24 июля. Нельзя просто так взять и покинуть Кижи
Программа дня
В этот день состоялся самый ранний завтрак, который начинался уже в 7:00, а к 8:00 мы должны прибыть в Кижи. Я вышел на палубу в 6 утра. Вокруг словно молоко разлито - в двух метрах слона не заметишь. Кажется мы достигли края вселенной. Иной раз видимость немного увеличивалась и тогда впереди справа становился заметен ещё один теплоход, идущий параллельным курсом. Видимо это был "Рублёв". Без нескольких семь из туманной мглы показался остров Гарницкий с маяком, который также быстро растаял за кормой. Отсюда до острова Кижи примерно час хода вдоль берегов лавируя между различными островами.
Когда теплоход пошёл вдоль берегов, видимость улучшилась. На острове Кижи нас встретили, нет, не чайки, хотя они там тоже есть, а галки. На берегу на первый взгляд с 2015 года ничего существенно не изменилось. Разве только почтовый киоск с причала убрали. Церковь Преображения Господня, как и в 2014 и 2015 г.г., всё ещё на реставрации. Стоянка здесь короткая, всего 2,5 часа. В 10:30 уже отправляемся. Погода существенно не изменилась - дождь то начинался, то переставал. Экскурсии здесь предлагали две основные на выбор:
- 1 ВАРИАНТ: пешеходная экскурсия по острову, посещение музея деревянного зодчества;
- 2 ВАРИАНТ: пешеходная экскурсия «Деревни острова Кижи», посещение деревень Ямка и Васильево.
Обе из них я уже видел, потому сошёл на берег в надежде прокатиться по острову в повозке. У причала стоят в ряд 4 теплохода: "Рублёв", "Суриков", "Викинг Акун", "Русь Великая". Три из них, отправляются вместе с нами, а "Русь" ещё остаётся.
"Рублёв", "Суриков", "Викинг Акун", "Русь Великая" в Кижах Часовня Спаса Нерукотворного XVIIIв. стоит на Нарьиной горе - самом высоком месте о. Кижи На Кижах нас встречают не чайки, а галки (хотя и чаек там полно) Над островами Мальковец, Лингостров и расположенным за ними материком, висит низкая облачность
Спросив у экскурсоводов, уточнил место стоянки повозок - между реставрируемой церковью Преображения Господня и пожарным дебаркадером. Туда и пошёл. Некоторое время постоял там пристраиваясь к различным экскурсионным группам (коих с пяти теплоходов было огромное количество) слушая рассказы гидов, а также наблюдая, как реставраторы поднимают наверх брёвна с помощью лебёдки. Подождал я примерно до начала десятого, но повозок так и не появилось. Кто их знает, во сколько они начинают работать, а может в дождь вообще не катают. Далее ожидать смысла не было, и я вместе с одной из групп с нашего теплохода, пошёл гулять по этнографическому музею под открытым небом.
С экскурсионной группой я прошёл церковь Воскрешения Лазаря, ригу (сооружение, похожее на шведскую стенку, возле неё, предназначалось для просушки снопов), ветряную мельницу. Около часовни Михаила Архангела послушали игру на колоколах (там даже скамейки поставили). Затем один турист пенсионного возраста из нашей группы учудил действо, достойное номинации на Дарвиновскую премию. Взял и закурил рядом с часовней. Экскурсоводы на него накинулись, отобрали сигарету и потушили. С группой я дошёл до дома Ошевнева. Они пошли внутрь, а я двинулся дальше к кижскому погосту.
