Четверг, 4 мая. третий день нашего путешествия.
Программа дня.
Встала я рано. С радио проблем больше не было: подушка-затычка спасла положение до конца круиза. Хотя надо заметить, почти весь теплоход вставал за долго до побудки. В какой-то из дней я проснулась от того, что мои соседки начали петь. Тут подушка уже не могла спасти положение. Успеваю на "ранних пташек"
В поездки я всегда беру свою кружку. Во-первых удобно, во вторых нужный объем. Я не напиваюсь чаем/кофем из маленьких пластиковых.
Какая красота, сидеть на палубе и любоваться видом.
Жалко уже Чистополь прошли. Заранее к круизу я подошла основательно, в прочем, как обычно: подготовила путевую информацию. На местных методистов я не надеюсь. А так я всегда обладаю информацией где и что мы проходим, а главное во сколько. Время 7:30. Нет у меня данного объекта. Странно. И только сейчас понятно почему я не признала. Посмотрите на фото 2014г. За три года такие изменения.
На фото Благовещенская церковь 1753 года постройки.
Село Омары – одно из древнейших сел Мамадышского района. Село Омары было основано в 1523 году, в период Казанского ханства. Основателем был
хан-татарин Омар со своей свитой. До конца XVI века в селе Омары жили татары во главе с ханом Омаром. Русские поселились в Омаре в половине XVI века. В октябре 1552 года царь Иван Грозный взял штурмом Казань. Казанский край присоединился к русскому государству. Татары, чуваши, марийцы, мордва признали за собой власть русского царя. Русские селились возле городов, по берегам рек, по большим дорогам, оттесняя коренное население – татар в глухие районы. По приходу русских часть татар выселилась, другие слились с русскими.
Впервые татары были крещены в 1664 году. В начале XVII века село Омары было уже русским. Впоследствии хан Омар с татарами, не принявшими православия, выселились из Омары в Уразбахтино, которое до сих пор старые люди называют Новой Омарой. Так возникло русское село, сохраняя прежнее название - Омары. Село Омары с 1623 года по 1764 год было
архиерейской вотчиной. В первой половине XVII века мельница имела 6 мукомольных камней, просодерку и солодовый завод. До 1930 года в Мамадыше был уезд, а в Омаре – волость.
В 1923 году село Омары разделилось на поселки из-за дальности полей.
Население постепенно сокращалось:до Октябрьской революции крестьяне имели небольшие наделы. Урожаи из-за плохой обработки земли были низкими. По причине нищеты и голода многие в весеннее время уходили в Оренбургскую губернию на заводы и для сплава леса по рекам Белая и Кама. До 1905 года жители села Омары
занимались земледелием. Урожай крестьяне собирали вручную. Только один Анчутин Петр Зиновьевич имел жатку самосборку и
конную молотилку. В Омарах к XX веку широкое развитие получает мелкая промышленность. Омарские бондари делали кадки, ушаты, лохани, бочки, ведра, лагуны, шайки. Столяры производили столы, стулья, табуреты, скамейки, кровати, шкафы, оконные рамы. Кузнецы делали колеса, телеги, конные молотилки, плуги, тарантасы, телеги на железном ходу. Гончары изготавливали глиняную посуду. Некоторые шили одежду, занимались вязальным промыслом. Сотни омарцев погибли на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн. Во время строительства «КАМАЗа», а затем и нефтехимического завода многие жители переселились в города Набережные Челны и Нижнекамск.
В 1929 году организуется колхоз «1 Мая», но быстро распадается. В 1930 году организуется колхоз «Рассвет», который был до 1970 года. 26 марта 1970 года образуется совхоз «Омарский».
Больницы в селе не было. Много лет фельдшером работал Елистрат Васильевич Алифонцов, который больных принимал на дому. Лекарств было мало, лечили плохо. Из Мамадыша приезжал Филиппов Иван Матвеевич, проверял больницу. Больница от волости в селе Омары открылась в 1918 году в доме Дикова И. И. В 1941 году в здании бывшего волостного правления открылась больница под руководством врача Черевчук Киры Алексеевны. Ее муж Павлусевич Иосиф Николаевич открыл в этом же году ветеринарную больницу, где был ветеринарным врачом. С 24 октября 1985 года больницу перевели в бывшее здание школы. В настоящее время больница в селе закрыта. Имеется медицинский пункт.
