Зал №4 “Вятские Поляны в период укрепления народного хозяйства 1930-2000г.г.” В экспозиционном зале представлены основные этапы развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города и района с 1930 года. Отображена история возникновения ряда промышленных предприятий, положивших начало созданию крупной металло - и деревообрабатывающей промышленности: Сосновский судостроительный завод, биография которого началась с судостроительной верфи, с 1924 года. В годы Великой Отечественной войны на заводе были заложены боевые катера – «малые охотники» за подводными лодками; Краснополянский домостроительный комбинат, освоивший выпуск древесноволокнистой плиты; Усть-Люгинский завод металлоизделий, в военные годы выпускавший военную продукцию: санитарные двуколки, обоз-телеги, сани, лыжи. Представлена продукция Машиностроительного завода «Молот», история которого началась с осени 1941 года, когда на базе шпульной фабрики разместился эвакуированный из Подмосковного г. Загорска головной завод по производству автоматического оружия. Этот зал о Вятскополянском крае и о тех тружениках, которые его обживали, благоустраивали, берегли как зеницу ока.
В 1929 году в стране была проведена территориально-административная реформа, заменившая губернии и уезды на края, округа и районы. 29 июня 1929 года образован Вятско - Полянский район. Население составило 68 тысяч человек.
Основное занятие населения - сельское хозяйство. На территории Вятско-Полянского района было множество мелких единоличных крестьянских хозяйств, земли дробились на мелкие клочки-полосы, на которых невозможно было думать о применении техники и поднятии урожайности с\х культур, был низкий уровень агротехники. "Грудно – не грузно" – это старинная пословица, крестьяне понимали, что в одиночку развивать хозяйство трудно. Необходимость взаимовыручки, объединения, кооперирования всегда были в характерах и поступках русского человека.
В 1921 году было принято решение “ чтобы наименее выгодное и наиболее отсталое, мелкое, обособленное крестьянское хозяйство объединялось в соорганизованно – общественное крупное земледельческое хозяйство”. Началась коллективизация в 1929 году, когда были созданы первые 2 колхоза. В районе было организовано 73 колхоза, благодаря этому возросло применение техники, увеличилась урожайность с\х культур. В колхозах района стало внедряться сортовое семеноводство(1935г.) В 1930 году была создана МТС (Машино-тракторная станция), которые работали по договору с колхозами, поднимали значительную часть пашни, в крупных селах создавались тракторные отряды. Люди села привыкли к коллективному труду, особенно во время уборочных работ. Но нельзя и отрицать существование грубых ошибок в проведении сплошной коллективизации, стремлению перевыполнения контрольных цифр, принятие чрезвычайных мер по раскулачиванию, что приводило к крестьянскому недовольству и возмущению. С\Х нужны были грамотные специалисты. Чтобы дать людям начальное с\х образование в Вятских Полянах была организована РКШ (районная колхозная школа), в которой учились председатели, бригадиры колхозов, молодежь. Многие бригады, колхозы добивались высоких показателей и получали право участвовать во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. К началу войны деревни стали механизированными, а сотни механизаторов, пройдя школу овладения техникой, смогли нарывных сражаться с врагами. Начавшаяся война основательно подорвала мощь колхозов. На фронт отправили весь колхозный автотранспорт, часть тракторов. На полях работали женщины и дети. Крестьяне платили военный налог, несмотря на это, в первые же дни войны было принято решение на собраниях рабочих, колхозников и служащих о передаче продовольствия, части заработка в Фонд обороны и Красной Армии. Закончилась война. Жители района приступили к восстановлению хозяйства. В 1950 году было проведено первое укрупнение колхозов, вместо 72 создано 25 артелей. Начались мероприятия по реорганизации с\х: в колхозах увеличился парк техники, была проведена реконструкция МТС. Широкий размах получило трудовое соперничество, передовикам присваивались звания: лучший тракторист, механизатор, комбайнер. Появились колхозы – миллионеры. Началось активное строительство современных производственных помещений.
К началу 1980-х годов в колхозах была введена нормированная оплата труда колхозников, построены благоустроенные жилые дома, которые были электрифицированы, радиофицированы, в каждом доме появились телевизоры и бытовая техника. Построены школы, больницы, дома быта, столовые и клубы.
Многие выпускники школ стали оставаться дома и пополнять ряды тружеников сельского хозяйства.
Появились первые кооперативы. В 1990-2000-е годы в сельском хозяйстве сложилась сложная экономическая ситуация, спад производства, произошёл отток молодёжи в города, технический износ составил 85%.
Колхозы реорганизовались в сельхозпредприятия.19 декабря 1957 года был сдан в эксплуатацию Вятскополянский
хлебозавод. Проектная мощность – 30 тонн хлеба в сутки. На заводе размещались: мучной склад на 10 тонн, склад подсобного сырья с холодильной установкой, тестомесильное и тесторазделочное отделение, пекарный зал, хлебохранилище и т.д. В середине января 1958 года жители города уже смогли купить в магазинах хлебобулочные изделия: батоны разных сортов и названий, булки, слойки. Кроме хлебобулочных на заводе было налажено производство кондитерских изделий и безалкогольных и газированных напитков. В начале 1972 года стали выпускать новое изделие – рожки сдобные. Предприятием была открыта сеть магазинов. Реконструкция мельницы позволила производить несколько сортов муки – ржаную, обойную, ржаную обдирную, сортовую пшеничную «Подольскую». На предприятии имеется железнодорожный подъезд с оборудованием для погрузки и выгрузки зерна и готовой продукции в вагоны.
Вятскополянский лесхоз организован в 1954 году из трех лесничеств: Вятскополянского, Сосновского и Бурецкого. В 1963 году к лесхозу присоединили Шабанское лесничество. В 1966 г. для обеспечения улучшенными семенами сосны лесхозов области на базе Вятскополянского лесхоза был организован спецсемлесхоз, который затем реорганизовали в опытный лесхоз. За 1991-1998 годы с объектов постоянной лесосеменной базы заготовлено 1258 килограммов улучшенных семян сосны. К 2000 году создано более 6 тысяч гектаров лесных культур хвойных пород, на землях госземфонда и колхозов создано 658 га защитных насаждений, площадь хвойных лесов увеличилась на 349 га (2,7%). По итогам областного конкурса за 1995-1998г.г. Вятскополянскому опытному лесхозу присваивалось звание «Лучший лесхоз»
Развитие
энергетики южного региона Кировской области неразрывно связано с Вятскополянским машиностроительным заводом, с наращиванием в годы войны мощностей Сосновского судостроительного и Усть-Люгинского обозостроительного заводов. В дальнейшем назрела необходимость объединения энергетики из-за увеличения производственных мощностей, а также в связи с централизованным обслуживанием сельских электросетей. Более 40 лет назад для надежного электроснабжения пяти южных районов Кировской области было создано предприятие «Вятско-Полянские электрические сети». В кратчайшие сроки в городе возвели несколько жилых домов для дипломированных специалистов. «Вятско-Полянские электрические сети» (ПО «ВПЭС») - одно из пяти производственных отделений филиала «Кировэнерго» Общая площадь обслуживаемой территории - 11 тысяч квадратных километров, протяженность воздушных линий - 5006 км, энергетики обслуживают 29 подстанций, 14 из которых мощностью 110 кВт.
