Мамадышский краеведческий музей
Мамадышский уезд в свое время был местом ссылки политических заключенных. Они и стали первыми организаторами краеведческого музея в 20-е годы. Мирон Александрович Сотоцкий и Апполинариев, заложили основу музея. Они собирали экспонаты, беседовали со старожилами. Чучела животных были сделаны Яковлевым. Также был причастен к изготовлению чучел и мамадышец- Григорий Гуськов.
В 1923 году в этом здании, в котором находится и в настоящее время,
первым среди провинций-был открыт музей.
Это здание было построено в 1864 г. и принадлежало купцу Ф. И. Захарову. (Его жена была теткой известной революционерки В. Фигнер). Музей с каждым днем становился все богаче, и стал одним из интереснейших музеев Татарии. Экспонаты были переданы из богатых домов, от коллекционеров.
В музее было два отдела: « Природа и фауна» и «Этнография». Музею пришлось и поскитаться. Его экспонаты переносились из здания в здание, часто менялись смотрители. Музей снова размещается в доме купца Ф.И.Захарова. После музей уже располагался в здании старой библиотеки, что во дворе спортшколы. Вход был бесплатный, отопление печное. На момент закрытия, музей располагал экспонатами в количестве 1151 единиц,
после закрытия , все они были розданы в школьные музеи, часть – в государственный музей , а часть была просто растащена. Так один из самых богатых и старейших музеев нашей республики, который существовал почти 50 лет, прекратил свое существование. В 1977 г. зав. отделом культуры была назначена Брызгалова Валентина Ивановна, которая и начала работу по восстановлению городского музея. Именно с этого времени начали собирать экспонаты. В то время, при Доме пионеров уже работал историко-краеведческий музей, который открылся в 1975 г. Организатором его была учительница-пенсионерка, ветеран ВОВ-Андронова Елизавета Михайловна, при участии школ города. При музее работал военно-патриотический клуб «Орленок» и группа « Поиск», которые вели большую поисковую работу.
Силами пионеров и комсомольцев, под руководством Е.М.Андроновой собран богатейший материал по истории района и на военную тему, зал отведенный музею становится со временем тесным и не помещает в себя все экспонаты. К тому же приближается знаменательная дата-200 летие города. Благодаря стараниям зав.отделом культуры В.И.Брызгаловой и директору музея Е.М.Андроновой решается положительно вопрос о создании музея.
В 1980 г. бывшее здание музея, которое занимал обувной магазин, было освобождено и передано районному отделу культуры для размещения в нем музея. Начинаются ремонтные и организационные работы.
И в 1981г. в день 200-летия города состоялось открытие музея. Директором на общественных началах стала Е.М. Андронова.
В 1991 году директор краеведческого музея Е.М.Андронова уходит на заслуженный отдых, и принимает музей Потапова С.И. работающая тогда зав.читальным залом центральной библиотеки. В этот год в музее был произведен капитальный ремонт, печи были разобраны, залы стали просторнее. В декабре этого же года музей становится филиалом Государственного Национального музея Республики Татарстан. В то время в музее были экспонаты на военную тему, то есть патриотического характера. Часто музей посещали учащиеся школ и стал вопрос увеличения штата музея. В 1992 г. устанавливается штат смотрителя. С августа этого года на этой должности начала работать Давыдова Г.Г.( с 2006 г.- мл.науч. сотрудник). В 1993 г. в музее начала работать в качестве мл.науч. сотрудника – Шигаева Е.Н. В этом составе было сделано много дел. По истории города, по гражданской и В.О войнах, по предприятиям были открыты папки и каждый год они пополнялись за счет нового фото-документального материала. Стали проводится тематические мероприятия, уроки истории, обширные экскурсии.
В 1994 г. по распоряжению главы администрации И.Р.Ибрагимова для размещения экспонатов и их сохранности, краеведческому музею была передана подвальная часть здания. Силами учащихся она была очищена от мусора, проведено отопление. С.И.Потапова начала работу по реконструкции музея. С каждым годом экспонатов становилось все больше, жители города и района приносили вещи, которыми пользовались их предки, сотрудники музея совершали выездные сборы материалов. Залы уже не помещали все экспонаты, фондохранилища в музее не было и нет. И директор музея С.И.Потапова начала работу по реконструкции музея. Сколько порогов было вытоптано, даже проект сделали, но все безрезультатно. В 2000 г. директором музея стала Сергина Н.М., а в 2006г –Ибрагимова Г.М. И при них вопрос расширения и реконструкции краеведческого музея остался открытым. Сделано было несколько проектов, приезжали даже московские специалисты.
Фонд богатый- уже более 4000 экземпляров, все не в силах выставлять. Музей выполняет немалую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения, и для жителей города он очень нужен. Люди, приходя сюда, вспоминают свою молодость, родных, быт в старину. Да и с ветеранами ВОВ, с афганцами, со старожилами музей находится в тесной связи. А сколько экскурсий в году проводится для учащихся школ! К каждому знаменательному событию города или района проводятся мероприятия и выставки.
На сегодняшний день фонды Мамадышского краеведческого музея насчитывают 4606 единиц хранения, из них 2735 единиц основного фонда и 1871 единиц научно - вспомогательгого фонда. Общая площадь помещения составляет 329 кв.м.; экспозиционно- выставочная площадь – 195 кв.м. Наиболее значительным фондом являются предметы нумизматики, их фонд составляет-411единиц хранения, включая монеты различных государств и эпох. Письменный фонд насчитывает более 280 документов.
