По площади Свободы мы сделали круг почета.Крупнейшая, одна из двух главных (наряду с площадью Тысячелетия) площадь Казани. Прежнее название — Театральная площадь. Современное название носит с 23 сентября 1924 года. Противоположно современному состоянию, до начала XX века на месте нынешней площади располагалось здание главного городского театра, а на месте нынешнего здания театра оперы и балета был Державинский сад с памятником Державину (с 1870 года до разрушения в 1932 году) и сквер с памятником Кутузову (недолго с 1915 года).
В 1951 году в сквер был перенесён памятник Ленину с площади 1 Мая, где был установлен памятник Сталину. 7 ноября 1954 года в центре площади, переблагоустроенной в связи с возведением театра, был установлен новый памятник Ленину с трибунами по проекту скульптора П.Яцыно и архитектора А.Гегелло. Площадь важна не только большим количеством архитектурных и исторических памятников, но и тем, что на ней расположены учреждения, играющие большую роль в жизни не только города, но и республики. В советское время на площади проходили общегородские первомайские и октябрьские демонстрации, прочие парады и митинги. В постсоветское время на площади проводятся также митинги и акции (как правило, протеста) и различные прочие общественные мероприятия в дни праздников и фестивалей. В 2012 году прошёл парад в честь Дня Победы.
На фото Ленин, а за ним здание Казанской ратуши. Здание ратуши было построено в 1854 году. Автором проекта был архитектор М.П. Коринфский. Это было двухэтажное здание с мезонином. Здание предназначалось для Казанского Дворянского собрания. Дворянское собрание находилось в здании ратуши до революции 1917 года. В нем собиралась элита городского общества. В здании проходили приемы в честь высоких гостей, а также концерты, где выступали Шаляпин и Рахманинов, читал стихи Маяковский. После революции здание побывало Крестьянским собранием, Дворцом Красноармейцев и домом Красной Армии. Долгое время в советский период истории, здание было Домом офицеров. Последняя реставрация здания ратуши проведена к тысячелетнему юбилею Казани. Современная ратуша – это четырехэтажный дом-особняк. В ходе реставрации заново сделана роскошная лепнина, украшающая потолки и стены здания. Заново изготовлен и уложен узорный наборный паркет и мраморные детали убранства интерьеров здания. На первом этаже ратуши располагается большой зал для проведения различных мероприятий официального характера и зал, в котором выставлены подарки, сделанные городу. На втором этаже находится Колонный зал. В ходе реставрационных работ удалось полностью восстановить его уникальную акустику. На третьем этаже здания есть два зала для проведения различных мероприятий и офисы. В надстройке купольного этажа находится зал, где проходят официальные мероприятия. Купольную надстройку увенчал шпиль. В здании ратуши находится филиал музея 1000-летия Казани.
5-е здание. КГТУ (КАИ) имени А.Н.Туполева. Института радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ), в прошлом Факультета радиоэлектроники и телекоммуникаций (ФРТ) и Радиотехнического факультета (РТФ). Когда в начале XIX века на углу улиц Покровской и Театральной появилось новое здание, вряд ли кто мог предположить, сколько метаморфоз предстоит пережить этой длинной Г-образной двухэтажке. Свою «карьеру» она начала в роли почтовой конторы, к которой в 1874 году добавилась телеграфная, а в 1808 году — и телефонная станции. Здание было построено в стиле классицизма, имело прямоугольные оконные проемы и закругленный угол, подчеркнутый легким балконом. В облике строения чувствовалась не столько красота, сколько функциональность, что особенно выявилось после постройки на его углу непритязательной технической башни, опутанной телефонными проводами. В конце XIX века здание капитально перестроили — вместо закругленного угла сделали скошенный, поместив здесь главный вход, исчезли балкон и телефонная башенка, появились различные архитектурные украшения. Когда в 1932 году здание было передано институту совправа (в дальнейшем — юридический), вновь возникла необходимость реконструкции. Причем на этот раз за дом взялись всерьез — по проекту архитектора М. С. Григорьева он был надстроен двумя этажами, центральный вход разместился в нише, а над ним появился балкон — очень массивный, с каменным ограждением и мощными колоннами. Стены обновленного здания были обработаны пилястрами на высоту верхних трех этажей, крыша ограждалась глухим парапетом. Здание было весьма типичным для своего времени и напоминало, на взгляд современника, нечто вроде Бастилии. После закрытия юридического института в связи с преобразованием его в соответствующий факультет КГУ здание перешло Казанскому авиационному институту. Каистов не устроило «наследство» в том виде, в каком оно им досталось — и вот в 1937 году под руководством архитектора Р. М. Муртазина дом перестраивается в третий раз. Вновь убирается балкон, вновь переносится главный вход. Полностью изменяется архитектурное оформление фасадов и крыши — здание становится более «легким», на его стенах появляются изящные лепные украшения. Можно смело утверждать, что оно является одним из самых красивых в городе. И трудно поверить, что «предком» величественного дома была невзрачная двухэтажная почтовая контора, но, тем не менее, это именно так.