В страшные годы войны на смену механизаторам, ушедшим на фронт, пришли женщины и подростки. Несмотря на трудности послевоенных лет, МТС начала интенсивно пополняться
техникой, механизировался и животноводческий труд. В 1957 году денежные доходы возросли почти втрое по сравнению с 1950г., а неделимые доходы более чем вдвое. Предприятие выполняло не только ремонт техники, но мелиорацию земель и перевозку грузов, обеспечивало колхозы минеральными удобрениями. Была создана станция технического обслуживания по механизации животноводческих ферм.
Машиностроительный завод - самое крупное предприятие города и района. 26 апреля 1940 года - официальная дата основания завода «Молот». Именно в этот день завод скобяных изделий в Загорске Московской области передается в систему Наркомата вооружений СССР, а к концу 1940 года становится головным по производству знаменитых ППШ - пистолетов-пулеметов конструкции замечательного русского оружейника Г.С. Шпагина.
История предприятия начинается с лесопильного завода, на базе которого была построена шпульная фабрика. Свою первую продукцию шпульная фабрика выдала в 1938 году. Это были деревянные шпули, предназначавшиеся для предильно-ткацкой промышленности. В 1941 году в рабочий поселок Вятские Поляны Кировской области был эвакуирован и размещен на базе шпульной фабрики завод № 367 из Подмосковного Загорска. Выбор был не случайным, а продиктован удобным географическим положением: близостью поставки металла по железной дороге с заводов Урала, поставкой древесины сплавом по Вятке, и удобством поставки готовой продукции фронту в центр по железной дороге, и на юг по водному пути.
Во второй половине 1945 года перед Вятскополянскими машиностроителями поставили задачу освоить и организовать выпуск
вятских патефонов, и уже в октябре 1945 года были собраны первые пять, затем было налажено серийное производство и в 1946 году было выпущено 20 тысяч патефонов. К концу пятилетки 1951-1955гг в торговую сеть страны стало поступать все больше новых музыкальных аппаратов - радиол и проигрывателей. Спpoc на патефоны стал снижаться. В1955 году их производство было прекращено.
Чтобы исправить положение завод перешел к освоению и выпуску новой продукции, пользующейся хорошим спросом. Машиностроители приступили к
выпуску боковых прицепов к заслужившим добрую славу ижевским мотоциклам. Для выпуска нового вида продукции требовались значительные производственные мощности. Необходимых площадей, оборудования, оснастки и, главное, нужных специалистов не было. Поэтому коллектив работал и одновременно учился выпускать новую продукцию, строились новые корпуса цехов. По настоянию директора Ф.И. Трещева в механосборочных цехах создали поточные линии для штамповки кузовных деталей и сварки рамы бокового прицепа, в других корпусах - инструментальный, термический, окрасочный и гальванический цеха. Первый боковой прицеп был изготовлен в 1956 году.
В 1957 году вятскополянскими машиностроителями был изготовлен
первый отечественный легковой мотороллер. В 70-е годы производство боковых прицепов достигло 200 тысяч штук в год, одновременно выпускалось более 100 тысяч мотороллеров. В последующие годы машиностроители дважды обновляли модели легкового мотороллера и семь раз модели бокового прицепа.
За многие годы своей биографии завод освоил изготовление
более 100 видов специальной техники и товаров народного потребления.
В перестроечный период предприятие попало под конвенцию, резко снизился заказ на производство стрелкового оружия. Появилась идея перейти на в
ыпуск спортивно-охотничьего оружия. Экспериментальная конструкторско-технологическая лаборатория в 1992 году сдает производству газовый пистолет, в 1993 году - фермерское ружье, в 1994 году — модернизированный карабин Симонова, превращенный в охотничье-промысловое ружье. В то же время была проведена модернизация ручного пулемета Калашникова. На его базе был создан самозарядных охотничий
карабин СОК-94, или «Вепрь». В 1995 году начато производство самозарядного охотничьего
карабина СОК-95, или «Вепрь-308». Изучение спроса и рынков сбыта привело к постановке на производство
помповых ружей «Бекас», в том числе и самозарядного
«Бекас-авто». Изготовление спортивно-охотничьего оружия на заводе стало важной вехой в работе стрелкового производства. Образцы этого оружия заслужили добрую славу в странах СНГ, западной Европы и вышли на американский рынок.
В условиях конвенции машиностроители расширили производство г
азовых отопительных аппаратов разной мощности, с автоматической регулировкой теплового режима и безопасности. Появилась конструкция и производство газогоречного устройства для отопительной бытовой печи.
Была создана СВЧ-печь с большим объемом камеры, а позднее и устройством «Гриль». В условиях конвенции на «Молоте»
создали станкостроение: стали выпускать продольнофрезерный и комбинированный деревообрабатывающие станки, автоматы для фасовки и упаковки пастообразных и жидких продуктов.
В 1997 году была изготовлена опытная партия двигателей объемом 50 куб.см. В 1998 году специалистами завода была подготовлена конструкторско-технологическая документация на мини-мотороллер «Стриж» и изготовлена их опытная партия.
Вятскополянский врачебный участок Малмыжского уезда был выделен с 1892 года. В штате лечебных учреждений по Вятскополянскому врачебному участку, указан "приемный покой", рассчитанный на 5 кроватей, со следующим штатом медицинского персонала: врач, фельдшер, фельдшерица-акушерка. С 1905 года в Вятскополянском врачебном участке значится "
Вятскополянская лечебница", рассчитанная на 8 кроватей. 5 октября 1907 года Малмыжское уездное земское собрание приняло постановление о преобразовании Вятскополянской лечебницы в больницу. За сто лет, минувшие с этого дня, в здравоохранении города и района произошло немало перемен. Возросло число среднего и младшего медперсонала. В 1938 году на базе госсанинспекции открывается противомалярийная станция. В 1957г. штат детской консультации увеличился. С 1972 года детская консультация стала детской поликлиникой.