Народный суд существовал в селе Омары с 1935 года по 1944 год в бывшем здании Сумменева Матвея Митрофановича, затем в этом здании было общежитие школы. Сейчас на этом месте находится стадион.
Клуб находился в разных домах. Имеющееся здание построено в 1977 году из здания бывшей школы села Покровское.
Первый радиоприемник установили в клубе в 1926 году.Детский сад в селе Омары открыли в 1921 году.
Почта была расположена в доме Дикого Ивана Ивановича. Жил он с женой, занимался куплей-продажей хлеба. В этом доме впервые собрались руководители Советской власти. В 20-30-е годы возили почту
на лошади из города Мамадыш. В 1918 году в селе Омары в доме Михайлова – Уреевского была
открыта изба-читальня, в которой насчитывалось
73 книги. Работать здесь начала
Булашова Александра Петровна. Эта женщина летом 1919 года встречалась с
Н.К.Крупской в селе Соколка. Н.К.Крупская совершала
поездку по Каме и Волге на агитпароходе «Красная Звезда». Она дала для избы-читальни связку книг и большой рулон бумаги. Книги были разложены по полкам, а из бумаги сделали тетради. Одна из книг, подаренных Крупской, была передана в районный музей. С 1 сентября 1947 года в селе Омары была учреждена библиотека со штатной единицей – библиотекарь. Библиотека начала работу со
165 книг разных отделов, находившихся в большом шкафу, позже сделали полки-стеллажи. На 1 января 1967 года в инвентарной книге было записано
12937 книг. Число читателей возросло до 432 человек.
Первое упоминание об обучении и образовании в селе Омары относится к XIX веку. Омарская сельская приходская
школа была открыта в 1843 году. Школа смешанная, русская, одноклассная с мужским и женским отделениями размещалась при местной церкви. Таким образом школа просуществовала до января 1872 г., когда она разделилась на две самостоятельные единицы – мужскую и женскую школы. Омарская
мужская школа, подведомственная Министерству народного просвещения, двухклассная, была открыта 10 января 1872 года и размещалась в собственном двухэтажном здании по одному классу в каждом этаже. Омарская
женская школа, земская, одноклассная, с четырьмя отделениями была открыта 1 января 1873 года и помещалась в наемной квартире. Потом она была переведена в собственное кирпичное двухэтажное здание купца Леонтия Рогова. Там была открыта земская женская школа, в которой дочери купца Рогова Анисья и Татьяна обучали 25 девочек грамоте, давали навыки шитья и вязания.Старожилы вспоминали, что учителя шили одежду бедным детям из своего негодного платья для того, чтобы они могли посещать школу. Учились дети бесплатно, зарплату Роговым выплачивало государство. Здание школы было разрушено в 1970 году.
В 1909 году для обучения омарских детей было построено двухэтажное деревянное здание с высокими потолками, узкими крутыми лестницами, большими печами в каждом классе.
В 1910 году открыта Министерская мужская школа. С 1918 года школа называлась Омарская школа второй ступени, потом Школа колхозной молодежи (ШКМ). До 1931 года школа была четырёхлетней. С 1931 года школа стала семилетней.
Главной достопримечательностью села Омары является Благовещенская церковь - каменный храм, построенный в 1753 году. Село в 1753 году переименовали в Благовещенское, но почему-то новое название не прижилось. Но на специальной Карте Европейской России, изданной Военно-топографическим отделом Генерального штаба в 1918 году село обозначено как
Благовещенское. Сегодня в сельском поселении проживает 440 человек. Село электрифицировано, газифицировано, имеется водопровод, сообщение с районным центром автобусное. В селе работают средняя школа, детский сад, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, клуб, почтовое отделение, два магазина.
Пока первая смена питания ушла на завтрак, можно воспользоваться общественными "заведениями". Единственная очередь для меня была вечером в душ примерно с 20:30 до 22:00. В остальное время ни разу не приходилось ждать. Плюс, умыться можно в своей каюте, благо умывальник есть.
ДО завтрака второй смены осталось не так много времени. Пуду прогуляюсь по палубе. А там .... Камский снег. Да. В этот круиз надо одеваться ОЧЕНЬ тепло. Я взяла зимние штаны непродуваемые и непромокаемые (почти горнолыжные) с флисом, куртку теплую, шапочку, перчатки, флисовый шарф и кофту, осенние утепленные сапоги. В таком виде хорошо на палубе.