В этом здании расположены: Конституционный суд Республики Татарстан и Министерство культуры Республики Татарстан.
Административное здание Правительства Республики Татарстан . Ранее здесь располагался Областной Комитет КПСС.Здание Татарского обкома КПСС начало строиться в середине 1950-х годов. Первый проект архитекторов П.А. Саначина и Г. И.Солдатова предусматривал возведение сталинской высотки средних габаритов с декоративными элементами, характерными для архитектуры начала 1950-х гг. Однако возведение сталинского здания было анекдотическим образом прервано в ходе рабочей поездки Н. С. Хрущева по стране, проходившей через Казань.
Увиденная стройка привела в ярость Хрущева, обрушившегося с грубой бранью на местных руководителей. Возможно, такое здание он счел неадекватным для регионального обкома. Партактиву республики за "разбазаривание" народных средств была устроена выволочка.
По легенде, Хрущев размашистым жестом руки провел линию выше которой он не считал целесообразным строить здание, а чиновники немедленно бросились исполнять его распоряжение. В результате обком, возведенный к 1962 году по проекту тех же Саначина и Солдатова, приобрёл вполовину меньшую высоту, чем в первоначальном проекте и строго лаконичный вид, соответствующий постановлениям хрущевского ЦК и СовМина СССР "Об устранении излишеств в строительстве и архитектуре". Следующим этапом драмы был архитектурный реванш местной элиты, отстроившей в позднебрежневское время 2-ю (высотную) очередь обкома. Новое здание находилось "за спиной" у коричневого хрущевского корпуса и было отделано серовато-белым мрамором. Два гармонично контрастирующих здания слились в единый впечатляющий ансамбль Татарского обкома КПСС.
Двухступенчатая структура ансамбля визуально соответствовала размерам застройки и величине главной площади города, создавая интересный перспективный эффект ее "расширения". Архитектурная ценность здания Татарского обкома КПСС, считавшимся одним из ярких образцов советского административного стиля "эпохи застоя" была полностью загублена его новой перестройкой в здание правительства Татарстана в середине 2000-х годов.