В 1906 году в село Вятские Поляны приехала
чета Новиковых. Глава семейства Серапион Миссаилович - типичный представитель интеллигенции начала XX века. К тому времени за его плечами был медицинский факультет Казанского университета, который он закончил в 1900 году, получив звание "Лекарь" с отличием. Первые годы Серапион Миссаилович трудился на медицинском поприще под Москвой, но тяга к родным местам, вероятно, оказалась сильнее, ведь родом Новиков был из уездного Малмыжа. Отправляясь в вятскую глубину, С.М. Новиков, конечно же, отдавал себе отчет в том, что тут работать будет намного труднее, поскольку как таковой медицины здесь почти не было. Вместо больницы в Вятских Полянах имелась небольшая амбулатория, на месте которой и будет потом построена больница. В штате амбулатории работал всего один фельдшер да санитарка, а обслуживать молодому врачу пришлось округу в радиусе семидесяти километров. Жена Серапиона Миссаиловича, Лидия Тимофеевна, фельдшер по образованию, невольно взяла на себя часть его забот и в 1911 году официально устроилась на работу в амбулаторию. Влюбленные в свое дело супруги не могли смириться с тем, что в Вятских Полянах нет собственной больницы. И
под руководством неугомонного земского врача начинается строительство приемного главного корпуса, кухни, усыпальницы, родильного и тифозного отделений. Одновременно при больнице ведется строительство дома, в который и переедет затем семья Новиковых.
При больнице также была организована аптека. Когда больница была построена, Серапион Миссаилович и все его многочисленное семейство (трое детей, его отец, а также родители жены) занялись благоустройством территории. Разбили собственными руками сад, высадили тополя. Просто удивительно, как успевал повсюду этот деятельный и энергичный человек. В 1914 году, когда началась первая мировая война, в Малмыже были организованы подготовительные курсы врачей, и С.М. Новиков, как практик, имеющий к тому времени богатый медицинский опыт, делился им с будущими медиками. Он отлично разбирался во многом: в хирургии и терапии, невропатологии и гинекологии и многом другом, ведь земские врачи были мастерами на все руки и лечили своих пациентов буквально от всех болезней. И не удивительно, что Серапиона Миссаиловича хорошо знали и уважали многие жители Вятскополянской волости. В 1931 году Серапион Миссаилович переехал с семьей в Казань и работал в одной из престижных местных больниц, обслуживавших партийных работников, а жена преподавала в Казанском медучилище.
В 1964 году было построено новое здание дома культуры (заводского клуба). Назвали клуб в честь Великой Победы. История Дворца культуры невозможна без упоминания директора машиностроительного завода Федора Ивановича Трещева. Он мечтал, чтобы в Вятских Полянах было все самое лучшее и современное. Несмотря на то, что старый дом культуры был капитально отремонтирован, Федор Иванович задумал грандиозный по своим масштабам дворец культуры, подобного которому не было в области и даже в областном центре. Он знал, что такой дворец будет нужен и настоящим и будущим жителям города, и решение о сносе старого здания и строительстве нового было принято.
Начало строительства приходится на 1984 год, когда подняли первый ковш из земли. Сроили дворец очередями: 1.- здание молодежного центра, 2- центральная часть с залом, 3- здание, где сейчас театральная школа и заводской музей (первоначально здесь планировался кинозал). Федор Иванович Трещев дал задание начальнику капитального строительства Аркадию Петровичу Селезневу найти проектировщика. В процессе поиска он обратился к архитекторам в московский художественный фонд. В черновом варианте проект дворца принадлежит архитектору Чернолузскому, но в таком виде проект для Вятских Полян не годился, поэтому проект пришлось переделывать, адаптировать к местности. Совместными усилиями проект на 80% был переделан силами 69 отдела МСЗ, этот же отдел занимался внутренним художественным оформлением. Проектом внешнего художественного оформления занимались Васильев Яков Павлович и художественный фонд города Ижевска. Эту стройку называли всенародной, строительством дворца занимался весь машиностроительный завод, практически все работники завода принимали в ней участие, оформляли, наводили порядок. После стройки на стройплощадке одновременно находилось до 1000 человек.
Федор Иванович Трещев хотел, чтобы во дворце было все самое лучшее. Для строительства дворца, на специальных поддонах, привезли необычный гладкий кирпич с Прибалтики, каждый поддон был завернут в пленку. Для отделки зрительного зала использовали ракушечник, полы и часть стен делались из мрамора, гранит шел на лестничные марши и снаружи для ступенек. Все железобетонные и деревянные конструкции были сделаны силами завода. Дворец культуры уникален и своей внутренней планировкой. Интересна история изготавления занавеса: делали его около года в Москве по специальному заказу. Для этого художница суриковского училища приехала в город и по мотивам вятской природы сделала эскизы. Шили занавес вручную.
В 1990 году новое здание было введено в эксплуатацию. К празднику Труда
Дворец культуры “Победа” распахнул свои двери для жителей и гостей города. Поначалу жителям города новый Дворец культуры казался громоздким, в народе его называли бастилией. Сегодня Дворец культуры – это радость и гордость за проделанную работу, это уникальный архитектурный комплекс культурно- развлекательного - спортивного центра.
Градообразующее предприятие: Вятско-Полянский машиностроительный завод (ВПМЗ), ныне
ОАО «Молот» — бывшая шпульно-катушечная фабрика, преобразованная в годы Великой Отечественной войны, после эвакуации конструктора Георгия Семёновича Шпагина с оружейным производством, созданным на базе Загорского завода скобяных изделий.
В последние годы
молодёжь сама все чаще начинает создавать свои организации, самодеятельные объединения, клубы по интересам и другое, включаясь в проекты молодёжной политики. 15 молодежных общественных организаций осуществляют социально- значимую деятельность на территории города Вятские Поляны. Ежегодно в городе Вятские Поляны проводятся в рамках молодёжной политики такие масштабные мероприятия. Молодёжью проводятся экологические акции: в районе Стрелке на месте погибших деревьев было высажено более 2 тысяч саженцев сосенок, убирают от мусора берега реки Вятки.