Наиболее ценными являются экспозиции нумизматики, археологии, Гражданской войны и фотографии связанные с историей города.
С 1 января 2011 г. музей получил статус юридического лица и все сельские музеи стали его филиалами.
Первый зал рассказывает о крае. Второй соседний (природа, фото выше). На первом этаже проходят выставки.
Мамадышский муниципальный район занимает часть земель древней Булгарии на берегах рек Кама и Вятка. Район образован в 1931 году. После ликвидации в 1961 году Таканышского района его часть присоединилась к Мамадышскому муниципальному району, и он стал крупнейшим в республике районом (2,6 тыс. кв. км).
Покидаем первый этаж. Наверх ведет лестница
Очень понравилась люстра
Особенно плафоны
На лестничном пролете представлены спортивные достижения
Особую место занимает экспозиция «Образование города». Начиная от истоков, и кончая современной историей.
Город Мамадыш известен с 1391 года как татарская деревня. В 1781 году указом Екатерины II Мамадыш получил статус уездного города Казанского наместничества.
Герб Мамадыша утвержден 18 октября 1781 года вместе с другими гербами Казанского наместничества.
В советский период герб Мамадыша (1781 года) не использовался. В 1981 и 1994 года выпускались значки с изображением новых проектов гербов Мамадыша.
В постсоветский период решения о возрождении или восстановлении исторического герба города в качестве официального символа Мамадыша, городскими властями не принимались.
2 ноября 2006 года решением Совета Мамадышского муниципального района был утверждён герб Мамадышского муниципального района.
За основу герба был взят
исторический герб уездного города Мамадыша (1781 года). "В зелёном поле над волнистой оконечностью, волнисто пересеченной серебром и лазурью (синим, голубым) - золотой, перевязанный червлёной (красной) лентой, хлебный сноп между двух сообращённых серебряных серпов". Зелёный цвет поля символизирует природу, надежду, весну и здоровье. Золотой сноп - традиционный символ единства сил и духовных устремлений, плодородия и богатства. Сноп, перевязанный красной лентой, также аллегорически указывает на неразрывную связь городского и сельских поселений, входящих в состав района. Золото - символ богатства, прочности, великодушия, стабильности. Красный цвет - символ силы, мужества, труда, красоты и праздника. Серебряные серпы символизируют сельскохозяйственную направленность Мамадышского района и трудолюбие его населения. В жизни района огромную роль играют водные ресурсы, что отражено голубой оконечностью и серебряным волнистым поясом. Голубая оконечность символизирует р. Каму и другие малые реки. Голубой цвет - символ чести, благородства, духовности. Серебряный пояс аллегорически указывает на р. Вятку: одно из названий Вятки - Нократ - в переводе с татарского языка означает "серебряная река". Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
В 1764 году в селе Троицком-Мамадыше была проведена перепись населения. Оказалось, что здесь 139 дворов с населением 545 человек. В 1774 году в Мамадыше случился пожар, в котором многие деревянные постройки погибли. После пожара Мамадыш мало-помалу застраивался.
Город заслужил эти дипломы. Он чистый и ухоженный, а главное его любят.
Идем дальше
От археологии до этнографии...
Благоприятные природные условия, особенно наличие двух крупных рек – Камы и Вятки, обусловили раннее и постоянное заселение человеком территории района, о чем свидетельствуют и археологические памятники, начиная от неолитических стоянок и кончая поселениями и могильниками периода Казанского ханства.
Единственное о ком хочу рассказать:
Кряшены, крещёные татары, этноконфессиональная группа (общность) в составе татар Волго-Уральского региона, живут в основном в Татарстане, небольшие группы в Удмуртии, Башкортостане и в Челябинской обл. По определению группа является татарской (говорящие с татарами на очень похожем языке), но не считающие себя татарами. Они православные по вероисповеданию и обладают самобытной культурой. Этот народ – кряшены. В последние годы наметилась тенденция к росту самосознания Кряшен, одним из отражений которого стало создание "Этнографического культурно-просветительского объединения кряшен"
Древнее булгарское поселение в окрестностях Мамадыша появилось в начале XII века. Оно упоминается как "Ак Кирмэн", "Белые Кирмени", что в адекватном переводе на русский язык - "Белая Крепость") в 1151 году в летописях Киевской Руси... Общеизвестно, что укрепленное городище Керменчук в ХШ-Х1У веках являлось центром удельного княжества Волжско-Камской Булгарии, вполне самостоятельного. И до недавнего времени остатки его стен находились в 18 километрах от современного Мамадыша, недалеко от села Русские Кирмени. С ним связаны и остатки знаменитого кладбища ханов "Ханнар зираты" ("Кладбище ханов").
В Мамадышском крае в середине XVIII века ярко прослеживалось неравенство, которое присутствовало как среди татар, так и среди русских, марийцев, чувашей, удмуртов...