Дом «Миру — мир» был построен в 1952 году по проекту заслуженного архитектора РСФСР Ахмеда Бикчентаева — автора зданий химического факультета Казанского университета. Здание предназначалось для сотрудников созданного в конце 1940 года завода «Радиоприбор» (предприятие для производства комплектующих изделий для военных самолетов Пе-2 и У-2.) и рабочих авиационного 22-го завода. Первые обитатели дома жили в условиях коммуналки. По первоначальному проекту дом «Миру — мир» должен был быть в два раза длиннее по улице Театральной и иметь арку высотой в три этажа. Но из 12 проектных осей окон построили только семь — как раз до места предполагаемой арки. В 1960-е по соседству с «Миру — миром» построили хрущевку — сейчас в ней располагается комитет по внешнему благоустройству исполкома Казани. Н полную реализацию дома просто не дали денег— в 1956 году в СССР началась борьба с излишествами: вероятно, поэтому продолжению сталинки предпочли простую хрущевку. В то время, если денег на строительство не хватало, проект делили на очереди — скорее всего, то, что мы видим сегодня, было первой очередью, а арка и стена вдоль Театральной остались во второй, так и не реализованной. В доме «Миру — мир» три подъезда и пять этажей по три квартиры на каждом. Жители хвалят планировку с просторными комнатами, высокими потолками и большой кухней. На этапе строительства дом топили дровами, так что раньше в каждой квартире были дровяная печь и дымоход. Позже провели газ, а шахта для печи так и осталась, потому кухни и многоугольные. Теперь по новым технологиям туда запросто можно встроить камин. В некоторых квартирах «Миру — мира» по два балкона (один выходит на площадь Свободы, другой — во двор). Балконы в доме начинаются только с четвертого этажа и на этот счет среди жильцов ходит шуточная легенда. Изначально балконы якобы должны были быть во всех квартирах, но во время строительства дома жена крупного начальника, которому должны были выдать здесь жилье, приехала посмотреть, как идут работы. Она планировала выбрать квартиру на третьем этаже, но, увидев в плане балконы, воскликнула: «Чтобы мои дети вышли на балкон и разбились?! Убрать!». Вероятнее всего, такое расположение балконов связано с вышеупомянутой трехэтажной аркой: по замыслу проектировщика, было логично сделать балконы над архитектурным элементом. В послевоенное время слева от букв был портрет Ленина, справа — Сталина, но после развенчания культа личности портрет Сталина пропал. Портрет Ленина также со временем убрали, а надпись «Миру — мир» до поры до времени не трогали. Старожилы не помнят, в какой момент и почему исчезли буквы. Лозунг «Миру — мир» вернулся на крышу здания в 2013-м, в год 60-летия со дня полного заселения дома. В первоначальном проекте конструкции надписи «Миру — мир» не было: вместо нее — угловой аттик и архитектурные детали в классическом стиле. Буквы появились в 1950-е годы и дали название и дому, и магазину, располагавшемуся на первом этаже. Казалось, что здание имеет незавершенный вид. Эти буквы, как и в случае с финансовым институтом (в советское время на здании нынешнего Института управления, экономики и финансов КФУ был установлен лозунг «Слава КПСС», а позже — аббревиатура КГФЭИ.) — словно корона на здании. Сначала реставраторы предложили эскиз с ровными буквами, но жители хотели, чтобы надпись выглядела как полвека назад: немного неправильно, негеометрично. С деньгами на установку помог Сбербанк, который к тому времени переехал на место магазина на первом этаже. Дом расположен в очень удобном месте. Рядом много скверов — Ленинский сад, Черное озеро, сквер на площади Свободы. Из окон открывается вид на площадь, видно репетиции торжеств. Главный недостаток этого дома — магазин, который раньше занимал весь первый этаж. С одной стороны, очень удобно иметь под боком большой хороший продуктовый — там, кстати, был шляпный отдел. Но когда магазин убрали, соседи со второго этажа вздохнули свободно: людям мешали жить громкие холодильные установки, а во время ремонта в квартиры бежали мыши и тараканы. Из-за магазина в подъезде был беспорядок: в советские времена алкоголики приходили сюда выпить. Но теперь на первом этаже банк, а магазин переехал в маленькое помещение со стороны Большой Красной — все-таки лучше, когда продуктовый в соседнем доме, а не в твоем. У жизни в центре есть и свои минусы. Посетители налоговой инспекции на Театральной постоянно норовят припарковать свои машины во дворе, во время массовых гуляний в дни праздников жителям дома приходится дежурить во дворе, чтобы горожане не устраивали там общественный туалет, во время парада на площади Свободы все подъезды и подходы к зданию перекрывают. Когда в Казани проходил саммит глав государств, рядом с домом работали снайперы, а жителей просили на время уехать. А еще убирают снег и чистят площадь у нас всегда по ночам, ведь каждый день в пять утра Рустам Нургалиевич делает фото для «Инстаграма».
Стела Хоррият – это 40-метровая скульптура, которая изображает женщину-птицу Хоррият. В татарской мифологии Хоррият символизирует свободу. Скульптуру установили в 1996 году рядом с площадью Султан-Галиева, напротив здания НКЦ «Казань». Стела Свободы исполнена в виде вращающейся с полным оборотом в 40 минут, золочённой, светящейся в тёмное время суток фигурой женщины-птицы. Автором памятника является Кадим Замитов, его произведение стало известной городской достопримечательностью. Стелу установили на старинном живописном холме, известном как Фёдоровский бугор или древнее городище. Это историческое место знаменито своими битвами за город. Фёдоровский бугор хорошо просматривается не только из центра Казани, но даже из её окраины.