Первая библиотека открылась в селе Вятские Поляны в 1891 году как народная библиотека при земском училище. В ней имелось 1315 названий книг. Подписчиками были 183 человека. Главными читателями до революции были купцы. Своего помещения библиотека не имела, а находилась в старой школе и частных домах. В 1912 году народная библиотека была преобразована в районную библиотеку-читальню. С 1935 года библиотека обслуживала поселок и колхозы района путем организации передвижных библиотек. К 1976 году фонд библиотеки насчитывает 37 ООО экземпляров. В 1978 году на культурной карте Вятскополянского района появилась новая организационная структура - централизованная библиотечная система. Она объединяла 32 библиотеки: центральную районную, 7 городских, 3 детских, 21 сельскую, расположенных в населенных пунктах района. Эта система обслуживала более 26 тысяч читателей. Библиотеки района проводили яркие, запоминающиеся мероприятия, такие как, Рождественские посиделки, Международный день пожилых людей, литературно- музыкальные композиции, встречи с интересными людьми. В 2006 году центральная районная библиотека стала называться межпоселенческой. Но по-прежнему основными направлениями деятельности библиотек системы являются сохранение и развитие народных, культурных традиций, формирование экологического сознания, информационная поддержка образовательного процесса, помощь социально незащищенным слоям населения через различные формы библиотечного обслуживания, правовое просвещение населения.
Вятскополянская городская библиотекаНа 1 января 1950 года в библиотеке было уже 196 читателей. В то время большой популярностью пользовались громкие читки, т.к. литературы было мало. За 1950 год их было проведено 820. Читки проводились по книгам Аджаева «Далеко от Москвы», Горбатова «Непокоренные», Горького «Мать» и др. В начале 90-х годов библиотека переехала в новое просторное помещение а, где появились совсем новые условия для работы. Абонемент, читальный зал, зал отраслевой литературы, классики и поэзии - каждая книга нашла свое законное место. Улучшились условия и для работы с читателями.
Центральная городская библиотекаПосле окончания войны библиотеке было выделено помещение в новом клубе. Руководство завода постоянно заботилось о библиотеке: рос книжный фонд, выписывалось огромное количество периодических изданий. Соответственно росло и количество читателей. В стенах старой библиотеки стало тесно. В 1974 году, благодаря заботе директора завода Ф.И.Трещева, библиотека переехала в новое просторное здание. Здесь были читальный зал на 75 мест, абонемент с книгохранилищем, передвижной фонд для библиотек в цехах, отделах и общежитиях завода. Книжный фонд к 1989 году составлял уже 103 тысячи экземпляров, читателей было 9000 человек. Библиотека принимала активное участие в культурной жизни не только завода, но и города. Здесь работало 6 клубов по интересам для детей, молодежи, пенсионеров, для любителей серьезной литературы и поэзии. 1 апреля 2003 года библиотека была передана в бюджет города. А с января 2005 г. она становится Центральной городской библиотекой. В настоящее время книжный фонд библиотеки составляет 77 тыс.экз; количество читателей - 5300 человек.
Много лет работает во Дворце коллектив, который хранит и популяризирует русское народное творчество — это ансамбль
народной песни «Вдохновение» . Все более популярной становится
фольклорно-эстрадная группа «Вятский сувенир».Ежегодно руководитель Народного театра ДК «Победа» Л. К. Бочкарева проводит городской этап
Всероссийского конкурса художественного слова «Любовь — моя Россия!».
Детская студия музыкально-эстетического развития «Берендейка» для детей от 3 до 12 лет. Проведение национальных праздников фестивалей, конкурсов, профессиональных праздников, настольный теннис, бильярд. Занятия по направлениям: хореография, вокал, фольклор, прикладное творчество, вокально-инструментальное творчество, патриотическое воспитание, ЗОЖ, семейный досуг и другие. На базе центра национальных культур действуют национальные коллективы:
Народный марийский ансамбль «Пеледыш». Народный ансамбль татарской песни «Кояш». Народный удмуртский ансамбль хранителей песенных традиций «Чипчирган» (в переводе на русский «Свирель»). Народная фольклорно-этнографическая группа «Рождественское село». Основное направление работы коллектива — возрождение, сохранение и пропаганда фольклора юга Вятского края.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
детская школа искусств города Вятские Поляны Кировской области создана в 1953 году. Первая в системе дополнительного художественного образования детей. В школе два больших отделения — музыкальное и хореографическое. Детская художественная школа была организована в 1974 году. 30-летний рубеж существования школы отмечен высокой наградой — дипломом лауреата областного конкурса среди школ дополнительного образования «Лучшая школа года 2003». Учащиеся школы — постоянные участники и победители таких традиционных конкурсов, как Международный конкурс детского рисунка «Волна фантазии» в г. Сочи, «Прошлое, Настоящее и Будущее в творчестве детей» в г. Электросталь Московской области, Международная выставка-конкурс творческой молодёжи «Пропилеи искусства» в г. Казань Республики Татарстан, Московский международный фестиваль детского творчества « Я люблю тебя, Россия!», Московский международный фестиваль «Москва встречает друзей» Благотворительного фонда Владимира Спивакова и многие другие. Впервые в истории Кировской области золотую медаль в X Молодёжных Дельфийских играх России в номинации «Изобразительное искусство» завоевала Толпаева Елена, ученица Донских Т. Н. Сейчас педагогический коллектив художественной школы состоит из 7 человек. Практически все выпускники ДХШ.
Детская музыкальная школа духовых и ударных инструментов появляется в октябре 1990 года.
Подобных учреждений дополнительного образования нет не только в Вятскополянском районе, но и в Кировской области.Детская школа театрального искусства им. А.Калягина создана в 1998 году заслуженными работниками культуры РФ Натальей и Сергеем Суворовыми при поддержке Администрации города Вятские Поляны и является единственной в области. В России таких школ всего девять. На базе ДШТИ им. А.Калягина создан Учебный театр, который успешно выполняет функции городского театра для детей и молодёжи. На основной сцене в год сдаётся по 3-4 премьеры, играется до 40 спектаклей и около 20 в районе и области. Образцовый театр «АзАрт» вошёл в десятку лучших детских театров России и неоднократно представлял Россию на международных состязаниях за пределами нашей Родины — на Украине, в Хорватии, в Латвии.Коллектив, преподаватели и учащиеся отмечены высокими Федеральными наградами.
Люди, связанные с Вятскими Полянами:Бабушкин, Василий Фёдорович — силач-борец, полный кавалер солдатских георгиевских крестов.