Перевод жителей большинства поселений края в разряд государственных крестьян, конечно же, не облегчил их участи. Если раньше крестьяне платили
оброк монастырям и несли
государственные повинности в виде денежных оброков, то теперь их все больше и больше отвлекали на строительство дорог, заготовки леса, на них также легли гужевая и воинская повинности, не говоря уже о подушной подати. Между тем при разделе земли на душу мужского населения (женщины тогда в расчет не брались) пришлось по 1,7 десятины. Тогда как для прожиточного минимума нужно было иметь 4—5 десятин пашни. Вот,
например, какой доход-расход имел служилый татарин Бакиев, собиравший в среднем со своего участка в год урожай по 124 пуда. На уплату подушной подати (1 рубль 70 копеек) уходило 17 пудов хлеба. 31 пуд Бакиев оставлял на семена. На семью из четырех человек оставалось 76 пудов, то есть по два фунта в день на каждого члена семьи. Нужно отметить, что крестьяне тогда еще не знали культуру картофеля и овощей. А ведь еще необходимо было кормить скот, справлять одежду и обувь, производить ремонт и отопление жилища, оплату общинных поборов. И все это приходилось делать за счет сокращения собственного потребления.
Еще более тяжелым было положение татар-мусульман, которые кроме уплаты повышенных государственных налогов обязаны были выполнять дополнительные повинности. Так, с 1718 года, когда в Казани по указу Петра I было учреждено Адмиралтейство, для заготовки корабельного леса с каждого девятого двора татар-мусульман брался один конный и один пеший работник. Русских и кряшен к корабельным работам не приписывали. Работа заготовителей леса, прозванных в народе «лашманами», была адской. Десятки и сотни их гибли от голода и простуды, от несчастных случаев. Часто кормильцы семей возвращались в деревни калеками. Малоземелье, бесконечные поборы, жестокая эксплуатация на казенных работах разоряли не только отдельные семьи, но и целые селения. Разорившиеся крестьяне не могли спокойно выносить гнет крепостничества.
В последней четверти XVIII века борьба народных масс вылилась в могучую
крестьянскую войну под руководством Емельяна Ивановича Пугачева (1773-1775). Мамадышская земля выдвинула своих героев, вождей из народа, среди которых особой отвагой прославился Мясогут Гумеров из Кукмора. Когда волны крестьянского восстания докатились до Мамадыша, здесь уже встречали Пугачева многочисленные вооруженные отряды крестьян из близлежащих поселений, готовые присоединиться к всенародному движению.
4 июля 1774 года Емельян Пугачев с двадцатью тысячным войском, выступил из Елабуги и переправился через Вятку. Крестьяне Мамадыша и близлежащих сел и деревень встретили своего освободителя, своего "крестьянского царя" хлебом-солью и колокольным звоном Никольской церкви. За короткий промежуток времени вокруг Пугачева сконцентрировалось около 5 тысяч крестьян Мамадышского края, готовых пойти за своим "добрым царем" не на жизнь, а на смерть!.. Народ ликовал и сводил счеты со своими угнетателями.
За короткий промежуток времени вокруг Пугачева сконцентрировалось около 10 тысяч крестьян Мамадышского края. Большую помощь в формировании новых отрядов из числа татар, мари и удмуртов оказал Бахтияр Канкаев. Получив надежную поддержку на мамадышской земле, войско Пугачева 8 июля 1774 года выступило из Мамадыша в сторону Арска, оттуда - на Казань.
Несмотря на скорое поражение войска повстанцев под Казанью, мятежный дух в Мамадыше царил до конца августа 1774 года. Здесь около двух тысяч пеших и конных мятежников установили свою крестьянскую власть. Позже они приняли бой с карательным отрядом, пришедшим к Мамадышу под командой капитана Якова Михалчукова, но плохо вооруженные и необученные повстанцы не смогли устоять против умелого пушечного огня и, под прикрытием дыма пожарищ, были вынуждены скрыться. Восстание под руководством Емельяна Пугачева потерпело неудачу.
В некоторых публикациях об участии нерусских народов в пугачевском движении можно встретиться с мыслью о том, что татары и башкиры присоединились к восставшим по национально-религиозным соображениям. Но это решительно не так. В отрядах Бахтияра Канкаева, например, много было марийцев, русских, удмуртов и так называемых крещеных татар.
Следующий
зал знакомит нас с купечеством.
Торговлей во второй половине XIX – начале XX вв. занимались почти все слои населения. Но, несмотря на это, при упоминании слова торговля, в первую очередь, оно ассоциируется с купечеством. Хотя ею занимались многие жители, не входившие в купеческую гильдию. Бесспорно одно, что сердцевину торговой жизни составляло купечество. В связи с этим важность изучения купеческого сословия, его роли в развитии и истории торговли очевидна. Тем более, что уездное купечество отличалось от столичного. Татарские купцы и предприниматели конца XIX - 1-й четверти XX вв. стали внушительной экономической силой, кто, выступая в роли меценатов и благотворителей, способствовали развитию культуры и образования татарского народа. Владеющие огромным капиталом татарские купцы значительную его часть вкладывали в торговлю не только в России, но и в странах Западной Европы, Средней и Центральной Азии.Особенностью развития торгово-промышленного предпринимательства Казанской губернии было то, что предпринимательские капиталы промышленник наживал в процессе торговых операций. Принадлежность к купеческому сословию облегчало доступ к занятию выборных должностей в общественных и сословных органах управления - городских магистратах, управах, думах, судебных палатах, словесных судах, различных присутствиях и т.д.