Конца реставрации пока не видно, но по сравнению с 2014 годом прогресс есть Пожарный дебаркадер Реставраторы увлекательно поднимают бревно на крышу Дорога в сторону причала, по которой я пришёл Кижский погост (с такого ракурса реставрация уже не так заметна) Церковь Воскрешения Лазаря XIVв. Засеянные и незасеянные поля (справа - дом Ошевнева 1876г.) Рига (справа не антенна древнего локатора, а устройство для просушки снопов) Ветряная мельница 1928г. Часовня Михаила Архангела XVIIв. Дорога к южной оконечности острова, где находятся кузница и дом Сергеева 1910г. (туда мы заходили в 2014 году на доп. экскурсии "Музейная гавань") От часовни сворачиваем в сторону дома Елизарова Дом Елизарова 1907г. Около дома Елизарова изготавливают деревянные игрушки Идём дальше - впереди дом Ошевнева
Внутри кижского погоста можно посетить церковь Покрова Божьей Матери 1764 г., но там я был в 2014 году. Вторая церковь - реставрируется. Остаётся колокольня и на неё, какая удача, пускают. Платно разумеется (цена кажется 350 руб, хотя за давностью времён могу и ошибаться). Вот это уже лучше, с этого и надо было начинать. Колокольня имеет высоту 30м. Это не самое высокое здание на острове (реставрируемая рядом церковь несколько выше), но всё равно вид оттуда открывается весьма хороший. Большую часть времени посещения Кижей дождь сдерживался изо всех сил, но в момент посещения колокольни всё-таки пошёл. К причалу я возвращался под зонтиком.
Баня возле дома Ошевнева и чахленький огородик Дом Ошевнева Рядом с домом изготавливают "деревянную черепицу" Кижский погост На теплоходе нас встретили галки, а здесь встречают чайки (крест над воротами в кижский погост) Вид с колокольни на южную оконечность острова (справа вблизи - мемориал советским воинам, дальше - дом Ошевнева) Вид на юг с приближением Вид на юго-восток (справа - купола церкови Покрова Божьей Матери 1764 г., слева - пожарный дебаркадер) Вид на север закрывает реставрируемая церковь, где продолжают подъём брёвен на крышу Вид на северо-запад, где находится причал теплоходов Эх, ну хорошо же стоят (вдали часовня на Нарьиной горе, сложно понять выше неё находится колокольня или нет) Вид на запад Вид на юго-запад (причал справа заселили чайки) На колокольню кижского погоста теперь пускают и посетить её стоит, вид оттуда весьма живописный
Возвращаясь к причалу в районе 10:00 я заметил первую повозку. Эх, где же вы раньше были? Теперь разве что туристов с "Руси Великой" покатаете - она здесь стоит до 12:00, а остальные теплоходы отчаливают вместе с нами. Но в 10:30, как и в 2015 году, мы не отправились. Нельзя просто так взять и покинуть Кижи. Потерялись туристы из каюты на главной палубе (двести какая-то, сейчас уже не вспомню). Уж их звали, звали. Только мы ведь стояли пятым бортом и палубная трансляция "Радищева" на берегу не слышна. Возле входа началась движуха с участием директора и администраторов "и полетела карусель звонков и смсок". Туристы нашлись сами через 10 минут. Я говорил раньше и повторю сейчас - 2,5 часа на Кижи это только выйти и войти. Да ещё в столь ранний час, когда не всё работает. Данная стоянка должна быть минимум на час дольше.
Все экскурсии в этот день закончились рано, всё оставшееся время - развлечения на борту. Весь день предстояло идти по Онежскому озеру. В круизах 2014 и 2015г.г. стандартным мероприятиям дня на Онежском озере была экскурсия в капитанскую рубку, день Нептуна, пиратский ужин. В этом году посещение рубки запланировано на два часа дня, пиратский ужин состоялся в начале круиза, про день Нептуна пока всё глухо и неясно будет ли он вообще когда-нибудь (но точно не сегодня). По Онеге двигались отрядом из четырёх теплоходов. "Викинг Акун" и "Радищев" в первой двойке, следом "Суриков" и "Рублёв" во второй. С течением дня погода стала улучшаться. Пока шли по Онеге состоялась экскурсия в рубку. Здесь всё как и в прошлые годы - записываешься в администраторской, к указанному времени приходишь на место, идёшь в рубку, слушаешь речь капитана, фотографируешься и т.д. Помимо экскурсий прошли традиционная программа с фокусником и ежедневная интеллектуальная игра (в этот раз это был аналог что, где, когда, только в более упрощённом варианте). К 17:00 показались берега и теплоход достиг реки Вытегра.
