Исходя из нумерации домов, видно что чётная сторона начинается с 20 дома. Вопрос, а где 2-18?
На углу Баумана и Ярмарочной (ныне площадь тысячелетия)
были расположены два здания: маленького
жилого дома и склада казанского интендантства, – интереснейшего памятника классического стиля начала 19 века. Склад существовал до недавнего времени. В нем хранилось обмундирование казанского гарнизона, как только из города воинские части были выведены, стены начали разбирать «гаражники» на кирпичи. Дом хотели отреставрировать, а после устроить вещевой рынок.
Большинство домов были снесены авральным образом в 2000 г. накануне Дня суверенитета. Причина сноса, по мнению местной печати, в том, что
они заслоняли вид на новопостроенную мечеть Кул Шариф. Здания значились в государственном реестре недвижимых памятников архитектуры и градостроительства республиканского значения, но были выведены из него 17 августа 2000 г.
ул. Баумана, 8 Дом А. В. Геркен. Одноэтажное здание было ценным образцом старинной застройки. На протяжении века фасад дома искажали, перестраивали и достраивали. Одноэтажное здание с цокольным этажом и мезонином, которое имеет: входной каменный пристрой и ворота. Снесено во второй половине 1990-х гг.
Баумана, 10. Дом Н. Ф. Андреянова, середина XIX в. Фасад построен в стиле классицизма по образцовому проекту в середине 19 века. Дом с добротным подвалом и мезонином. Дом знаменит тем, что его жильцы первыми в городе начали пачкать стены лозунгами «Долой трущобы!». В начале 90-х годов ХХ века власти замучились закрашивать эти лозунги. Провиантские магазины значились на балансе Минкультуры Татарстана и находились в процессе реставрации.
Дома №12 и 14 были превращены в обычные промышленные корпуса, – здесь размещается
швейная фабрика: Цех №2 казанской швейной фабрики № 1 АО "Диона" и Цех швейной фабрики текстильных изделий "Чулпан".
Баумана, 12. Дом Журавлева. Архитектор Кафтырев, построенный в 1786 году для ночлежного дома.
Захотелось узнать, кто такие –
Журавлевы.
Председатель биржевого комитета Иван Николаевич Журавлев был гласным Казанской городской думы, имел звание «Потомственный почетный гражданин Казани». Во-первых,
купец Иван Николаевич Журавлев был одним из владельцев здания, в котором сейчас находится Театр юного зрителя на улице Островского. Во-вторых, его имя связано с приютом для бездомных в самом начале улицы Большой Проломной. В-третьих, в Адмиралтейской слободе были в свое время Журавлевские казармы.
Иван Николаевич Журавлев специализировался на торговле зерном, крупой и их переработке. В Казани в структуре фирмы «Николай Журавлев и сыновья» в Адмиралтейской слободе действовал паровой крупчатый завод, в имении Журавлевых работали мельница и винокуренный завод, для него хозяин скупал на базарах и по деревням картофель.
Во владения Журавлевых входили три деревни – Чубарово, Толмачи и Усады, где находился барский дом. Современный усадский спиртзавод ведет свою историю от винокуренного завода торгового дома «Наследники И.Н.Журавлева», основанного в декабре 1898 года. Кстати, журавлевский завод был оснащен самым современным на тот момент оборудованием. Усадский ректификат поставлялся на госпредприятия – Казанский винный склад и Пороховой завод.При Иване Николаевиче в усадьбе разводили коней, делали сыр и масло, производили сельхозорудия и, конечно, пекли хлеб. У Журавлевых была оранжерея. Первый автомобиль, который увидели усадцы, принадлежал Журавлеву. У него же появился и первый телефон. Но прославился купец не только тем, что создал крепкое хозяйство, а прежде всего – своим чутким и добрым отношением к крестьянам, к убогим и сирым. Журавлев на собственные средства построил в Усадах ночлежку на 15 мест, а в зимние вечера здесь находили приют и еду до 80 бездомных путников.