Ваганов, Александр Дмитриевич — Герой Советского Союза.
Гольденвейзер, Лев Владимирович — сценарист, писатель, театральный режиссёр.
Горбунов, Владимир Михайлович — заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Российской Федерации.
Кукин, Аркадий Петрович — Герой Советского Союза.
Маскин, Павел Иванович — полный кавалер Ордена Славы.
Решетников, Игорь Сергеевич — российский футболист, защитник.
Чирков, Вадим Алексеевич — русский писатель, журналист.
Шпагин, Георгий Семёнович — конструктор автоматического оружия.
Юликов, Александр Михайлович (1943) — российский художник-минималист.
Пантюхина Екатерина Игоревна - футболистка, нападающая ЖФК Звезда-2005
Плавинская Алевтина ГеннадьевнаЕе предупредили: район неблагополучный в смысле инфекционных заболеваний (сыпной тиф, брюшной тиф, трахома, дифтерия, дизентерия, малярия, натуральная оспа). Но проезжая когда-то по мосту через Вятку, Алевтина Геннадьевна увидела Вятские Поляны в яблоневом цвету и восхитилась этим зрелищем, поэтому новое назначение она приняла с радостью. С тех пор Алевтина Геннадьевна постоянно
работала в санэпидемслужбе района. Она сделала много для снижения инфекционной заболеваемости и поднятия санитарной культуры в Вятскополянском районе. В 1940 году Алевтина Геннадьевна одновременно с должностью госсанинспектора была назначена заведующей райздравотделом. А через год началась война. Алевтина Геннадьевна принимает решение уйти в армию. 23 июня 1941 года она была призвана военкоматом. В Вятские Поляны вернулась только в августе 1946 года, отдав службе в армии 5 лет и два месяца. Получила назначение на должность начальника санэпидстанции Вятскополянского райздравотдела. В этом же 1946 году была избрана председателем районного комитета профсоюза медработников на общественных началах и избиралась три созыва. Организовала бактериологическую службу в санэпидстанции. С 1954 по 1959 год была заведующей здравотделом. В период заведования проводила большую работу по укреплению материальной базы здравоохранения и укомплектованию больниц города и района врачами-специалистами. В это время были пущены в эксплуатацию Сосновская и Краснополянская больницы, а строительства центральной районной больницы пришлось добиваться 15 лет. В 1969 году вышла на пенсию, но продолжала работать бактериологом.
Общий стаж работы - 57 лет. За период работы в здравоохранении в Вятских Полянах с 1938 по 1989 год награждена орденом "Знак Почета", медалями, знаками отличия, почетными грамотами. 23 июня 1988 года А.Г. Плавинской
присвоено звание Почетного гражданина города Вятские Поляны. Олег Васильевич Альчиков родился 27 января 1937 года в поселке Вятские Поляны. У его родителей уроженцев деревни Средняя Тойма, было пятеро детей. За время жизни в деревне (около 7 лет), навсегда полюбил окружающие поля, речку Тойменку, гору с зарослями орешника, ближайшие к деревне лога, где собирал орехи, грибы и ягоды. Эти пристрастия остались на всю жизнь. Олег Альчиков, всегда трепетно относившийся к каждому листочку, дереву в лесу, заворожено смотревший и на гриб - крепыш под старой хвоей, и на чистые высокие стволы сосен за Вяткой, не мог не стать
поэтом, певцом родной природы. Большая заслуга в этом была и отца Василия Яковлевича Альчикова, по специальности агронома-садовода. Песни, стихи полюбил Олег еще в дошкольном возрасте. Первые попытки написания стихов предпринял, учась в 5-6 классах. К сожалению, они не сохранились. В марте 1955 года на страницах «Вятскополянской правды» было опубликовано стихотворение «Мой голос» за подписью Олега Альчикова. С тех пор его имя стало чаще появляться на полосах газеты, было тогда будущему поэту 18 лет. Безраздельная привязанность к живой природе, видимо натолкнула Олега Альчикова на мысль поступить на лесной факультет Куйбышевского сельскохозяйственного института.
Он получил специальность инженера лесного хозяйства, по направлению работал в Березовском леспромхозе Пермской области. Кроме работы по специальности, занимался журналистской деятельностью, был ответственным секретарем и литературным сотрудником в многотиражке «За высокий урожай» Куйбышевского сельхозинститута, работал в редакциях газет «Вятско-Полянская правда» и «Сельская правда» города Малмыжа.
Пристрастие к журналистике, считал Олег Васильевич, передалось ему по наследству от отца Василия Яковлевича. Более полутора тысяч его корреспонденций разных жанров было опубликовано в 40 наименованиях газет Кировской, Куйбышевской, Пермской областей, в газетах республик Коми, Удмуртии, Татарстан, а также в сборнике «Родники народные», в журнале «Лесная новь», удмуртском молодёжном журнале «Солнцеворот». Около четырехсот самых разных по жанру материалов: стихов, очерков, статей на злободневные темы было напечатано в газете «Вятско-Полянская правда». Часть материалов выходила под псевдонимом Аркадий Лучев, Аркадий Лучезарный, Аркадий Васильев.
Самое дорогое для автора - родная вятская природа, красота России, вера в жизнь. С юных лет Олег Альчиков вел учет всему, что касалось поэзии, литературы, искусства. Он говорил о своем творческом кредо “
Я пишу о том, к чему больше тянется душа. А больше тянет к тому, что ближе сердцу моему”.
В 1957 году началась трудовая деятельность Олега Васильевича на Вятскополянском машиностроительном заводе, которая продолжалась почти 10 лет. Он работал каменщиком, слесарем, техником-строителем, нормировщиком, инженером-экономистом, инженером-конструктором. Однако про журналистику не забывал никогда. Некоторые публикации связаны с его профессиональной деятельностью, другие – результат кропотливой исследовательской работы. Жизнь сложилась так, что Олегу Альчикову не раз приходилось менять профессию и место жительства. Несмотря на это, Олег Васильевич всю жизнь занимался делом, которое можно назвать для него самым важным,
самым главным - краеведением. Интерес к изучению родного края в его душу заронил преподаватель института А.М.Варешин.