В первой половине XIX века в городе появились предприятия промышленного и мануфактурного типа, на которых трудились наемные рабочие и приписные крестьяне: в 1859 году в уездном городе Мамадыше имелись 2 салотопленных, 3 кожевенных, 2 круподерных, 1 поташный, 2 кирпичных завода и ткацко-кулечная фабрика. Имелся Собор, 2 церкви, 4 часовни, 2 начальные школы, больница. В пореформенный период, т.е. в 60-90-е годы XIX в., на территории Казанской губернии, как и в России в целом, произошли большие изменения в экономической, социальной и духовной сферах жизни. Важную роль в этом сыграла отмена крепостного права. Бурное развитие капитализма в России после реформы 1861 года наложило свой отпечаток на город Мамадыш и на весь уезд. Освобождение крестьян от крепостной зависимости не только не улучшило их положение, но во многих отношениях даже ухудшило. В тяжелом положении оказались и кустари. В конце XIX - начале XX века Мамадыш - мелкий торговый городишко, захолустный, тихий уголок губернии. После большого пожара в 1863 году вновь были восстановлены круподерные и ткацкокулечные фабрики, шерстобитка и ряд других кустарноремесленных мастерских. В городе преобладает мелкокустарная промышленность.
В 1883 году в части Заошминской слободы
начинает работать винокуренный завод купца Корнилия Никаноровича Щербакова, на котором к 1897 году работало 85 постоянно занятых рабочих, к 1900 году уже работало около 100 человек. Это предприятие было технически оснащено даже импортным технологическим оборудованием. Начало прибыльному предприятию заложил предприимчивый мамадышский купец второй гильдии Иван Иванович Щербаков (1791-1838), догадавшийся построить в 1835 году небольшую винокурню, чтобы не выбрасывать понапрасну испортившиеся в его огромных складах на берегу Вятки зерно ржи и пшеницы, которыми он торговал по всей России. Сам же завод, на том месте, где он стоит и поныне, был построен в 1883 году, купцом Щербаковым-младшим-Корнилием Никаноровичем и процветал вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Сам заводчик жил, в основном, в Петербурге и Ницце.
Он был близким другом Дмитрия Ивановича Менделеева и спиртзавод был построен по проекту великого химика.
Завод был оборудован вполне современно для тех лет, работал на зерне, картофеле и свёкле. Спирт, в количестве до 300 дал (400-500 ведер) в сутки производился в единственном спиртовом цехе.
А вода подавалась родниковая, с известного ключа "Святая чаша" по специальным деревянным желобам. После Октябрьской революции завод был национализирован. Ветры гражданской войны не обошли его стороной: Щербаков-сын - Владимир, воевавший в отряде белогвардейцев армии Колчака в сентябре 1918 года, не желая оставлять красным выгодное производство, успел привести в негодность основное оборудование. Единственный в городе завод бездействовал до 1929 года.
Любуясь красотой этого «захолустного городишка» Лев Николаевич Толстой написал свою ставшую потом крылатой фразу: "Вы не поверите, что я скорее бы стал жить в Мамадыше, чем в Венеции, Риме, Неаполе".
Следующий
"Зал трёх войн"Несмотря на трудности жизненных условий, мамадышцы всегда в решающие часы, горой вставали на защиту Отечества. Так было и в Отечественную войну 1812 года, и в период Крымской кампании, и в годы русско-турецкой войны...
Участником знаменитого морского Цусимского сражения
русско-японской войны 1904-1905 г.г. был член экипажа крейсера "Варяг",
минёр-матрос Алексей Иванович Козырев (1880-1955), награжденный за свой подвиг Георгиевскими Крестами и медалью "За отвагу", а в 1954 году ему была назначена персональная пенсия Союзного значения. В честь 70-й годовщины битвы «Варяга» благодарные земляки установили на могиле героя памятник-обелиск. На обелиске надпись: «Козырев Алексей Иванович. 1880—1955. Моряку крейсера «Варяг» от жителей города Мамадыша».
В русско-японской войне подвиг "Варяга" повторил
миноносец "Стерегущий". В числе четырех оставшихся в живых из экипажа корабля был и
мамадышец Алексей Александрович Осинин - сын крестьянина деревни Гремячка. Он спас Андреевский стяг корабля, прыгнув с ним в воду с горящего корабля и пронеся его сквозь долгий вражеский плен. За этот подвиг он стал полным Кавалером всех степеней Георгиевского Креста. (В Санкт-Петербурге, в бывшем Александровском парке, стоит монумент, установленный в 1911 году. Гранитная глыба постамента переходит в бронзовую часть памятника, где изображены два матроса, открывающие кингстоны, чтобы затопить судно. На тыльной стороне памятника укреплена доска с описанием героической гибели миноносца и его экипажа. Среди имен героев, наиболее отличившихся в бою, бронзовыми буквами отлито: «...Осинин Алексей Александрович — кочегар первой статьи». Вспомним, как это было. По приказу адмирала С. О. Макарова два миноносца — «Стерегущий» и «Решительный» — вышли в море на разведку. 10 марта 1904 года, возвращаясь в Порт-Артур, они в предутренней мгле неожиданно столкнулись с четырьмя японскими миноносцами и двумя крейсерами. Миноносцу «Решительный» с боем удалось прорваться и уйти в порт, а «Стерегущий» остался один против шести вражеских кораблей. Снаряды повредили машинное отделение «Стерегущего». Судно потеряло ход. Командир корабля Сергеев был убит. Японские суда подошли совсем близко к русскому миноносцу, надеясь захватить корабль в плен... Однако через мгновенье у них на глазах «Стерегущий» стал погружаться в воду).