Завтрак. Шведский стол. Еще раз повторюсь. Впервые сталкиваюсь, что заказывать выборочное меню надо на завтрак, а не в обед. Это
неудобно, особенно для тех кто на отдыхе хочет выспаться после трудовых будней, или для молодежи, которая полночи гуляла. Как-то большие теплоходы справляются с этим "пунктиком" (и обработать заказы и наготовить, причем так же на две смены, Не буду голословной: 92-016 Буденый-2015г, полная посадка, так же майский первый рейс). А тут для меня сложилось ощущение, что я не друг, а ГОСТЬ теплохода. И всё построено таким образом, что бы было удобно персоналу, а не клиенту.
Люблю шведский стол, потому что могу нормально поесть. Как говорила ранее, с молочкой у меня проблема. И на таких теплоходах, как Белинский (646), где на завтрак каша+бутерброд с сыром или творожная запеканка, приходилось ходить голодной.
Конечно же после завтрака переодеться и на палубу. Ближайшее развлечение в 10:30.
В 1682 г. крестьяне поселка Свинья Горы ( Вятск. Губ.) Алексей Давыдов Чертищев с товарищами занял дикое раменье
Сокольи Горы. Первоначально поселенцы жили на три версты ниже на низком берегу р. Камы: проживали там около 50 лет, они нашли более удобным теперешнее место. Покинутое место до сих пор называется Старая деревня. После Соколку, отдали Донскому монастырю. Почему селу дано
название « Сокольи Горы », существуют два предположения: по первому село так названо потому что близь него имеются очень высокие и крутые горы, в которых, будто – бы,
жили « Соколы », по второму - когда то на этих горах проживал
разбойник « Стенька Разин », у которого был подручный разбойник -
лихач с кличкой « Соколик », от которого село получило свое название. В полуторных верстах от села на вершинах гор, где имеются холмы, или курганы, на которых проживал разбойник « Разин », досель находят разные вещи и оружия. Село называется еще по храму
« Введенское ». Для храма отведено лучшее место - ровная широкая площадь, твердый каменистый берег к р. Каме. Храм во имя Введения Пресвятой Богородицы построен в 1753г. Его строили прихожане на свои средства. Храм был поставлен на мху; со временем мох сгнил, вследствие чего храм сделался очень холодным. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны. Пустует, в тяжелом техническом состоянии. При пароходной пристани стояла
часовня устроенная крестьянином Георгием Матросовым; близ неё бьет родник, из которого берут питьевую воду, все пристающие пароходы; пассажиры часто сходят с пароходов пьют родниковую воду, умываются ею и тут же опускают в кружку свои лепты. Церковный староста с попечителями каждую неделю вынимают из кружки деньги, записывая их на приход в попечительскую книгу. Кружечного сбора за навигацию бывает от 40 до 60 руб.
Первая школа была открыта Земством, но еѐ в 1884 г. почему то перевели в с. Отарку за 15 верст; вместо земской в том же году в августе церковно-приходская школа. Прихожане внимательно относятся к школе, приводят детей в школу сами, без принуждения, хотя не все. Встречаются грубые и зачерствелые родители говорящие: « Мы, и родители наши были безграмотны да век то прожили, нам нужно приучать детей к сохе и бороне, а не к грамоте, а то они как научатся грамоте, так и бросят соху, тогда и крестьянство им будет противно ». В 1900 учебном году обучалось в школе 35 мальчиков и 15 девочек. Частных лиц, обучающих детей грамоте, в приходе не имеется.
Приходское попечительство в с. Сокольих Горах открыто с самого учреждения прихода. Средства в пользу попечительства получаются единственно из двух кружек, от часовни при пароходной пристани и попечительской кружки, с которой попечители ходят по церкви во время богослужений. В обе кружки в течении года собирается от 50 до 60 руб. Других источников при изыскании средств попечительство не имеет.
Общество трезвости при всем старании священника открыть не удается. Источником зла является питейная лавочка при пароходной пристани. Крестьяне, работающие летом при нагрузке и выгрузке товаров, по окончании работ идут в винную лавку, в складчину покупают водку, а не редко пропивают весь заработок.
В советское время село славилось своим сплавным рейдом.