Где бы ни работал, Альчиков всегда находил время для поисков новых сведений для своей краеведческой деятельности по истории вятского края. Бывая в разных городах, Альчиков находил время поработать в библиотеках. Долгие годы Олег Васильевич дружил с поэтом и краеведом Сергеем Ивановичем Ошурковым. Их сдружили общность интересов, «стихоплетство», - так называл свое творчество Сергей Иванович Ошурков. Краеведы часто встречались, советовались друг с другом по разным вопросам краеведческой работы, обсуждали вновь сочинённые стихи, темы своих будущих статей. Вместе с Сергеем Ивановичем Ошурковым и Павлом Петровичем Бяковым много сил, знаний, энергии вложил Олег Васильевич
в создание Вятскополянского краеведческого музея. За каждым членом совета музея закрепили улицы старой части города, выдали удостоверения на право собирать экспонаты. Альчикову досталась улица Перевозная, несколько дней обходил дом за домом. Затем собранные экспонаты необходимо было разбирать, рассортировывать, корпеть над подписями, оговаривать все до мелочей. Олег Васильевич предложил оформить первую тетрадь для учета каждого посетителя музея и экскурсий. Говоря об этом удивительном человеке, невозможно не сказать об уникальной картотеке, которую Олег Васильевич собирал много лет. В каталожных ящиках сосредоточено около 30 тысяч карточек, которые расставлены по разделам. Например, в разделе «Вятская губерния» подобран материал, начиная с 16 века, в разделе Малмыжский уезд, собрана информация об истории города Малмыжа, так же есть разделы о сельском хозяйстве, промышленности района, науке, культурном строительстве и многом другом. Здесь можно найти сведения об известных людях, явлениях, событиях вятского края.
Анатолий Николаевич Никитин родился 25 июля 1956 года в городе Вятские Поляны. Славится вятский край – своей природой, местность берегут и любят люди, которые здесь проживают. Прогуливаясь по цветущим полянкам и лесным дорожкам, ощущаешь себя частью природы. Переполнившую душу чувства выливаются в стихи и песни. Современное молодежное музыкальное искусство, играет большое значение в жизни подростков, является формой самовыражения. Особенную роль в восприятии музыки, в формировании предпочтений, играют музыкальные кумиры. Кумиром Анатолия был очень популярный, в те годы, певец, Михаил Боярский.
В 1970-х годах Анатолий устраивается работать в автоколонну 1322, ремонтником машин. В 1978 году в коллективе автоколонны был создан вокально- инструментальный ансамбль "Поворот". Организатором стал Сергей Богомолов. В середине 80 группа "Поворот" еще продолжала выступать. Состав группы обновлялся. Анатолий Никитин был и солистом и руководителем. Анатолий Никитин не стремился уехать с родного города. Он любил родные места, семью, друзей, природу. Возможно, это еще связано с поставленным в детстве диагнозом- гемофилия. Но это не сломило его, он дышал «полной грудью», любил, творил, и еще оставил нам в наследство все то что смог прочувствовать понять принять в своей короткой жизни…В период с 1978-1985 год был самый творческий и плодотворный. В домашнем архиве были найдены черновые тетради со стихами и песнями. Часть их успешно сохранена. Песня «Мой город - поляны родные», негласно, стала гимном нашего города. Эта песня впервые прозвучала примерно в 1985 году в исполнении Анатолия Никитина, группой «Поворот». Широкой публике она стала известна благодаря исполнению Вадима Колбина группа «Визит». В 90е годы она была очень популярна и звучала на всех городских мероприятиях, в ресторанах, во дворах, по телевидению.
28 ноября 1904 года в селе Вятские Поляны, в крестьянской семье Ивана Андреевича и Акилины Григорьевны Ошурковых родился долгожданный сын Сережа.
В 1923 году
Сергей Ошурков закончил “Единую Советскую Трудовую школу второй ступени”, которая давала девятилетнее образование. Осенью 1923 года паренек из вятской глубинки поступил в Казанскую военно-инженерную школу. В 1927 году получил звание красного командира и был направлен в город Быхов, в Белорусский военный округ для прохождения службы. В свободное время “складывал” стихи. В 1926 году написал свое первое серьезное стихотворение “В день увольнения”, которое стало откликом на завершение жизненного пути талантливого поэта Сергея Есенина. В 1934 году Сергей Ошурков был уволен в запас. По предложению Малмыжского районо, он устроился заведующим 4 начальными школами в деревне Подосиново. Когда началась война, Сергей Иванович подал заявление с просьбой об отправке на фронт. В 1943 году его просьбу удовлетворили. Принимал участие С.И.Ошурков и в восстановлении разрушенного немцами моста через Днепр у Киева, и в восстановлении бронетанкового ремонтного завода у станции Дарница. В 1946 году он демобилизовался в звании техника - ст. лейтенанта с наградами: орденом Красной звезды, медалями “За боевые заслуги”, “За победу над Германией”. В 1960 году Сергей Иванович работал в пожарной охране машиностроительного завода, где выполнял обязанности телефониста, инструктора, председателя профкома, вплоть до выхода на пенсию в 1954 году.
Стаж его службы составил 41 год, из них 17 лет было отдано службе в армии. Выйдя на пенсию, Сергей Иванович задумался
о создании в городе краеведческого музея. “Нет, так дальше нельзя. Вятские Поляны должны иметь свой краеведческий музей”- говорил он и вместе с единомышленником Павлом Петровичем Бяковым и многими другими неравнодушными к истории края земляками, Сергей Иванович в 1956 году добивается создания совета музея. Кроме огромной краеведческой работы, С.И.Ошурков оставил потомкам замечательное творческое наследие. В своем творчестве он реагировал на все памятные даты и события, происходящие в городе, на заводе, в области, в стране. Со времени выхода на пенсию Сергей Иванович опубликовал около 40 стихотворений и более 50 разных публицистических материалов. Вся его работа, творчество были посвящены одной цели, чтобы все полюбили свой родной край, свою землю и жизнь так, как любил и ценил Сергей Иванович Ошурков.
Умер Сергей Иванович 10 апреля 1988 года и похоронен на самом древнем историческом кладбище нашего города.
“Любил я родину свою, чего и вам желаю”. Люби и знай свой край – вот главная заповедь Сергея Ивановича. Перед своими слушателями Сергей Иванович представал то как дотошный краевед, то как пропагандист Вятскополянского районного отделения общества охраны памятников, то как любимый поэт. Его интересовало все, что делается в обществе. Он готов был передать посетителям музея Вятскополянского района все, что знал и имел. Он – непременный участник мероприятий по реставрации и открытию самых значительных памятников истории в Вятских Полянах.
