзала - на реконструкции.
Здание Речного вокзала. Вид с Монастырской улицы.
Когда совсем стемнело, в Пермь вернулся "Александр Фадеев" и пришвартовался вторым бортом к "Родной Руси".
Закончился первый пермский день. Впереди спокойная ночь. Но тем, чьи окна выходили на причал не давали спать местные жители, практиковавшиеся в искусстве дрифта на причале под ОЧЕНЬ громкую музыку. А завтра нас ждёт Кунгур и его знаменитые ледяные пещеры.