Григорий Иванович Ельченков, уроженец деревни Яковка Мамадышского уезда довелось участвовать в первой мировой войне. Октябрьскую революцию он встретил будучи старшиной первой статьи на одном из кораблей Балтийского флота. Активное участие
принимал в штурме Зимнего дворца и далее — в гражданской войне... Его сыновья сражались с фашизмом на разных фронтах Великой Отечественной войны. И уже в мирное время внук героя «Варяга» — Ельченков Николай Петрович нес военную службу на кораблях Тихоокеанского флота. Так слились судьбы трех поколений моряков-мамадышцев.
После февральской революции 1917 года ухудшились условий жизни, набрало силу забастовочное движение. В уезде с сентября 1917 года установилось двоевластие, но Совет рабочих и крестьянских депутатов не проявлял никаких решительных действий. Действительная власть находилась в руках уездного комиссара Временного правительства и комитета общественной безопасности. 8 ноября 1917 года победило вооруженное восстание в губернском городе Казани. Новая власть утверждалась в городах и уездах постепенно и довольно безболезненно. Так, в течение
декабря 1917 г. власть перешла в руки Советов в Мамадыше.
В ноябре 1917 года Давыдов А.В. приезжает в свой родной Мамадыш. Александр Васильевич Давыдов - первый партийный и советский организатор в уезде. Его сильный голос, энергичные жесты, речи, воодушевляли слушателей на борьбу за Советскую власть.
12 декабря 1917 день установления здесь Советской власти. С начала 1918 года перестраиваются и местные органы власти. Старосты и волостные старшины ликвидируются, во всех волостях избираются сельские и волостные Советы. Ликвидируется земство, и все дела по управлению уездом сосредотачиваются в исполнительном комитете уездного Совета. В Мамадыше разгоняется городская управа и избирается городской Совет. Социально-экономическая жизнь в крае стала существенно меняться уже в первые полгода существования Советской власти. На спиртовом заводе Н.Щербакова вводился рабочий контроль. Начали осуществляться меры по национализации заводов, фабрик, банков. Передел земли происходил в условиях противоборства различных групп крестьянства. Поддержка большевиками бедноты вызвала противодействие со стороны богатых крестьян, которые стали придерживать хлеб. В мае декретом ВЦИК и СНК была объявлена продовольственная диктатура. По декрету запрещалась свободная торговля хлебом, на него устанавливались твердые цены. Все, кто скрывал излишки хлеба, не вывозил его на ссыпные пункты, объявлялись «врагами народа». 24 августа 1918 г.в Мамадыше создана Чрезвычайная комиссия, которая применяла чрезвычайные, вплоть до расстрела меры. В ноябре 1918 года в Мамадышском уезде объявили о создании коммуны. Однако коммуны приживались плохо из-за скудных финансовых средств и призыва большей части членов коммуны в Красную Армию.
Начало гражданской войне положил Октябрьский переворот.
С середины 1918 г. развертывается крупномасштабная и ожесточенная гражданская война, осложненная интервенцией стран Антанты. Она охватила территорию всей советской России. Важным фактором гражданской войны стал мятеж 45-ты-гого Чехословацкого корпуса. В конце мая 1918 г. чехословацкие части в ответ на приказ Л.Д. Троцкого о разоружении корпуса начали захватывать станции по пути их следования. Мятеж Чехословацкого корпуса объединил и активизировал все антибольшевистские силы. На захваченных территориях Советская власть была свергнута. Образовались новые правительства, в составе которых преобладали эсеры и меньшевики. С помощью чехословацких частей власть в Поволжье перешла в руки Комитета членов Учредительного собрания (Комуча). Он провозгласил восстановление в стране демократических порядков, установил 8-часовой рабочий день, разрешил созыв рабочих конференций и крестьянских съездов, деятельность профсоюзов, сформировал Народную армию. Комуч отменил декреты Советской власти, вернул бывшим владельцам национализированные предприятия, восстановил городские думы и земства, разрешил свободу частной торговли. Помещики фактически получили возможность отбирать у крестьян переданную им землю, право снять урожай озимых хлебов.
Мамадышцы были полны решимости отстоять завоевания Октября. Был образован уездный военный комиссариат во главе с А. В. Давыдовым. Между тем 7 августа 1918 года Казань была захвачена белочехами. Все напряженнее становилась обстановка в Мамадыше. Многие коммунисты были вызваны на выручку Казани. Не следует забывать, что в Мамадыше и уезде в то время преобладали эсеры. Эсером, был и председатель исполкома уездного Совета Гаврилов, и к августу из состава исполкома были выведены все коммунисты. Однако в Мамадыше еще не знали, что 6 сентября десант вражеской флотилии уже высадился в Соколках. Сообщение поступило только 7 сентября, и советские учреждения к вечеру едва успели эвакуироваться в Кукмор, когда в Мамадыш уже вступали
карательные отряды во главе со штабс-капитаном Щербаковым, сыном владельца спиртоводочного завода. Малочисленный отряд Давыдова — Мишина отступил в Вятские Поляны. Здесь по приказу командования II-й Красной Армии он влился в сводный отряд, командиром которого был назначен А. В. Давыдов.
