Форум Речных Туристов http://rivertourist.ru/ |
|
т/х "Русь Великая" "Беломорские просторы" 14.08.-27.08.2021 http://rivertourist.ru/viewtopic.php?f=146&t=3988 |
Страница 2 из 4 |
Автор: | MosKVich [ 05 дек 2021, 12:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" "Беломорские просторы" 14.08.-27.08.2021 |
Деревня Ямка впервые упоминается в документах в 1563 году. В разные времена деревня носила разные названия: Харчевская (1501 г.), Ольхино (1851 г.), Ямка (1901 г.) В период Смутного времени, когда отряды иноземцев и «русские воры казаки» разорили Заонежье, деревня была сожжена, а в 1616 году в ней «после разорения немецких людей» поставил «дворишко крестьянин Истомка Васильев сын Ольхин да сын его Юшко». В 1911 году в деревне было уже 15 дворов. Сегодня Ямка — музейная экспозиционная деревня, которая основана на месте исторического поселения, а большинство построек перевезено из разных уголков Заонежья.
Ветряная мельница из д. Вороний Остров Васильевские луга А вот и деревня Васильево. Также как и Ямка, за свою историю она сменила много названий. В 1582 году это всего лишь «пустошь что была деревня на Кижском же острове Большой Двор у часовне». На основании второго названия этого поселения, закрепившегося в документах XIX века — «Лукинщина». В 1850 году в деревне Лукинщина собирается в одном доме, но из разных деревень семья, состоящая из дяди и трех племянников. Фамилия главы рода — Ивана Егорова Васильева дала поселению название, существующее и поныне. В Васильево царит атмосфера тишины и умиротворения. Совсем недавно и Ямка могла похвастаться такой же тишиной, но туда всё чаще стали совершать набеги организованные туристические группы, поэтому атмосфера там уже совсем другая. Дом Сергина из деревни Мунозеро (Медвежьегорский р-н). На мой взгляд это один из самых роскошных домов на всём острове. Дом Васильева Часовня Успения Пресвятой Богородицы Дом Кондратьева из деревни Верхняя Путка и Успенская часовня Вид на дом Сергина Часовня во имя Спаса Нерукотворного образа из д. Вигово на вершине Нарьиной горы Вид с Нарьиной горы в сторону причала Прибывает теплоход «Мстислав Ростропович» А я иду в деревню Ямка. Как я уже говорил, здесь уже не так тихо и уединённо. Доказательством тому группа наших туристов, попавшаяся навстречу. Поздоровавшись с друзьями, начинаем осмотр деревни. Дом Берёзкиной из д. Красная Сельга Дом Маньшина из д. Маньшино Дом Левичева из д. Усть-Яндома Дом Ананьева из д. Красная Сельга Часовня Апостолов Петра и Павла из д. Бережная |
Автор: | MosKVich [ 05 дек 2021, 12:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" "Беломорские просторы" 14.08.-27.08.2021 |
Дорога в поселок Аверьяновка. Это современный жилой посёлок, где расположена пожарная часть, пройдя через него, я возвращаюсь на основной туристический маршрут. Сориентировавшись по времени (до отправления чуть больше часа) я решаю дойти до Преображенской церкви сделать «открыточный» кадр и уже потом возвращаться на теплоход. А вот тут переменчивая карельская погода снова преподнесла сюрприз – неожиданно выглянуло солнце.