Трудятся на высотных работах женщины
Платные парковки и до сюда добрались
Казанский арбат – улица длиной в четыре века. Именно так называются большинство пешеходных экскурсий по улице Баумана, проходящих в столице Татарстана. И действительно, одна из старинных улиц Казани, одна из красивейших улиц Казани. Улица пешеходная в историческом центре Казани. Протяженность улицы составляет 1885 метров.Начинается около Казанского кремля от Площади Тысячелетия и продолжается на юго-восток до площади Тукая, где пересекается с улицей Пушкина. В эпоху Казанского ханства она называлась Ногайской дорогой. В 1552 году, во время штурма Казанского Кремля московскими войсками Ивана Грозного, обе его стены южнее и севернее улицы были проломлены взрывами, а улица была названа сначала Проломной, а затем Большой Проломной. В XVI веке, продолжая уже имевшуюся застройку северной части улицы, в её южной части возникла Новая слобода, получившая позже название Богоявленской по названию сооружённой здесь церкви. В 1930 году, улица была переименована в честь выходца из Казани революционера Баумана. Это название сохранилось до настоящего времени, хотя в постсоветское время предлагалось её переименовать в улицу Шаляпина. Улица была красиво благоустроена и декорирована в начале 1990-х годов, а первой в городе пешеходной зоной стала в 1986 году. До этого по улице ходили троллейбусы ( по проложенной в 1948 году первой в городе линии), несколько маршрутов автобуса, до 1935 года — трамвай, до 1899 года — конка. Улица Баумана является районом торговли и развлечений, на ней находятся множество магазинов, кафе, а также памятники, фонтаны, скамейки и т.д. На улице традиционно проводятся массовые народные гуляния, представления, прочие мероприятия и акции. Как и на московском Арбате здесь можно встретить уличных художников, музыкантов.
Здание гостиницы «Коммерческие номера» (на фото слева голубого цвета) ; построено в 1906-1907 годы. В советский период здесь располагались филиал гостиницы «Совет», ресторан «Чулпан», гастрономический магазин и специализированный магазин «Сыр».
Далее
Гостиница «Шаляпин Palace Hotel» . "Торговый дом Е. С. Смоленцева и Н. П. Шмелева" построен в 1869-1873 гг. для купца З. Б. Усманова. При украшении здания были использованы мифологические мотивы. Сын С. А. Усманов продал здание Торговому дому Е. С. Смоленцева и Н. П. Шмелева. В 1899 году в здании располагалась гостиница "Северные ветра". В советский период в здании располагались магазин "Чай", гостиница "Совет" и магазин сувениров «Бүләкләр», что по-татарски значит «Подарки». Оформление магазина, проведённое в 1966 г. по проекту Э. В. Волкова, является одним из примеров приспособления старых зданий к современным требованиям и вкусам.