Иван Журавлев жил в Казани в доме своего отца на улице Островского. Второй факт из жизни Казани, связанный с именем Ивана Журавлева, говорит о нем как об известном казанском благотворителе. Для казанцев его имя связано с
открытием в городе первого бесплатного ночлежного приюта в 1886 году. Правда, инициатором его создания стали казанские предприниматели-биржевики, а Иван Николаевич в это время возглавлял Казанскую купеческую биржу. По объявленной подписке удалось собрать крайне незначительную сумму 8435 рублей, их не хватало даже на покупку самого необходимого для ночлежки, не говоря уж о доме. Тогда и решил И.Н. Журавлев на свои средства достроить дом, снабдить ночлежный приют всем необходимым и содержать его. Проект дома приюта выбирался очень тщательно. Журавлев остановился на двухэтажном здании, где предусматривалось открыть пять отделений, каждое состояло из двух просторных залов, в каждом стояли двухъярусные деревянные нары, посередине – стол. И при каждом отделении были свой туалет и умывальник с водопроводной водой! Мужские и женское отделения имели обособленные входы, а для изоляции больных имелись отдельные комнаты. Ночлежный приют был рассчитан на прием 248 мужчин и 40 женщин. Здание под номером 12 на улице Баумана было построено в классическом стиле в 1786 году по проекту архитектора В.И. Кафтырева. После 1917 года приют закрыли. Здание снесли в 2003 году, когда к юбилею Казани решили создать под кремлевской стеной площадь Тысячелетия.
До этого в Казани существовали только ночлежки, за постой в которых надо было платить. Они располагались, как теперь бы сказали, в одном микрорайоне – в Забулачье, на улицах, объединенных названием «мокрые»: Постояльцами были нищие, бродяги, безработные и жулики, а пьянки, драки, поножовщина и карточные игры в ночлежках были обычным делом, полиция на это смотрела сквозь пальцы. Приют, организованный купцом Журавлевым, был принципиально иным. Он был для представителей всех сословий, национальностей, вероисповедания и возраста, но дети допускались только в сопровождении родителей. Летом двери открывали для постояльцев с 7 до 9 часов вечера, зимой с 5 до 7 вечера, а закрывался приют утром: летом – в пять, а зимой – в семь часов. Порядок был установлен жесткий, за ним следили надзиратели. Приносить и распивать спиртные напитки, играть в карты, кричать и ругаться, курить запрещалось, нетрезвых не впускали, а нарушителей удаляли немедленно и лишали права на дальнейшее посещение приюта. На входе в ночлежку каждый получал бирку с обозначением номера отделения и нар, которую утром при выходе сдавал надзирателю. Войти и выйти в неустановленное время можно было лишь с разрешения старшего надзирателя, если постоялец приходил с каким-либо инструментом, то он в обязательном порядке сдавал его надзирателю на хранение.В дни церковных и иных праздников дозволялось оставаться утром в ночлежном приюте на два часа дольше. За счет содержателя ночлежного приюта все постояльцы получали бесплатный завтрак: кружку чая, два куска сахара и фунт белого хлеба, а если богатые благотворители жертвовали деньги на устройство угощения, постояльцы, бывало, получали и пироги. А еще Журавлев открыл в ночлежке небольшую библиотеку, выписав для нее книг и журналов почти на 400 рублей. Постояльцы могли получить на вечер книги с произведениями Толстого, Пушкина, Гаршина и других писателей, и очень приветствовалось там чтение книг вслух грамотными постояльцами. Для бесед с посетителями ночлежного приюта приходили священники храма Николы Вишнякова. Своим постояльцам Журавлев искренне сочувствовал, называя «несчастными малыми», и они это ценили. Иван Николаевич Журавлев содержал бесплатный ночлежный приют до своей кончины 17 мая 1895 года. Вдова Вера Ефимовна Журавлева продолжала выделять необходимые суммы на содержание бесплатного ночлежного приюта. В 1898 году, когда Казань в очередной раз пострадала от пожара, она на год безвозмездно уступила один из домов в Адмиралтейской слободе для организации еще одного ночлежного приюта и приема погорельцев.
Историю Журавлева изучила местный краевед – учитель истории Зульфия Шайдуллина. Лебедевские казармы,Баумана, 14, середина XIX века . Снесены в 1996—1998 гг.
Дом № 14 – постройка середины 19 века для Лебедевских казарм. Утрачены фигурные литые чугунные балконы и навесы над входом.