С именем С.И Ошуркова связаны очерки и поэмы, рассказы и басни, множество работ на краеведческую тему. В своем творчестве он реагировал на все памятные даты и события, происходящие в городе, на заводе, в области.
В 2004 году в Вятских Полянах была учреждена литературная премия имени С.И.Ошуркова, которая явилась признанием его выдающихся заслуг.
Родился
Алексей Алексеевич Сухих 29 февраля в старинном городе Котельниче в 1956 году. После окончания школы - восьмилетки работал на трикотажной фабрике, окончил вечернюю школу. Обучался в Ленинградской духовной семинарии. Алексей Алексеевич вспоминал: « в доме у нас всегда были иконы, Библия и другие церковные книги. Так что с детства я и не представлял себя вне церкви. Но никогда меня не заставляли читать Слово Божие в принудительном порядке, - особо подчеркивал Алексей Сухих. Потом были армия и поиски применения специальности. Только в марте 1982 года он по своему убеждению был рукоположен во диакона и принял священный сан. Когда Алексий Сухих был переведен в Вятские Поляны из Малмыжа, то застал здесь полуразвалившееся здание, в котором хозяйничал ветер, да играли в войну местные мальчишки. Церковь стояла без окон, дверей, решеток, ни купола, ни колокольни – все разграблено, все разорено.
В конце 1987 года в Вятских Полянах первой в области была зарегистрирована новая православная религиозная община, организатором которой стал Алексий Сухих. Община сразу же попросила передать в ее пользование здание Никольской церкви, как единственное уцелевшее в городе здание культового объекта. Сколько же усилий, терпения, глубокой веры, убежденности в своей правоте пришлось приложить Алексию Сухих и православной общественности города, чтобы защитить
здание Никольской церкви. Порой казалось, что уже никогда не зазвучит молитва и никогда уже не разнесется колокольный звон. Если б не упорство, удивительная смелость Алексия Сухих и Ивана Ивановича Грудцына -
Михайло – Архангельскую церковь ожидала бы печальная участь. В 1991 году Вятские Поляны принимали высокого гостя – архиепископа Хрисанфа, по его благословлению был образован Христорождественский Богородичный женский монастырь.
Строителем и первым духовником обители был назначен Алексий Сухих. Он вел постоянную работу по восстановлению разрушенных храмов и часовен на территории города и района.
Всякий, кто хотя бы раз присутствовал на православном Богослужении, непременно обращал внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый; их совокупность – белый цвет, их противоположность – черный.
Каждый цвет усвоен определенной группе праздничных или постных дней, например:
Белый цвет,Божественный свет. Объединяющий в себе все цвета радуги, символ Божественного света. В белых облачениях служат в Великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения. Белые ризы полагаются также для совершения крещений и погребений.
Красный цвет облачения - знаменует любовь Божию к роду человеческому. Цвет крови, которую пролил за нас Христос, или мученической крови. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.
Желтый или золотой Царский цвет. Являются цветами славы, величия и достоинства. Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом)
Голубой или синий цвета облачения - обозначают цвет неба, цвет праздников Пресвятой Богородицы. Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева — избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием — ив Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность. Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.
Зеленый. Цвет животворения и вечной жизни. Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа.
Фиолетовый. Крестные страдания Христа. Праздники Животворящего Креста Господня (Крестопоклонная неделя Великого поста, Происхождение (Изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Воздвижение) и воскресные дни Великого поста (не везде),Собор Архангела Михаила. Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра.
Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей.
Жизнь этого замечательного, доброй души человека была всецело
посвящена возрождению православия в городе и районе, возрождению духовной культуры, воспитанию всех поколений общества. Но было еще одно дело в жизни этого человека, которым он занимался столь увлеченно, что просто диву даешься.
Алексей Алексеевич был краеведом. На протяжении 20 лет он собирал уникальные исторические документы и материалы по истории Вятского края. Алексий Сухих автор многих книг и многочисленных публикаций по истории православия Вятского края. Алексий Сухих был организатором и вдохновителем музея в стенах Никольского собора. Сколько сил – физических и духовных – ушло тогда на то, чтобы под сводами храма, в заваленном строительным мусором подвале, создать уникальный музей, посвященный истории Великой Отечественной войны. Всем сердцем Алексей Алексеевич принял Вятские Поляны, полюбил местную природу, народ. Помимо высокой нравственности и истинно православной духовности отец Алексий обладал необыкновенной способностью принимать чужую боль как свою, пропускать ее через свое сердце. Он много сделал для того, чтобы души и сердца людей проснулись от духовной спячки. 24 октября 2010 года трагически оборвалась жизнь Алексея Алексеевича Сухих.
В городах Вятские Поляны, Сосновка, Красная Поляна, районе живёт и активно работает творчески большой отряд местных художников. В областном центре в Кирове показывали свои картины многие художники Вятскополянского района. В художественной школе состоялось организационное собрание местных художников, на котором присутствовало около тридцати пяти человек. В целях повышения творческой активности лиц, занимающихся изобразительным искусством в области живописи, графики, скульптуры, в декоративно-прикладном искусстве, для повышения их профессионального мастерства по предложению директора детской художественной школы О.В.Кулышевой было единогласно принято решение создать товарищество Вятскополянских художников. Председателем Вятскополянского товарищества художников избран был А.И.Скорняков. С этого времени товарищество занимается организацией выставок не только в г. Вятские Поляны, но и в областном центре, а также в соседних городах и крупных районах области.
Петр Иванович Бердников родился в 1937 году 4 января в деревне Починок Отарский расположенной в Уржумском районе Кировской области.
В 1952 году закончил Кинерскую школу -восьмилетку. С раннего детства увлекался рисованием. Серьезно заниматся живописью стал после встречи с замечательным человеком, художником К. Е. Максимовым, с которым познакомились случайно и на долгие годы остались друзьями. Он научил Петра основам живописи, брал с собой на этюды. уроки помогли приобрести собственную манеру письма, свою цветовую гамму, тематику. Первая художественная выставка в жизни Петра Ивановича состоялась еще в юности в г. Кирове в 1956 г.. Затем Петр Иванович ушел служить в армию и только там, спустя несколько месяцев узнал, что его работы заработали высокую оценку кировчан и заняли почетное третье место. В 1962 году художник экстерном закончил Вятскополянскую среднюю школу №1 и в 1965 году поступил в Ижевский пед.институт на художественно -графический факультет, который окончил с отличием в 1976 г. С этого же года Петр Иванович начал работать на
Вятскополянском машиностроительном заводе, в должности художника-конструктора в отделе главного конструктора завода. По его эскизам выпускались юбилейные медали, значки и сувениры , а такие виды работ выполняют специалисты- художники монетных дворов.