Виды Онежского озера после отправления из Кижей По Онеге двигались отрядом из четырёх теплоходов. "Викинг Акун" и "Радищев" в первой двойке... ... следом "Суриков" и "Рублёв" во второй Слева (где стоит фотограф с биноклем) - компас, пульт рулевого управления и управления двигателями (в центре фото, где стоят два ЭЛТ-монитора), прибор GPS/Glonass (маленький чёрный мониторчик) и УАИС Транзас (справа где чёрный монитор и клавиатура) УАИС Транзас (слева), за ним сзади - эхолот, РЛС (монитор сверху) Пульт управления гидравликой, подсветкой, мачтой и т.д. Радиостанция Гранит и пульт различных видов связи - при швартовках, для объявлений по теплоходу и т.д. По мимо электронных карт на столе в рубке лежат и карты бумажные После речи капитана о назначении различных приборов в рубке, народ, как обычно, фотографировался Теплоход "Радищев" 1982 года выпуска, но медаль и грамоту успел получить ещё в 1978 году Капитан теплохода - Мешков Василий Николаевич Помимо капитана в рубке также находится рулевой Экскурсия в рубку завершена
К вечеру погода стала летняя, хоть и не совсем ясная. Дождевые тучи были, но в основном в стороне. При входе в реку Вытегра на небе появилась радуга, но не вся целиком, а сперва можно было наблюдать её начало на берегом Онежского озера, а через некоторое время, при подходе к городу Вытегре, показалась вторая половина. Расстояние от берега Онежского озера до города-порта Вытегры чуть более 10км, пройдено за час и к шести вечера теплоход вошёл в шлюз №1 канала Волго-Балт.
Онежское озеро во второй половине дня К 16:00 показались берега Со стороны берега появилась радуга, один конец которой наблюдался левее реки Вытегра Вот и река Вытегра, наш путь по Онеге завершён, "Викинг Акун" следует туда первым Входим в реку Вытегра На берегу указатель с названием "Волго-Балтийский канал" Также в этом месте располагается деревня Озёрное устье Берега реки Вытегра Ответвление в онежский канал На подходе к порту Вытегра прошли очередь из грузовых судов Вот и вторая половинка радуги показалась - как раз на подходе к городу Вытегра
Речной вокзал в Вытегре на удивление хорошо сохранился. Рядом с ним находится музей "Подводная лодка Б-440" (туда водят экскурсии туристов с теплоходов, но пока в моих круизах остановки в Вытегре не было ни разу). Так же в городе сохранился один из деревянных шлюзов Мариинской водной системы. Подводную лодку можно увидеть с борта теплохода первый раз возле речного вокзала (лодка видна спереди), второй раз по выходу в Вытегорское водохранилище (лодка видна сбоку). Старый шлюз с теплохода не виден. Пока подходили к шлюзу №2, состоялся ужин.
Из шлюза №2 попадаем в Белоусовское водохранилище. От шлюза №3 до шлюза №5 идёт "Новинкинская лестница" - на протяжении 3км теплоход поднимается на высоту сорок с лишним метров. Это самое интересное место на данном участке пути. Лучший вид открывается с верхнего бьефа шлюза №4. К сожалению это место мы проходили уже не днём. Концерт "Авокадо" состоялся пока теплоход находился между шлюзами №3 и 4. Сегодняшний концерт назывался "Магия музыки индейцев" и примечателен даже не тем, что песен не пели, а тем что "Авокадовцы" играли на индейских народных инструментах, исполняя как известные произведения, так и не очень. Концерт получился весьма необычным, даже работники теплохода периодически заглядывали в зал заслышав звуки, которые оттуда раздавались. К пятому шлюзу теплоход добрался уже ночью - примерно к половине одиннадцатого. Стало темно и комары начали одолевать конкретно. На пути оставался ещё Пахомовский шлюз №6, но до него порядка 5км и проходили мы его уже совсем ночью.
Здесь же у шлюза №2 находится поворотный мост Закат на волго-балте Идём по Белоусовскому водохранилищу Подходим к шлюзу №3 (за ним видны следующие шлюзы на "Новинкинской лестнице") James Last - The Lonely Shepherd в исполнении дуэта "Авокадо" El Cóndor Pasa в исполнении дуэта "Авокадо" Тоже что то очень знакомое, но названия не знаю House of the Rising Sun в исполнении дуэта "Авокадо" Это что-то из менее известного Вид из шлюза №4 на шлюз №3 В шлюзе №4 мы простояли довольно долго К пятому шлюзу подходили в одиннадцатом часу вечера
|