Щербаков объявил себя комендантом города. Штаб комучевцев разместился в бывшем доме Щербаковых. В первый же день прихода белых в город были произведены аресты всех сочувствующих большевикам и семей коммунистов, не успевших эвакуироваться. Чтобы пополнить свой отряд, Щербаков объявил мобилизацию в «народную добровольческую армию».Через неделю, 15 сентября 1918 года красными была предпринята попытка освободить Мамадыш. Красный отряд латышских стрелков и петроградских рабочих под командованием Крымкина потерпел неудачу. Он выбрал неудачное место для наступления на город. Гора Пузанка, откуда шли освободители, легко поддавалась обстрелу. Белые 17 сентября1918 спешно отступили из Мамадыша. Прошло почти двое суток, когда в Мамадыш, не встречая никакого сопротивления, вступил кавалерийский полк 28-й дивизии под командованием Турчанинова. Всего около десяти дней хозяйничали белые в городе и уезде, но успели совершить
«белый террор». В марте 1919 года вся губерния объявляется на военном положении. С востока наступал
Колчак, в связи с этим начала активизироваться контрреволюция и в Мамадышском уезде. 10 марта начались кулацкие мятежи. Уезд был объявлен на осадном положении. Благодаря разъяснительной работе в повстанческих селах удалось наладить порядок мирным путем, были арестованы лишь организаторы восстаний. В середине марта 1919 года армия Колчака вступила на территорию современной республики Татарстан. Мамадышский уезд объявляется прифронтовым. С марта в Мамадыше на ночь выставлялись дозоры, а по улицам курсировали патрули. В конце месяца уком РКП (б) вынес постановление о мобилизации на фронт 70 процентов коммунистов. За короткий срок по поручению укома С. В. Домолазов из коммунистов и добровольцев сформировал отряд в 600 штыков, получивший наименование «Мамадышский коммунистический батальон». Вскоре численность бойцов в батальоне выросла до 1000 человек. Его ряды пополнила караульная рота милиции. В начале мая колчаковцы подошли к берегам Вятки. До 24 мая линия фронта проходила от Соколок до Вятских Полян. Полосу от Соколок до Мамадыша удерживала дивизия Азина, он принимает приказ о наступлении против войск Колчака. Перед дивизией была поставлена задача форсировать Вятку и гнать врага дальше на восток. В разгар боев у Мамадыша флотилия в качестве пятого дивизиона вошла в состав Волжской флотилии. За успешные боевые действия, личную храбрость и отвагу, проявленные в боях на Вятке и Каме, пятому дивизиону канонерских лодок ВЦИК РСФСР вручил революционное Красное знамя. Именно с Котловки и Мамадыша, которые оказались «крепкими орешками» для колчаковцев и началось отступление. Вражеские войска покатились назад до Перми, а потом дальше — в Сибирь...
Весной 1921 года
Поволжье было опустошено ужасающим голодом, достигшим небывалых размеров. Некогда хлебородные поволжские губернии пришли в полное запустение. Эта беда коснулась и этого края. Причинами страшного голода стали гражданская война, засуха и продразверстка, которая полностью разорила крестьянские хозяйства. Именно грабительская по отношению к крестьянам политика большевиков, подготовила почву к трагическим событиям 1921-1922 годов. Политика коллективизации сельского хозяйства страны была принята в декабре 1927 г съезде партии ВКП(б) . В помощь колхозам в Мамадыше в 1931 г. организуется машинно-тракторная станция — одна из первых в Татарии. При ней открываются постоянные курсы трактористов. Впервые, девушки-татарки становятся трактористками. Однако уровень механизации полевых работ составлял всего 15 процентов. Ощущался острый недостаток в специалистах сельского хозяйства, механизаторах. Урожайность зерновых в колхозах не превышала 6,4 центнера с гектара. К началу 1935 года Мамадышская МТС насчитывала 41 трактор и много другой техники. Серьезный кризис переживало животноводство. Он был и результатом массового забоя скота во время первой волны коллективизации. Крестьяне пошли на это, понимая, что предстоит расставаться с нажитым. Была утрачена треть поголовья крупного рогатого скота.
Крестьяне в силу целого ряда причин вступать в колхозы не торопились. Из-за низких закупочных цен крестьяне стали придерживать хлеб, власти встали на путь использования чрезвычайных мер, насильственного изъятия хлеба. В деревнях появились специальные уполномоченные, вооруженные отряды, которые производили повальные обыски крестьянских дворов и изымали хлебные «излишки». Тех, кто был уличен в сокрытии хлеба, зачисляли в «кулаки» их судили по обвинению в спекуляции с конфискацией имущества, скота.
Переломным явился 1929 год. Именно тогда в республике резко возросли темпы коллективизации. Это был год, когда насильственные методы создания колхозов возобладали. В начале января 1930 г. ЦК ВКП(б) принимает постановление— «О мероприятиях по ликвидации- кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Берется курс на «ликвидацию кулачества как класса». Была разрешена конфискация имущества у кулаков и выселения их в Сибирь. Согласно документу кулацкие хозяйства подразделялись на три категории. Первая подлежала немедленному выселению в малонаселенные районы страны с конфискацией имущества, вторая — переселению в другие кантоны и районы республики, третья — переселению внутри кантонов, районов и волостей. В Мамадышском уезде волнения крестьян прошли под лозунгом «Долой Советскую власть и коммунистов». Распространялись листовки с призывом к восстанию. Татарское население протестовало также и против политики закрытия мечетей. Из выступлений крестьян можно выделить волнения в Мамадышском уезде весной 1930 года, проходившие под лозунгом "Долой Советскую власть и коммунистов! " и с требованием освободить арестованных мулл и крестьян.