На острове Кижи восстанавливают не только исторические строения, но и возрождают традиционное землепользование. Издавна на островах Кижской волости разводили овец, коров, лошадей. Это небольшое стадо овец обитает неподалёку от дома Яковлева в отдельном загоне. Дом Яковлева из д. Клещейла и амбар из д. Коккойла. Дом Яковлева один из красивейших домов-дворцов в Кижах. Яркий представитель народного зодчества южных карел. В семье Яковлевых практически сохранилась вся домашняя утварь, которую передали музею вместе с домом, поэтому и снаружи, и внутри дом Яковлева исторически достоверен. Теплоходы «Русь Великая» и «Мстислав Ростропович» Самый узнаваемый пейзаж острова Кижи Дом Ошевнева из д. Ошевнево Я возвращаюсь на причал, где правят бал знаменитые, в среде туристов, кижские галки. Стоит кому-либо сесть за столик уличного кафе, к нему тут же подлетают эти любопытные птицы, без приглашения садятся на стул или даже на столик и ждут угощения. А туристам «Руси Великой» пора возвращаться на теплоход, «Мстислав Ростропович» любезно выпускает нас мы отправляемся в путь. Ещё раз оглянемся на остров Ветряная мельница Биканина с о. Волкостров и часовня архангела Михаила Знаменская часовня в д. Корба «Метеор 068» День завершился красочным онежским закатом Завтра нас ждёт ходовой день на Беломорско-Балтийском канале. |
Автор: | MosKVich [ 15 дек 2021, 00:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" "Беломорские просторы" 14.08.-27.08.2021 |
19 августа. Беломорско-Балтийский канал Солнечное тихое утро на Беломорско-Балтийском канале. Дует свежий ветерок. Всё говорит о том, что ходовой день будет ярким и живописным. А почти дикие и только местами обжитые места, через которые положен ББК, будут только способствовать этому.
Первая «встречка» дня – сухогруз «Куркиёкки». Беломорско-Балтийский канал - уникальное гидротехническое сооружение, это памятник истории, памятник людям, построившим его. Современная история ББК начинается в 1931 году, когда группой инженеров под руководством Сергея Яковлевича Жука был разработан проект первого межбассейнового соединения Беломорско-Балтийского канала протяжённостью 227 км. В то время в Советском Союзе был дефицит строительной техники. Не было и квалифицированной рабочей силы, поэтому было решено использовать труд осужденных, поэтому главной движущей силой Беломорканала стал физический труд. По той же причине строительство канала не обошлось без большого числа жертв. Погибло около десяти тысяч заключенных, но не из-за того, что их расстреливали или специально морили голодом. Причина смертей, в большинстве своём – инфекционные болезни. Сейчас стало модным принизить значение ББК, мол стройка была ненужной и затеяли её, только чтобы издеваться над людьми. Но здесь необходимо знать, какие цели достигли строители ББК. Первая, конечно, оборонительная. Открытие навигации по ББК дало стратегический выигрыш почти немедленно. В 1920-е годы в Белом море шла т.н. «тюленья война»: конфликт между Советским Союзом и Норвегией из-за биологических ресурсов. Каждую весну сотни норвежских и английских траулеров входили в Белое море и бесконтрольно и без разрешения добывали беломорского тюленя, но под прикрытием военных кораблей. Урегулировать конфликт дипломатическим путем было невозможно - Норвегия не признавала дипломатов из СССР. Зато летом 1933 г., с переброской по ББК подводных лодок, норвежская сторона сразу же села за стол переговоров. Всего в 1933—1941 гг. по ББК было переведено на Север 10 эсминцев, 3 сторожевых корабля и 26 подводных лодок. Почти на всём протяжении Канала (особенно в его северной части) дно и берега покрыты скальными породами. Канал проходит по пересеченной местности, по затопленным долинам небольших рек и речушек, также многочисленным озерам, на которых много островов. Буксир «Урал-20» Пройдя 8й шлюз, наш теплоход вышел на простор Маткозера Братская могила у шлюза №9. Здесь захоронено более 200 воинов 32-й армии Карельского фронта, погибших в декабре 1941 — июне 1944 гг. при обороне рубежа Ванжозеро — Хижозеро — Волозеро на масельгском и медвежьегорском направлениях фронта. |
Автор: | MosKVich [ 15 дек 2021, 00:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" "Беломорские просторы" 14.08.-27.08.2021 |
Следующим мероприятием дня была лекция от нашего бармена о напитках, представленных в баре. К сожалению, бармен плохо подготовилась к «лекции» и оказалась не совсем сведуща в технологии производства напитков, поэтому сказала, что бренди и виски – это одно и то же. А уж после того, как она выдала, что абсент делают из лопуха, стало совсем неинтересно и я ушёл. Один из наших туристов вежливо пытался вразумить бармена, но его «зашикали» остальные туристы и ему пришлось покинуть бар.