О казармах того периода. С 1910 года в Казани на Георгиевской улице в доме Щетинкина располагался штаб 16-го армейского корпуса. В самый канун вступления России в войну корпус был переброшен на австро-германскую границу. В состав его входили 41-я пехотная дивизия, 41-я артиллерийская бригада, 5-я кавалерийская дивизия (в том числе 5-й драгунский Каргопольский полк), 16-й саперный батальон и другие части и подразделения. Командовал корпусом генерал от инфантерии Платон Александрович Гейсман. Пехотные полки покинули Журавлевские и Алафузовские казармы в Адмиралтейской слободе, артиллерийские батареи оставили Академические казармы и казармы на Арском поле, кавалеристы – Осокинские казармы за газовым заводом на Оренбургском тракте и саперы – Лебедевские казармы под Казанским Кремлем.
16-й саперный батальон, командиром которого был князь полковник Николай Иванович Туманов. Батальон с патронным погребом располагался в кремлевских казармах и частично в двухэтажных Лебедевских казармах на Большой Проломной улице (ныне - Баумана).
В 1910-х годах в соответствии с новым мобилизационным планом было утверждено и новое расписание войск, т.е. по-новому были определены места их дислокации. В связи с этим развернулось бурное казарменное строительство. Казармы строило или само военное ведомство, или города, получавшие затем плату от военного министерства. В Казани приняли второй вариант, и всего за один сезон 1911 года у Оренбургского тракта было построено 26 двух- и трехэтажных зданий. Стройка была поистине ударной — генеральный план был утвержден тогда, когда половина зданий уже была построена. И не мудрено — ведь подрядчиками были Л. Бабицкий и инженер М.Брук, известный строитель Пассажа.
Угловой дом № 16/2 принадлежал Свешникову. Это было двухэтажное здание с антресольным и цокольным этажом, имело одноэтажный флигель и каменные ворота. Весь комплекс построен в классическом стиле. Но эти домики были снесены в 1984 году. Площадка перед Академией Наук РТ в 1988 году была раскопана археологами. На глубине 4,5 метров найдены сохранившиеся деревянные и каменные сооружения 16-17 веков.
Церковь Николая Чудотворца ("Ляпуновская").
Говоря о Николо-Ляпуновской церкви, нельзя обойти вниманием и
храм Косьмы и Дамиана, который находился впритык к ней и были они в одной церковной ограде. Николо-Ляпуновская церковь иначе называлась
Николо-Девичья, так как в XVI веке при ней был
девичий монастырь, который впоследствии был упразднен. Построена эта церковь
стрельцами приказа Истомы Ляпунова ( по другим источникам –Дмитрием Степановичем Ляпуновым) еще до 1566 года.
Церковь Косьмы и Дамиана «мирского строения», в последствии переосвящена в
Ильинскую.
Оба храма
сгорели в 1815 году. Никольский восстановлен в 1818 году, тогда же и освящен. Второй бывший Ильинский – возобновлен лишь в 1832 году и переосвящен в память обновления Храма Воскресения Христова. При ней был сделан придел в честь Архистратига Михаила. Никольская церковь была небольшим кубическим сооружением, перекрытым куполом с крестом на фигурной шейке, напоминающий ампир. С запада была пристроена арочная галерея.
Одно время
Никольский монастырь был самым населенным девичьим монастырем в Казани. По количеству сестер христовых он превосходил даже широко известный Казанский девичий Богородицкий монастырь, в котором хранилась всероссийская святыня - Казанская икона Божией матери (88 монашек, в Богородицком монастыре - 79)
В Николо-Ляпуновском храме до начала 1930-х годов хранилось большое количество драгоценностей и произведений искусства. Среди них были древние списки Казанской и Смоленской икон Божией матери и напрестольные древние Евангелия. На колокольне среди множества колоколов, сделанных в разных городах России, исправно нес службу и казанский колокол, отлитый на известном заводе Рукавишникова.
Судьба прихода в послереволюционные годы оказалась крайне незавидной. В начале 1930-х годов была
снесена большая церковь в память Обновления храма Воскресения Христова. Малую Никольскую церковь прихожанам удалось отстоять, однако вскоре она была
закрыта и долгое время использовалась как склад. В 1964 году пришедшую в полное запустение
Никольскую церковь разобрали. К пятидесятилетию Октябрьской революции на этом месте было запланировано возвести новый духовный храм - Дом политпросвещения (
см. выше, дом №20). Проект был осуществлен в 1966 году.