Колокольня Богоявленского собора. Колокольня построена в 1894-1897 гг. Архитектор М. Д. Михайлов. В дореволюционный период приход Богоявленской церкви был одним из самых больших в Казани. Колокольня – самая высокая среди всех старинных построек города, её высота 74 метра (для сравнения: башня Сююмбике – 59, Спасская башня Казанского Кремля – 47 метров). Однако новая колокольня Богоявленской церкви строилась не только как колокольная башня. На первом этаже находились небольшое помещение, так называемые «собеседования» со старообрядцами, и церковная лавка, а на втором этаже помещался храм в честь Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи.В 1973 г. колокольня, как памятник архитектуры, была отремонтирована.В июле 1893 года в газете «Волжский вестник» появилось объявление о конкурсе на лучший проект новой колокольни, который должен был быть выполнен в старорусском стиле. В том же номере газеты сообщалось о рассмотрении проекта колокольни в 32 сажени высотой (68м). Вопрос об авторстве реализованного проекта новой колокольни является дискуссионным, так как чертёж колокольни с подписью автора утерян. По одним сведениям, это архитектор Генрих Руш, а по другим — Михаил Михайлов, архитектор и распорядитель работ. Советские краеведческие издания называли автором проекта колокольни Г. Б. Руша, так как он представлял проект на конкурс и получил премию победителя в 150 рублей. После исследований Б. Ерунова, опубликованных в 1986 году, в постсоветских изданиях автором проекта именуют М. Д. Михайлова, руководившего работами по возведению колокольни. Кроме того, в казанских архивах сохранились документы о тяжбе Руша и Михайлова за авторство проекта. Известно также, что проект колокольни был экспонатом Всероссийской выставки 1896 года.Строительство новой колокольни началось 24 ноября 1893 года, но дальше закладки бутового фундамента, котлован для которого вырыли на глубину в пять сажен (11м) от поверхности, дело не пошло. Лишь спустя почти два года, весной 1895 года, строительство колокольни возобновилось. 17 августа 1897 года колокольня была готова, с неё убрали строительные леса. Первоначально на колокольню подвесили старые колокола, вес самого тяжёлого из которых составлял 217 пудов 31 фунт (3,5 т). 1 октября 1900 года состоялся торжественный подъём на колокольню нового колокола весом в 526 пудов (8,6 т), который доставили в город по железной дороге. В тот же день был установлен двухметровый восьмигранный железный с позолотой крест весом в 17 пудов (280кг). Согласно сообщениям газет того времени, на постройку колокольни ушло почти два миллиона штук кирпича, а итоговая стоимость постройки составила 50 тысяч рублей, в 10 тысяч рублей обошлись глубокие фундаменты. Согласно записи в ведомости Богоявленской церкви от 1907 года, колокольня была построена на пожертвование казанского купца Кривоносова (заместитель директора Казанского городского общественного банка, почётный гражданин Казани, купец первой гильдии. В 1892 году скончался заместитель Кривоносов, который завещал 35 тысяч рублей Богоявленской церкви, в которой он в 1852—1863 годах был старостой. В завещании было оговорено, что 25 тысяч рублей из этих денег должны пойти на постройку новой колокольни.) и частично на церковные средства (1000 рублей).Новая колокольня Богоявленской церкви получила самостоятельную архитектурную ценность, постепенно она приобрела бо́льшую известность, чем сам храм.
Согласно записи в метрической книге Богоявленской церкви, в ней 2 февраля 1873 года крестили Фёдора Ивановича Шаляпина, родившегося 1 февраля. Позднее Ф. И. Шаляпин пел в церковном хоре Богоявленской церкви. В память об этих событиях рядом с собором в 1998 году заложили памятник Шаляпину. Отель, открытый в восстановленном здании, тоже носит имя Шаляпина. Деревянный храм во имя Богоявления Господня был построен на месте прежних Проломных ворот посада уже в XVII веке. По нему застраиваемая по Проломной улице Новая слобода стала именоваться Богоявленской слободой. Деревянный храм во имя Богоявления Господня был построен на месте прежних Проломных ворот посада уже в XVII веке. По нему застраиваемая по Проломной улице Новая слобода стала именоваться Богоявленской слободой. В 1701 году при церкви Богоявления появилась церковь Андрея Первозванного]. В 1731—1756 годах на средства купцов Ивана Афанасьевича Михляева и Сергея Александровича Чернова была возведена каменная Богоявленская церковь, а также шатровая колокольня. В 1741 году церковь горела настолько, что уцелели лишь стены. По некоторым сведениям, строительство каменного храма началось после этого пожара. Окончание постройки храма датируют 1756 годом, когда к церкви Богоявления была пристроена трапезная, увеличившая объём храма почти вдвое].