А «Русь Великая», тем временем шла по просторам Выгозера. По величие Выгозеро занимает третье место в Карелии. Бассейн озера разделён на многочисленные плёсы и заливы, что делает его невероятно привлекательным для рыболовов. Видны трубы Сегежского целлюлозно-бумажного комбината — одного из старейших российских предприятий в своей отрасли - он был основан в 1939 г. Первое упоминание о деревне Надвоицы, тогда это были владения Соловецкого монастыря, относится к 1620 году. В 1906 году в деревне Воицы побывал писатель Михаил Пришвин в книге «В краю непуганых птиц». Название Надвоицы происходит от словосочетания "над воем": над шумным (воющим) водопадом. Здесь же, на расположенном неподалёку, Воицком руднике, добывали медь для Олонецких горных заводов и первое российское золото. Кто-то из туристов, глядя на эту кирпичную "заброшку" пошутил: останки древней цивилизации Местный житель наблюдает за теплоходом Шлюз №10 Беломорско-Балтийского канала Часть туристов заняла место на корме теплохода и ждали вида на, анонсированный методистом Фёдором, водопад. Однако, как оказалось, самого водопада с теплохода не видно и нам пришлось созерцать лишь небольшой, сбегавший по камням поток воды. Надвоицкий алюминиевый завод – некогда одно из крупнейших предприятий Карелии сейчас влачит жалкое существование. Он был закрыт в 2018 году. В 2020 на алюминиевом заводе в четырёх корпусах на площади 86 000 м² расположился Центр обработки данных «DCLab Карелия». |
Автор: | MosKVich [ 15 дек 2021, 00:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" "Беломорские просторы" 14.08.-27.08.2021 |
Но вернёмся к достопримечательностям Беломорско-Балтийского канала. Прямо перед нами уникальная деревянная Шаваньская плотина. Среди всех сооружений Беломорско-Балтийского канала Шаваньская плотина выделяется своей исключительной конструкцией. Это плотина переливного типа, представляет собой деревянный ряж со сплошными стенами, заполненный камнем. Её разработал инженер Климент Михайлович Зубрик, отбывавший здесь срок за вредительство в системе водного (вот как!) хозяйства. По окончании строительства ББК, Климент Зубрик был освобождён и за создание этой плотины награждён орденом «Трудового Красного знамени» Вид на плотину снизу Буксир «ОТА-990» Железнодорожный мост через реку Онда Станция в селе Кочкома. По левому берегу ББК, проходит железная дорога Санкт-Петербург — Мурманск, поэтому пару раз окружающую нас тишину нарушали гудки тепловозов и грохот проходящих «товарняков». «Волго-балт 138» У входа в подходной канал 12го шлюза со времен строительства Беломорско-Балтийского канала сохранилась и поддерживается надпись – девиз: «БМС (то есть - Беломорстрой) — показ ударных темпов и высокого качества работы!» Плотина и здание Палакоргской ГЭС (1967 г.) Старое русло реки Нижний Выг Теплоход неспешно скользит по соединительному каналу между 12м и 13м шлюзами ББК и тут совсем некстати пошёл дождь. Сильный и холодный. Пришлось ненадолго спрятаться, однако дождь быстро понял, что сейчас ему не рады и вскоре закончился. После прохождения 13го шлюза наш теплоход вышел на просторы реки Нижний Выг. Река разлилась здесь в результате строительства Маткожненской ГЭС. При строительстве в зону затопления попала деревенька Кильбо. Теперь о её существовании напоминается старая водонапорная башня. Деревенские дома разобрали, людей отселили, а водонапорную башню так и оставили, благо она находится не на судовом ходу. Стремительно сгущаются сумерки и вот уже на закате мы подошли к 14му шлюзу ББК. Вечером со мной связалась гид Анна с Соловков и подтвердила, что экскурсия на лодке с электромотором состоится и переслала схему места встречи. Но это будет только послезавтра. Сейчас, где-то впереди, нам навстречу идёт «Александр Пушкин», но ждать его нет желания. Лучше пойти отдохнуть перед двумя днями походов по Соловецким островам. Продолжение следует
|
Автор: | MosKVich [ 03 фев 2022, 23:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" "Беломорские просторы" 14.08.-27.08.2021 |
20 августа. Большой Соловецкий остров. День первый. Рассвет на Белом море. Поздней ночью (или ранним утром) наш теплоход вышел на Беломорские просторы и к моменту пробуждения бОльшей части туристов, уже приближался к Большому Соловецкому острову.