Порт Соколки еще называли портом пяти морей. Порт находится на слиянии рек Кама, Вятка. Отсюда можно попасть на Белую, а самое главное на Волгу. По Волге вверх через Рыбинское водохранилище, Волго-Балтийский, Беломоро-Балтийский каналы можно попасть в Белое море, Балтийское море. А по Волге вниз - в Каспийское море, через Волго- Донской канал и Цимлянское Водохранилище- в Азовское и Черное моря. Через порт Соколки, перевозилось большое количество грузов, пассажиров. С Вятки и Камы весной шло огромное количество плотов. Здесь сплавной рейд их формировал (укрупнял, укреплял). Задача порта - отправить эти плоты по назначению большими сильными теплоходами, лес отправляли и баржами. С Вятки привозили малыми судами в Соколки лес, пиломатериал. А порт производил перевалку кранами на большегрузные суда, так как волжские суда не могли зайти на Вятку из-за большой осадки. На Вятку везли уголь, удобрение: известковую, доломитовую муку и все это здесь переваливали кранами. Весной в половодье суда могли добраться до Мамадыша и даже до Советска. Но летом Соколки был основным перевалочным пунктом. В месяц отправляли до 1 млн. куб древесины.
Порт был и оживленной пассажирской пристанью. Мимо порта за сутки проходило до 100 судов. Здесь были диспетчерские пункты: Камское пароходство, Вятское пароходство, Волжское пароходство, Пароходство Волго- танкер. Был свой местный флот: этот флот ходил до Мамадыша 5 раз и до Нижнекамска 1 раз. У стояли 4 причала: один причал для больших теплоходов, другой- для крылатых, третий- местный, четвертый – грузовой. А также стояли военные катера типа «Сторожевой», рыболовецкие суда типа «Балтика» с судостроительного завода «Сосновка». Военные катера отправляли на Черное море, а рыболовецкие – за границу, в Финляндию и Прибалтику. Работники порта имели право на бесплатную поездку на теплоходе один раз в год.
На перроне была большая сеть магазинов, обслуживающая плавсостав и работников порта.
В село приезжал «плавучий» зоопарк, «Волгарь- доброволец»- плавучий музей, участник гражданской войны, так как здесь проходила линия фонта в 1918 году, музей «Надежда Крупская». В настоящее время в селе имеется средняя школа (здание сдано 1 сентября 2006 г), церковь и мечеть (построены выходцами села), мебельный цех, магазины райпо и частных предпринимателей, пожарное депо, насосная станция, библиотека, клуб, аптека, лесничество.
Подошел 1990 год – начало перестройки. Порт стал сбавлять свои темпы. Грузов стало меньше, а те, которые приходили обрабатывались частными кранами.
Не выгоден и убыточен стал пассажирский флот. Стали понемногу продавать имущество: продали причалы, пассажирские суда, вспомогательные катера. Началось сокращение числа работников порта. Чаще стали меняться начальники, поменялся и статус –
порт снова стал пристанью. Сейчас это разбитое, заброшенное место, где нет даже света.
Первоначальный племенной состав с. Сокольих Гор, очень разнообразный. Первые насельники его были из трех племен: татары-магометане, хохлы и крещёные чуващи; теперь в селе живут люди разных национальностей. Многие сомневались, что в русском селе появится мечеть. 19 мая 2006 года был освещен камень фундамента мечети. В начале июля 2006 г при помощи спонсора Донгузова С.Н. был куплен и доставлен из д. Сабы сруб. 21 июля 2006 г строительная бригада из деревни Нижняя Кузгунча Мамадышского района начала строительство мечети. 4 августа был поднят минарет. 1 сентября 2006 года состоялось открытие мечети, верующими во главе с муфтием Гусманом-хазратом Исхаковым был прочитан первый намаз.
Мечеть названа именем почетного жителя села, бывшего бригадира плотницкой бригады с. Соколки, Шарапова Тазетдина Шараповича. В период Великой Отечественной войны основная масса сплавщиков ушла на фронт, на их место стали женщины и подростки члены их семей, которые успешно справились в возложенными на них задачами по сплаву, леса в военный период.
Храм в честь апостолов Петра и Павла. В 2006 году появляется небольшой деревянный обшитый вагонкой шестигранный двухъярусный храм, построенный на новом месте. В 2015-2016 проведена капитальная перестройка здания с обкладкой стен кирпичом, сооружением купола, пристройкой трапезной и колокольни.
Сокольи горы