П. И. Бердников разработал дизайн бокового прицепа к мотоциклу, который выпускался на заводе, а также участвовал в качестве художника - оформителя при издании книги «Завод над Вяткой», по истории Вятскополянского машстройзавода «Молот». Петр Иванович работал в разных жанрах (портрет, натюрморт, пейзаж). Писал этюды и зарисовки. Делал наброски своих сослуживцев, рабочих, людей труда. Любил работать акварелью. В работах маслом ему удавалось достичь акварельной тонкости и прозрачности.
Когда у художника спрашивают, о количестве написанных им картин,
Рауиль Гарифуллин неизменно отвечал: «Да разве их все сосчитаешь, но много. По всей России мои картины разошлись». Вятскополянский художник награжден многочисленными дипломами и грамотами, а в 1990 году ему присвоено звание лауреата 3 Всесоюзного фестиваля народного творчества РСФСР. Родился Рауиль Гарифуллин 14 марта 1932 года в деревне Ямышка, незадолго до войны. Отец Рауиля был организатором колхоза в родной деревне. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, ушел он добровольцем на фронт, а вернуться обратно домой было не суждено. Воспитывала и растила Рауиля мать. Тяга к рисованию у мальчика появилась еще с детских лет. Где углем, где мелом или карандашом рисовал он свои первые рисунки. Начальную школу окончил Рауиль в своей родной деревне. В трудные военные годы работал он в колхозе, выполняя различные посильные поручения. Позднее, доучивался в вечерней школе в деревне Сосмак, куда переехала семья. С 13 лет трудился на судостроительном заводе г. Сосновка, затем - в поселке Красная Поляна в рейдовом цехе, работал в Цепочкино на лесозаготовках. В 1949 году Рауиль Гарифуллин уехал в город Копейск Челябинской области, отсюда его призвали в армию. Служил Рауиль Гайдуллович в Севастополе в морфлоте. После армии вернулся в Сосмак, в свой родной колхоз, где ему предложили должность заведующего клубом. Куда только ни ездили со своими концертами сельские артисты. Рауль Гарифуллин собственноручно занимался оформлением клуба и изготовлением декораций. За организацию художественной самодеятельности получил он свою первую почетную грамоту. А душой все же чувствовал, что не его это призвание, не давало ему покоя увлечение живописью. По направлению колхоза Рауль Гарифуллин едет на курсы киномехаников в Воронеж. Проработав там год, переезжает в Вятские Поляны, где устраивается художником - оформителем в один из цехов машстройзавода. Работы, конечно, было очень много. Позднее, когда перешел во вновь созданное бюро эстетики, здесь сложилась прекрасная творческая группа: Александр Лаврентьев, Петр Бердников, Михаил Салтыков. Какие только заказы не приходилось выполнять: и оформление заводской выставки в Кирове, и экспозиционное оформление заводского музея, и даже декорации к спектаклям. И все-таки работа не устраивала, так как совершенно не хватало времени для свободного рисунка, для творчества души. В 1961 году, уже далеко не в юношеском возрасте, он поступил в заочный народный университет искусств Центрального дома народного творчества им. Крупской на факультет живописи и рисунка, устраивается в художественную мастерскую при районном Доме культуры и наконец –то всецело отдается творчеству. В этот же период он начинает принимать участие в выставках самодеятельных художников города и района.
Поэт, художник, журналист, прозаик Александр Иванович Скорняков родился 6 декабря 1926 года в деревне Слудка Нолинского района Кировской области. Александру было 14 лет, когда началась Великая Отечественная война. В начале июля ушел на фронт отец – председатель колхоза Иван Ефимович Скорняков, а в октябре семья получила похоронку. Александр остался единственной опорой в семье, во всем помогал маме – Евгении Ивановне поднимать сестру Нину и брата Николая. В 1943 году Александру Скорнякову исполнилось шестнадцать лет, а он уже в армейском строю. Вятский паренек попал служить на Дальний Восток, где стояла наготове армия в миллион штыков, освобождал Маньчжурию от японцев. Потом был Южный Сахалин, куда для охраны морских границ перебросили его дивизию в декабре 1945 года. Впечатления военных дней и ночей глубоко, на всю жизнь запали в душу Александра Скорнякова, послужили толчком к творчеству. В стихотворном цикле “Маньчжурская тетрадь” он пишет о пережитых памятных годах, о том, что видел своими глазами, что чувствовал, о своей военной биографии. В 1946 году свела судьба начинающего художника с известным художником-фронтовиком, выпускником Ленинградской академии художеств Борисом Григорьевичем Шахназаровым. Четыре года Борис Григорьевич в своей мастерской учил Александра Скорнякова рисованию и живописи: учил рисовать с натуры, ездил с ним на этюды к сопкам, на побережье Охотского моря. Он сделал многое, пестуя талант художника, воспитывая творческое отношение к любому делу. Уроки эти пригодились потом не только в живописи, но и в журналистском, и в литературном труде. Когда вышел приказ о демобилизации, Александр Иванович поехал на учебу в Пензенское художественное училище, участвовал в выставках со своими пейзажами, живописными работами. Здесь, в Пензе, проявилась его любовь к слову, началось становление Скорнякова как поэта, писателя, журналиста. В Пензенском издательстве вышли первые книги – документальные рассказы и повести о войне, книжки для детей, первый сборник стихов “Утро”. Затем была учеба в Литературном институте им. Горького в Москве. В январе 1967 года переехал А.И.Скорняков в Вятские Поляны. На Вятской земле многогранное дарование Александра Ивановича еще более окрепло, засверкало. Он стал лауреатом областной премии имени С.М. Кирова, лауреатом областной литературной премии имени О.М. Любовикова. Но, каждый раз, выезжая в командировки по заданию редакции, Александр Иванович не забывал брать с собой этюдник. География выставок живописных работ Скорнякова расширялась: к Южно-Сахалинску, Хабаровску, Пензе прибавились Москва, Киров и, конечно, Вятские Поляны. Причем в Вятских Полянах, ставших ему родными, он не только выставлялся как художник, но и писал о своих земляках-живописцах как журналист. В 1991 году
Александр Иванович был избран председателем товарищества Вятскополянских художников. Его картины, стихи, рассказы предназначались простым людям, т.е. каждому из нас.