Вот вдалеке сначала показались, а потом и ясно стали видны древние стены и церкви Соловецкого монастыря Первым встречающим на Соловках оказался этот котофей. Увидев, что его позвали зря – съестного для кота я не взял – кот мгновенно потерял интерес ко мне и отправился прочь по своим делам. Поскольку основная часть экскурсий была пройдена в прошлый раз, то сейчас я решил немного погулять по окрестностям и насладиться тишиной и природой Соловецких островов, а затем направить свои стопы к монастырю и пройти к Переговорному камню. Питьевое озеро Сделав небольшой круг по лесам, я вернулся в посёлок как раз у стен Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря. Здесь погода сделала попытку улучшиться и проясниться, но вместе с этим налетел сильный и холодный ветер. Корожная, или Сторожевая башня. Дозорные в башне следили за морем и сушей. С неё хорошо просматриваются небольшие каменистые островки – корги. По высоте башня такая же, как и все остальные, но, стоя на пригорке, она кажется выше всех и господствует над всем Соловецким монастырём. Никольская башня Восточный фасад монастырской поварни долгое время выполнял функцию крепостной стены и нуждался в дополнительном укреплении. И вот во время работ по укреплению Северо-восточной части крепости в этом месте стены появляется укрепление-пристенок с двумя башнями – Квасоваренной (ближе по кадру) и Поваренной (дальше) Святое озеро В посёлке помимо обычных жилых домов есть и вот такие – образца 20х-30х гг. ХХ века. Это жилые бараки Соловецкого лагеря особого назначения. В этом располагается музей Государственного Управления лагерей. |
Автор: | MosKVich [ 04 фев 2022, 00:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" "Беломорские просторы" 14.08.-27.08.2021 |
Я оставляю посёлок позади и продолжаю свой путь к Переговорному камню, по пути не забывая любоваться и наслаждаться чудесной соловецкой природой. А чтобы избежать ошибок двухлетней давности (тогда я свернул не на ту дорогу), в телефонном навигаторе был проложен маршрут до нужного мне места. Неплохая, по соловецким меркам, дорога, шла вдоль берега моря, то выводя к живописным заливам, то углубляясь в леса, наконец привела к указателю, после которого заблудиться было невозможно.
Всехсвятская часовня озеро Придорожное В июне 1855 года, англо-французская эскадра вернулась вновь. Противник потребовал у архимандрита Александра отдать монастырский скот. Соловецкий настоятель ответил, что быков в монастыре нет, а коров монастырь отдать не может, так как молоком питаются сами монахи. Переговоры между архимандритом Александром и английским офицером прошли 22 июня на берегу неподалёку от монастыря. Позже здесь была установлена прямоугольная каменная плита, получившая название – «Переговорный камень». Английские же парламентёры вернулись на свой корабль ни с чем. 23 июня неприятельские корабли удалились. Перед уходом англичане похитили монастырский запас дров. Надпись на камне гласит: “Зри сие. Во время войны Турции, Франции, Англии, Сардинии с Россией здесь был переговор настоятеля архим. А. с английским офицером Антоном Н. 22 июня, в среду в 11 час. до полудня по записке начальника неприятельской военной эскадры в Белом море, требовавшего от монастыря быков (записка представлена свят. Синоду). После переговоров, благополучных для обители, настоятель возвратясь в монастырь в 1 час дня, служил в тот день в Успенском соборе литургию и молебны; служба кончилась в 4 час. В ту неделю 3 дня пост строгий был в обители и скитах и Господь в это лето не допустил воюющих нарушить иноков покой, как без милосердия они поступили в 1854 г. А. А.” Насладившись пейзажами и посетив историческое место, я возвращаюсь к монастырю. Белая башня. В этом месте монахи построили амбар, где сушили зерно (сушило). При строительстве крепости амбар оказался за пределами стен. Поэтому решено было усилить сушило и превратить его в дополнительное укрепление. Вместе с Прядильной и Архангельской башнями, Белая составляет так называемый «Южный узел обороны». Святые врата Спасо-Преображенского монастыря Спасо-Преображенский собор. Главный храм Соловецкого монастыря возводился в 1558-1566 гг., в настоятельство святого игумена Филиппа (Колычева). Теплоход «Русь Великая» у причала |
Автор: | MosKVich [ 04 фев 2022, 00:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" "Беломорские просторы" 14.08.-27.08.2021 |
Нас ждёт остров Большая Муксалма. Третий по площади остров Соловецкого архипелага. На Муксалму можно попасть двумя путями: по воде и по земле. Второй путь крайне интересен и экстремален: дорога изобилует перепадами высот, встречается много глубоких луж и грязи. А ближе к концу пути и вовсе начинается болото. Поэтому на остров наша группа добирается на остров водным путём на озёрном ботике «Преподобный Сергий».