В целом можно сказать, результаты насильственной коллективизации открыли путь к обнищанию деревни, хроническому голоду и лишениям. Политика индустриализации страны была провозглашена XIV съездом партии большевиков в конце 1925 г. Восстановление первого промышленного предприятия — спиртового завода, который не работал со времен Октябрьской революции, началось только в 1929 году. С целью возрождения спиртового завода в Мамадыш приехала комиссия из Москвы и начались плановые работы по ремонту и наладке производства. Было отремонтировано сохранившееся оборудование, батарейный котел системы Шухова, паровая машина марки «Брамлей». В 1931 году заработал водочный цех завода, который давал продукцию около 300 дал в сутки. К декабрю 1933 года бригада строителей соорудила первое зернохранилище и картофелехранилище из жердей. Освоение новых производств, оснащенных по тем временам передовой техникой, требовало квалифицированных кадров. На предприятиях возникли кружки и школы по повышению производственной квалификации. Была введена обязательная сдача государственного технического минимума. Расширилась сеть школ фабрично-заводского ученичества. Продолжала поддерживаться волна трудового энтузиазма. Наряду с ударничеством, появились новые формы соревнования — движение отличников, движение за рентабельную работу. По примеру шахтера Алексея Стаханова в республике было развернуто движение новаторов производства. Стахановцы на основе овладения новой техникой, лучшей организации труда давали более высокую выработку.
«Зал Великой Отечественной Войны»Мамадыш военных лет был глубоким тылом. Сюда были эвакуированы целые учреждения и промышленные предприятия других городов. Так, в Мамадыше оказался подмосковный детский дом и хлопчатобумажная фабрика. Прядильно-ткацкое производство, вернее несколько человек специалистов-текстильщиков и демонтированное оборудование, были эвакуированы из города Вышний Волочек. В Мамадыше под фабрику отвели три здания бывшей ремесленной школы. Мамадышская хлопчатобумажная фабрика начала выпускать продукцию для фронта. На фронт работало и старейшее мамадышское предприятие — спиртовый завод. В декабре 1941 года в Мамадыше были созданы курсы трактористок, формируются женские бригады. Для работы в поле не хватало тракторов и комбайнов. Никаких запасных частей к ним не поступало. Поэтому землю приходилось обрабатывать не только с помощью лошадей (лучшие из которых были отправлены на фронт), но и коров. Сеяли вручную, жали серпом.
И тем не менее труженики района с большим энтузиазмом участвовали во всех формах всенародного движения в помощь фронту — в создании фонда обороны, сборе средств на вооружение Красной Армии, в подписке на военный заем. Они собирали теплые вещи для тех, кто находился в окопах, отправляли им посылки, часто отрывая от своего скудного стола.
Так, к марту 1942 года труженики мамадышского тыла внесли в фонд обороны Родины более 263 тысяч рублей, приобрели облигации государственного займа более чем на 167 тысяч и денежно-вещевой лотереи — на 270 тысяч рублей. К каждому празднику бойцам отправлялись подарки.
Свыше трех миллионов рублей трудящиеся района собрали на строительство
танковой колонны «Колхозник Татарии». В том же грозном 1943 году на средства тружеников района были построены самолеты для
авиационного звена «Мамадышский колхозник». И снова от И. В. Сталина была получена телеграмма: «Передайте трудящимся Мамадышского района, собравшим 2 миллиона на строительство боевых самолетов «Мамадышский колхозник», мой братский привет и благодарность Красной Армии». Самолеты для авиазвена «Мамадышский колхозник» изготавливались на Казанском заводе имени С. П. Горбунова. Для звена «Мамадышский колхозник» были выбраны пикирующие бомбардировщики Пе-2, которые, как и все другие, приобретенные на средства трудящихся Татарии, поступили на вооружение 202-й бомбардировочной авиадивизии имени Верховного Совета ТАССР. 22 мая 1943 года этой дивизии было вручено шефское знамя Татарии. Под этим знаменем самолеты Пе-2 с надписью «Совет Татарстаны» на фюзеляжах бомбили врага на Курской дуге, подготавливали переправу через Днепр, Вислу, Одер и Эльбу. Они бомбили Берлин...
По мере освобождения советской земли от фашистских захватчиков мамадышцы оказывали помощь при восстановлении колхозов на бывших оккупированных территориях. Район взял шефство над колхозами Урицкого района Орловской области и отправил туда 218 голов крупного рогатого скота, 10 лошадей с телегами и санями, 10 плугов, 20 борон, 2 сеялки, 6 тысяч рублей деньгами, много картофеля и зерна.
"Зал Советского периода"Районы Татарии непосредственно не пострадали от войны. Мамадыш первых послевоенных лет, как, впрочем, и мамадышское село, не испытал крутых перемен. Новое строительство в городе почти не велось, да и на селе в хозяйственной жизни пока все оставалось по-старому. У всех появился особый приподнятый настрой жить лучше, чем вчера. Засучив рукава, мамадышцы принялись за восстановление народного хозяйства.
Будни первого послевоенного десятилетия в районе были насыщены. Села восстанавливали свою экономику, соответствующую требованиям времени.
В следующей послевоенной пятилетке самое серьезное внимание было уделено развитию сельского хозяйства. В 1954 году начинается освоение целинных и залежных земель Казахстана, Южного Урала, Сибири и Алтая. В конце марта из Мамадыша в Казахстан па освоение целины было отправлено 160 человек. Многих привлекло и строительство Нижнекамского нефтехимкомбината.