Таким образом, в XVIII веке сложился архитектурный комплекс Богоявленской церкви, включавший помимо главного храма отапливаемую зимнюю церковь во имя Андрея Первозванного, , невысокую двухъярусную колокольню с шатровым завершением, , дом причта. В дореволюционный период приход Богоявленской церкви был одним из самых больших в Казани. Прихожанами были не только простые горожане, но и аристократы и крупные предприниматели. В 1902 году во втором ярусе колокольни устроен храм, освящён в память 3-го обретения честной главы Св. Иоанна Предтечи». В 1901 году, во время сильнейшей грозы, в колокольню ударила молния. В газете того времени писали: На мгновение колокольня озарилась массой разноцветных искр, и в тот же момент загорелся потолок в третьем ярусе, и под большим колоколом вспыхнули балки. Молнией сделало дыру в стене внушительную . Обломками камней и целыми кирпичами засыпало лестницы и пол второго яруса, изломало две колонны; обломки кирпичей были даже выброшены на улицу Проломную.В 1909 году из-за ветхости старая шатровая колокольня была окончательно разобрана. В советский период, с 1920 года и вплоть до закрытия в 1935 году, Богоявленский храм являлся городским кафедральным собором. В 1930-е годы церковь Андрея Первозванного снесли. На этом месте располагался зверинец Казанского зоопарка, пока здесь в 1950-х годах не построили пятиэтажный жилой дом Казанского мехового объединения им. Х. Ямашева.Помещения главного храма после его закрытия первоначально использовались под склад, а в помещениях колокольни расположились торговые лавки и мастерская оптики. В 1950-х годах Богоявленскую церковь отдали под спортивный зал Казанского государственного университета, поэтому она была сильно обезображена: декор был заштукатурен, а главы разрушены.В 1960 году колокольне Богоявленского собора был присвоен статус памятника архитектуры, подлежащего охране как памятник местного значения. В 1973 году колокольня как памятник архитектуры была отремонтирована. В 1995 году Богоявленский собор включён в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения как памятник градостроительства и архитектуры.В 1996—1997 годах Богоявленский собор возвращён Русской православной церкви. С тех пор в храме ежедневно совершается богослужение. Полная реставрация храма до сих пор не завершена. Колокольня осталась в ведении Министерства культуры Татарстана, в ней расположился выставочный зал древнерусского искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. В 2001 году в колокольне был открыт камерный Шаляпинский зал.
Справа:
Торговый комплекс «ГУМ». Торговый центр Казанский ГУМ открылся в 2002 году. Построен в новом здании несколько лет назад, но по архитектуре напоминает здание 19 века.До постройки ГУМа на месте здания находился двухэтажный дом купцов Докучаевых, построенный в 1851 году для Петра Докучаева ( городской голова). Помимо магазина самого Докучаева, в здании одно время находились кондитерский магазин Триантофилиди и магазин Тутурова.На месте находящегося рядом здания до революции находилась мусульманская харчевня, где готовили халяльную пищу.В здании на углу находилось правление ГУП «Татрыбхоз» и главный в городе рыбный магазин. В этом доме, перестроенном в 1876 году купцом П. Степановым из двухэтажного в трёхэтажный, и перешедшем вскоре к крупному молочному торговцу Галкину, когда-то находилась гостиница «Уральское подворье» и аптекарский магазин Майзельса. Перестройка и застройка квартала ГУМа 3-7-миэтажными зданиями с подвалами и мансардными этажами была выполнена в две очереди в 2001-2002 годахпо проекту Казанского ГИПРОНИИАВИАПРОМа. Поскольку из-за конкуренции с ТРК «Кольцо» Казанский ГУМ не пользовался популярностью у покупателей, в июне 2011 года начат процесс реконцепции ГУМа, согласно которой существующие в нём магазины будут заменены или переоформлены. Открытие обновлённого ГУМа назначено на осень 2011 года.
И по центру:
Часы на улице Баумана – это монументально-декоративная композиция с часами, вылитая из бронзы, которая установлена в 1999 годуВерхняя часть монумента представлена фигурами поэта, Пегаса и музы, которые смотрят в три разные стороны. Нижняя часть композиции представлена тремя часами. Цифры на циферблате, выполненные в арабской графике, обозначены числительными на татарском языке. Окончания часовых стрелок выполнены в виде солнца и полумесяца. Окружность циферблата украшена поэтическими строками, выполненными также в арабской графике. Считается, что эта бронзовая композиция часов несет в себе глубокий смысл. Мальчик с дудкой – это герои сказки, а муза и Пегас – это движущая сила поэта, которая помогает ему в написании стихов. А сам поэт - это известный татарский стихотворец Габдулла Тукай. Об этом можно догадаться, прочитав строки из стихотворений Тукая по краям трех смотрящих в разные стороны света часов.