Катер «Савватий» с группой паломников Когда наш ботик проходил пролив Северные ворота, мы увидели остров Анзер и Голгофо-распятский скит на вершине горы Голгофы. Валунная дамба, проложенная между Большим Соловецким островом и Большой Муксалмой - одна из уникальных достопримечательностей Соловецкого архипелага. Для того чтобы морская вода во время приливов и отливов оказывала меньшее давление на дамбу, посередине дамбы были устроены три протоки. Дамба представляет собой извилистую валунную насыпь, прошедшую по отмелям морского пролива. Камни держатся лишь за счет собственного веса. Мы высаживаемся прямо на дамбу. Высадка, прямо скажу, экстремальная. Хотя не настолько, как два года назад на Анзере. С тем «десантированием» на остров мало что сравнится. Дамба была сооружена во второй половине XIX в. для связи Муксалмы с Большим Соловецким островом. Не смотря на почтенный возраст, дамба выглядит солидно. Но погода вносит свои коррективы в нашу экскурсию – сильнейший ветер заставляет поскорее уйти с открытого пространства, но делать этого не очень хочется по причине невероятных по своей красоте пейзажей острова. Берега острова Большая Муксалма пологие, за исключением восточного и северо-восточного берегов, склоны которых обрывисты. В восточной части острова возвышаются две отдельные горы, большая из которых гора Фавор. На нашем пути Верстовой столб. Соловки – удивительное место. Здесь даже расстояние измерялось по особой мере длины – Соловецкой версте. Соловецкая верста равна 1 километру и 84 метрам - эти числа выражают длину протяженности стен монастыря. В соловецких верстах были отмерены расстояния на островах Соловецкого архипелага. Остров Большая Муксалма начинает осваиваться в XVI веке. Согласно указанию преподобного Зосимы, у монастыря не должно быть живородящих животных и стада перевозят на Муксалму. Здесь рубится лес, появляются пастбища и сенокосы. В 1865-1871 годах принимается решение для регулярной связи двух островов и прогона скота насыпать валунную дамбу. В конце XIX в. здесь был основан Сергиевский скит. Сергиевский скит считался одним из самых густонаселенных - здесь жили 13 монахов и около 20 работников. Во времена лагеря особого назначения на Муксалме была одна из лагерных командировок, после – здесь располагались аэродром и подсобное хозяйство Учебного отряда Северного флота. С конца 1950-х годов постройки скита не использовались и постепенно разрушались. С 2003 года монашеская жизнь в Сергиевском скиту возрождается. Пришло время отправляться назад, к тому же наш ботик уже заждался нас у причала. Заждался он настолько, что увяз в прибрежном песке. И увяз настолько, что только расположившимся на его палубе и внутренних помещениях туристам, пришлось вновь выходить на причал и «вручную» сталкивать ботик с мели. И вот он снова чувствует под собой глубину и прытко везёт нас обратно. По пути нас накрыл небольшой дождик. Пессимистически настроенные туристы тут же стали «пророчить» на завтра всевозможные погодные катаклизмы, однако дождь закончился также быстро, как и начался. Солнце вновь выглянуло из-за туч и осветило своими лучами древние стены Спасо-Преображенской обители. Завтра нас ждёт путешествие по внутренним озёрам и каналам Соловецкого острова и подъём на Секирную гору. |
Автор: | MosKVich [ 06 фев 2022, 00:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" "Беломорские просторы" 14.08.-27.08.2021 |
20 августа. Большой Соловецкий остров. День первый. Утро началось со слухов, которые стали расползаться по теплоходу ещё с вечера: мы не идём в Архангельск. Организационное собрание было назначено на вечер, но уже сейчас некоторые туристы строили самые немыслимые догадки: от сломавшегося теплохода до простого нежелания дирекции круиза (!) Оставив эти версии на теплоходе, мы отправляемся к Питьевому ( оно также называется Данилово) озеру. Отсюда начнётся наше путешествие по озёрно-канальной сети Большого Соловецкого острова.