Развитие индустриального производства в районе было связано с развитием спиртововодочного завода. В 1974 году было построено пятиэтажное здание цеха, где было установлено современное обрудование. Мощность завода выросла. Силами завода построен Дом культуры. На хлопчатобумажной фабрике, которая была филиалом Елабужского прядильно-ткацкого производственного объединения, план 10-й пятилетки по реализации продукции был выполнен на 103 процента. В г. Мамадыш работал филиал Татарского обувного производственного объединения «Спартак», выпускающий сотни тысяч пар заготовок для обуви, которые затем поставлялись в Казань. Гордостью всего района являлся ордена Трудового Красного Знамени Камский леспромхоз — лучший в России. В области промышленности в 1965-70-гг была значительно увеличена степень экономической самостоятельности предприятий. Вводился принцип «хозяйственного расчета» - теперь деятельность предприятия оценивалась не по формальным плановым показателям, а по уровню рентабельности производства. Реформы принесли заметные, положительные результаты. Улучшилось снабжение продовольствием. Повышалось и благосостояние населения. Продолжалось массовое жилищное строительство, причем теперь оно осуществлялось не только за государственный счет – появились жилищные кооперативы. В пригородах выделялись земли для приусадебных участков и дачного строительства горожан. Заметно вырос уровень средней заработной платы, при этом цены на большинство товаров оставались неизменными.
В начале 80-х годов XX века, как в пищевой, так и легкой промышленности возникли серьезные проблемы, связанные с недостаточным вниманием к их развитию со стороны государства. Многие предприятия, относившиеся к этим отраслям, располагались в старых обветшалых зданиях, продолжая работать на все более устаревавшем оборудовании. Зачастую им приходилось использовать недоброкачественное сырье, что сказывалось на качестве готовых изделий. В результате продукция таких предприятий, как, например, обувной фабрики «Спартак», фабрик по пошиву одежды не пользовались популярностью среди населения республики.
В сельском хозяйстве провозглашен курс « на преодоление разрыва между городом и деревней». Благодаря хрущевским реформам, осуществлявшимся в 1953-1957 , были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, снизились нормы обязательных поставок. Это позволило колхозам увеличить свои производственные показатели в 2-3 раза. Но по урожайности зерновых культур к концу пятой пятилетки (1951-1955 гг.) валовой сбор хлебов был меньше, чем в 1941 г. Во многом такое положение объяснялось слабой технической оснащенностью колхозов. Быстрыми темпами в этот период развивалась электрификация села. К середине 60-х гг. все колхозы района пользовалось электроэнергией.
Острой проблемой являлось обеспечение сельского хозяйства кадрами высокой квалификации. Жители района активно пополняли ряды рабочего класса на стройках КАМАЗа в Набережных челнах и Нефтехима в Нижнекамске.
Пожалуй, наиболее значимым социальным достижением тех лет явилось появление так называемых «хрущевок». В Мамадыше в 1959-1965 гг. были построены двухэтажные многоквартирные дома по улице Советская, Азина, Красноармейская. Существенное развитие получило общественное питание, которое тогда рассматривалось как необходимый элемент коммунистического быта. Согласно идеологическим установкам того времени, страна в конце 50-х гг. вступила в период развернутого коммунистического строительства. Важной задачей считалось максимальное освобождение женщин от тягот домашнего труда, чтобы они имели большую возможность участвовать в общественном производстве и общественной жизни. С этой целью активно строились столовые, кухни, кафе, внедрялись новые формы бытового обслуживания. В конце 50-х гг. в городе Мамадыш появилось ателье. Увеличился выпуск товаров народного потребления. Построенный в 1974 г автозавод КАМАЗ начал массовый выпуск грузовых автомобилей. Радиоприемники, холодильники, стиральные машины, телевизоры перестали быть предметом редкой роскоши - ими теперь обзаводилось большинство семей. Кстати, именно в этот период в 1967 г. была введена 5-дневная рабочая неделя. Увеличилась продолжительность отпусков.
«Зал Боевой Славы»Администрация Мамадышского района установила мемориал в честь погибших ветеранов боевых действий. На гранитном постаменте выбиты имена семерых бойцов, погибших в Афганистане, и троих в Чечне. По военным дорогам Афганистана 85 человек, из них было награждено орденами и медалями: 14 человек.
На Чеченскую войну из Мамадышского района ушло 199 человек, многие награждены орденами и медалями.
В 1986 году весь мир потрясло события произошедшее в Чернобыле. Это была еще одна горячая точка в мирное время.Свой воинский долг в составе оперативной группы Министерства Обороны СССР, мамадышцы, выполняли задачи по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Здесь помнят каждый подвиг
Роман Евгеньевич Лизалин — капитан туристического теплохода «Арабелла», организовавший операцию по спасению пассажиров и членов экипажа теплохода «Булгария», затонувшего на Волге 10 июля 2011 года. Роман Лизалин родился в городе Чистополь Татарской АССР 18 марта 1981 года. В 1996 году окончил 9 классов Мамадышской средней школы № 1. 24 октября 2011 года Роману Лизалину присвоено почетное звание «Почетный житель города Мамадыш».
«Знаменитые земляки» Мамадыш – исторический богатый край, который подарил миру большое количество выдающихся талантливых, широко известных в мире ученых, литераторов, деятелей искусств, много знаменитых личностей. Не перестает радовать и молодое поколение, которое принимает активное участие в международных конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях и добивается успехов.
На этом рассказ в музее я заканчиваю. И публикую несколько отдельных экспонатов которые привлекли моё внимание