Конечно, экскурсию по озёра и каналам можно было бы заказать и на теплоходе и почувствовав себя в роли «соловецкого гондольера», вкусить экстрима по полной программе. Но местные жители предлагают немного иной способ путешествия: на лодке, оборудованной электромотором. Ещё в Москве я связался с турфирмой «Соловецкими тропами» и очаровательная Анна организовала для нас тур «Соловецкая Венеция», а дополнительно предложила экскурсию на Секирную гору и возврат прямо к причалу – тур получался замечательным. В назначенный час мы стояли на берегу Питьевого озера и ждали нашего гида Ивана, который уже зарядил аккумуляторы и обустраивал посадочные места в лодке. Вода из Питьевого озера бурным ручьистым потоком поступает в Святое озеро у стен монастыря. Мы отправляемся в путь. Озёрно-канальная система Соловков была заложена игуменом Филиппом ещё в середине XVI века. При Филиппе 78 озёр были вручную соединены в единую систему каналами, вода по которым самотёком шла в Святое озеро – прямо к стенам Соловецкого монастыря. К началу XX века в Святое озеро стекала вода из 65 озер. Современная озерно-канальная система связывает около 240 озер и включает не только протоки и ручьи, но и настоящие каналы. По этим каналам и проходят туристические маршруты. Чернозобая гагара – типичный обитатель Соловков. Птица питается рыбой, поэтому чаще встречается на крупных озёрах. Озёра составляют примерно 10% площади Соловецкого архипелага. На Большом Соловецком острове их более 500. Озёра уникальны по своему виду и вряд ли найдутся два одинаковых озёра, однако их объединяет одно - эти озёра необычно живописны. Именно для того, что полностью прочувствовать чистоту этих озёр и нужно выбирать экскурсии на лодке с электромотором, чтобы не отвлекаться на греблю. К тому же с электромотором нам не страшны ни волны, ни ветер. Мотор работает неслышно. О его работе напоминает только плеск воды за кормой лодки. Густой лес вплотную подступает к воде. Местами деревья, склоняясь над водой создают причудливые природные навесы или даже тоннели. Непередаваемая красота и невероятная тишина. |
Автор: | MosKVich [ 06 фев 2022, 00:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" "Беломорские просторы" 14.08.-27.08.2021 |
На озере Средний Перт мы встретили группу наших туристов. Некоторые весело помахали нам, кто-то с интересом смотрел на коллег-туристов, однако на другой лодке. А один мужчина, словно барин, развалившийся на корме своей лодки, проплывая мимо спросил: «Чё, грести лень, что ли?» (сам он не был на вёслах). На что наш гид Иван остроумно заметил: «XXI век на дворе – вопросы решаем по-современному». Кстати, после возвращения на теплоход, несколько человек подошли ко мне и спросили где я «нашёл» лодку с мотором.
Иван – гостеприимный хозяин и при посадке угостил нас чудесной вяленой рыбкой и не менее чудесным чаем с морошковым вареньем. Разрушенный шлюз-регулятор между озёрами Щучьим и Кругло-Орловым. Щучье озеро А вот этот живописный залив, уходящий в леса, именуется «губа дураков». В длину губа более километра. И при этом она постоянно изгибается, поэтому тупик виден не сразу. Можно долго грести и только потом понять, что ты и стал тем самым дураком, в честь которого названа эта губа. Но у нас есть надёжный гид, который отлично знает маршрут и не даст заблудиться. Вдоль берегов канала попалось место, густо поросшее вереском и брусникой. Иван остановил лодку и собрал немного ягод в крышечку от термоса. |
Автор: | MosKVich [ 06 фев 2022, 00:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" "Беломорские просторы" 14.08.-27.08.2021 |
Большое Корзино озеро – последнее на нашем маршруте. Вот уже виден причал и УАЗик-«буханка» с нашим новым гидом Михаилом. С ним мы поедем на гору Секирную (или Чудову, как её называли раньше) – самую высокую точку острова. Мы прощаемся с Иваном, который принял новую группу туристов от Михаила, и отправляемся в путь уже по земле.
У подножья Секирной горы. Каменная плита, похожая на ту, что мы видели вчера на берегу моря. Здесь рассказывается легенда о Секирной горе. Подпись здесь та же «А.А.» - архимандрит Александр. Он был большим любителем увековечивать различные события на каменных плитах. Сейчас бы его назвали «PR-щиком» монастыря. Сознавая значимость для соотечественников истории Соловецкого монастыря, он, как бы материализовал события прошлого: во всех скитах и в монастыре устанавливались каменные плиты, на которых высечены надписи, увековечивающие исторические факты и легенды. Легенда гласит, что такое свое название гора получила после того, как на ней два ангела в образе «светозарных юношей» высекли, встретившуюся им, жену рыбака (добрые ребята), мешавшую монашескому уединению и служению Господу. Другая версия более прозаичная и исходит из того, что здесь рубили (секли) лес топором-секирой. Надпись на каменной плите: «На Чудову гору вход женскому полу возбранён по тому случаю, когда Преподобный Савватий и Герман жили на сем месте, рыболовы проживая летом с женами под горою, оскорбляли Преподобных, чтобы изгнать их из Острова. Перст Божий явил чудо. Ангелы в виде двух светозарных юношей изгнали рыболова жену прутьями из Горы: на крик ея пришел Препод. Савватий, коему жена сказала, что Ангелы, изгоняя её, говорили: Сей остров предназначен Богом для Иноков. Это чудо заставило рыболовов оставить Остров и благоговеть к Преподобным. А женский пол не бывает на этой горе по таинственному страху А.А. 1857». Валунная баня Об ужасах штрафного изолятора писать совсем не хочется. Но это история, какой бы она ни была. Попасть на «Секирку» во времена лагеря особого назначения, означало смерть. Тюремщики соревновались в изощрённых пытках, которым способствовали погодные условия и различные насекомые. Эта дорожка ведёт на кладбище жертв изолятора. Скит на горе был основан в ХIХ веке. Церковь Вознесения Господня (1862 г.) Уникальной особенностью этого храма является то, что на его куполе был установлен маяк, действующий до сих пор. Со смотровой площадки у храма открываются великолепные виды на северо-западную часть острова Мы возвращаемся к причалу. Экскурсия удалась на славу, за что огромное спасибо организатору Анне, «водному» гиду Ивану и «наземному» гиду Михаилу. Очень рекомендую обращаться в эту фирму в первую очередь, за экскурсией по озёрам и каналам. Если интересно, оставляю ссылку на группу ВК: «Соловецкими тропами». На теплоход пока рановато, поэтому можно сходить к монастырю и закупить архангельского мармелада. На острове проживает много разных красивых кошек разной степени пушистости и упитанности, однако их объединяет одно – местные котофеи не особо любят гладиться, даже за еду. А вот пофотографироваться – пожалуйста. Только не долго, а то и ужин можно пропустить. Классический соловецкий пейзаж с монастырём и лодкой. Теплоход «Александр Шабалин» у причала. Сразу вспомнились поездки двухлетней давности на этом теплоходе на Заяцкий остров и остров Анзер Вот и пришло время организационного собрания. К этому времени слухи превратились в информацию – в Архангельск мы точно не идём. Иолана подтвердила её, чем вызвала гнев группы туристов. Причины были озвучены следующие: первая – заявленные ВМФ, ракетные стрельбы в южной части Белого моря; вторая – резкое ухудшение погоды в ночь нашего планируемого ухода из Архангельска, что может нас задержать минимум на сутки. Замена была предложена, на мой взгляд, равноценная: завтра в первой половине дня, как и было запланировано, туристы едут смотреть Петроглифы, во второй половине дня – экскурсия в Беломорск. Кроме того, 24 августа будет организована стоянка в Петрозаводске с обычной экскурсионной программой и 12-часовой экскурсией в горный парк «Рускеала». Ну а наш теплоход по новому расписанию готовится в 21:00 отправиться в обратный путь. Завтра нас ждут посёлок Сосновец и город Беломорск. |
Автор: | MosKVich [ 18 фев 2022, 19:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" "Беломорские просторы" 14.08.-27.08.2021 |
22 августа. Сосновец - Беломорск. Ранним утром теплоход «Русь Великая» зашёл в Беломорско-Балтийский канал. В районе посёлка Шижня товарный поезд, проходивший по Шиженскому железнодорожному мосту, разбудил своим грохотом и гудком, наверное, полтеплохода. Теплоход же шёл по недвижимой зеркальной глади Канала, приближаясь к цели сегодняшнего дня – посёлку Сосновец.
Во время традиционной утренней прогулки, я вдруг заметил забавную опечатку на шлюпке А вот причал Сосновца и белоснежный автобус в ожидании туристов – после завтрака часть туристов отправится осматривать Петроглифы – древние высеченные на камне изображения. Им не менее 5-6 тысяч лет. А мы, с подсказки методиста теплохода – Фёдора, отправляемся в Сосновец смотреть плотину Маткожненской ГЭС и Маткожненский порог, запечатлённый в далёком 1916 году Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским. Итак, первое упоминание о посёлке Сосновец в Карелии относится к 1885 г. В 1931 г. близ Сосновца было начато строительство Беломорско-Балтийского канала, а в посёлке расположили один из лагерей ГУЛАГа. Во время Великой Отечественной войны Сосновец оказался в прифронтовой зоне. Здесь располагались воинские части, был организован аэродром. Сюда эвакуировали детей из петрозаводского Дома малютки. После войны в Сосновце была построена ГЭС, организовано рыбное хозяйство и лесозаготовительное предприятие. Причал хоть и находится на территории Сосновца, до самого посёлка мы отправились пешком. По пути несколько человек из местных жителей, спрашивали нас что за теплоход пришёл и долго ли стоим (потом я видел их на причале, уже в качестве торговцев). Своего рода сосновецкий МФЦ: с этой стороны вход в местное отделение полиции, главный вход – сельская администрация, с другой стороны – вход на почту. Памятник Сергею Мироновичу Кирову. Киров сыграл значительную роль в развитии северных земель нашей страны. Поэтому памятников Сергею Мироновичу здесь больше чем, даже, памятников Владимиру Ильичу. Братская могила советских воинов. Здесь похоронены 18 советских солдат, погибших при обороне подступов к г. Беломорску на лехтинском направлении в 1941—1944 гг., а также умерших от ран в госпитале, размещавшемся в Сосновце. Рядом с Братской могилой в 2009 г. построена Всехсвятская церковь, правда её позиционируют, как храм-памятник строителям Беломоро-Балтийского канала. Здесь же в тенистом зелёном сквере обнаружились две скульптурные группы: Мать с детьми и Три девушки. Первую скульптуру я заметил не сразу, так как она заросла кустами, но судя по выражению лица Матери, то она от чего-то защищает своих детей. Вторая же скульптура более понятная: три девушки-подружки символизируют Дружбу народов Советского Союза, Китая и Индии. Местный обитатель Р. Нижний Выг в своём новом русле, образованном Маткожненской ГЭС Здание Маткожненской ГЭС |
Страница 2 из 4 | Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ] |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |