Чистопрудный бульвар.
Местность, занимаемая бульваром, известна с XVI века, когда здесь обосновались скотобойни — «Животинный двор», позже «Государев боевой двор». Мясная торговля дала имя прилегающей Мясницкой улице, а её отходы, сбрасываемые в ближайшее болото, или «Поганый пруд». Из болота вытекал ручей Рачка, протекавший на юг и впадавший в реку Москву в районе Москворецкой набережной где сейчас стоит бывший Императорский воспитательный дом.
В течение XIX века застройка бульвара чётко разделялась — внутренняя сторона была застроена двухэтажными домами знати и казёнными учреждениями, внешняя — одноэтажными домами победнее. В конце века бульвар застроен трёх-четырёхэтажными доходными домами; в 1945—1952 большинство этих домов были надстроены до шести-семи этажей с сохранением общего архитектурного облика.
На месте дома 12а (здание Кожсиндиката) в 1912 году был выстроен деревянный павильон «Бородинской панорамы». Само полотно Франца Рубо было вывезено с Чистых прудов в 1915 году, а павильон простоял до 1918 года.
Памятник Александру Сергеевичу Грибоедову первым встречает нас на Чистопрудном бульваре. Про этого выдающегося человека можно долго говорить, поэтому скажем только самое главное. Замечательный русский драматург, талантливый поэт и дипломат, композитор (даже сохранилось два «Грибоедовских вальса»), пианист. Статский советник (1828).
Грибоедов известен как "homo unius libri" (лат. писатель одной книги) блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых.
Самые известные изображения Грибоедова, это собственно, этот памятник, портрет работы Ивана Крамского и фигурка Александра Сергеевича на памятнике "1000-летие России" в Великом Новгороде.
Ещё один символ не только Чистопрудного бульвара, но и, пожалуй, всей Москвы - трамвай "А", или Аннушка.
Первоначально маршрут № А появился в Москве в 1911 году и был кольцевым. Основной трассой его следования было Бульварное кольцо, которому он и обязан названием (второе название Бульварного кольца — «кольцо А»). Кольцо замыкалось по Пречистенской, Кремлёвской и Москворецкой набережным, а также по Соймоновскому и Устьинскому проездам. Маршрут много раз сокращали, даже закрывали. Современный маршрут проходит от станции метро "Чистые пруды" до Калужской площади.
Церковь Архангела Гавриила, или Меншикова башня.
Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова. Авторами проекта в современных изданиях называют Ивана Зарудного, предполагают участие Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля. Церковь функционировала только летом. Зимние богослужения проводились в построенной рядом церкви Фёдора Стратилата.
Церковь Фёдора была построена по заказу Г.З.Измайлова (члена московской масонской ложи). В это время восстанавливалась церковь Архангела Гавриила; она восстанавливалась без колоколов. Церковь Федора Стратилата была теплой и "под колоколы".
Храм выстроен в классическом стиле (арх. И.В.Еготов). Однако его композиция согласована с "Меншиковой башней". Само здание было прямоугольное, с портиком, но венчала его башнеобразная композиция: сначала купол с люкарнами, а на куполе - стройная башня "звона". Восточная и западная части здания зрительно воспринимались как "постамент" Меншиковой башни. Единственный вход был по центру уличного фасада, а портик играл роль крытой паперти. Окна были помещены в стрельчатые ниши.
В 1947 году церковь Фёдора Стратилата и Меншикова башня были переданы Антиохийскому подворью.
Этот дом при Московском почтамте был заложен в мае 1895 года по проекту архитектора А. Попова. Строительство обошлось в 23 тысячи рублей. Главный фасад, выходящий на Чистопрудный бульвар, выполнен с использованием элементов древнерусского зодчества: колонн, капителей, ромбовидных вставок, кокошников. Первоначально кирпич был неотштукатурен, позднее его стали красить. В здании разместился "Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства". Во дворе дома в 1913 году находилась ветеринарная лечебница А. А. Петрова. В одной из квартир в 1929 году жил Александр Васильевич Свешников, бывший тогда хормейстером Второго МХАТа. Потом в здание переехала ведомственная поликлиника Московского почтамта.
Дом знаменитой актрисы Малого театра Гликерии Николаевны Федотовой. Здесь она проживала с 1917 до 1925 года.
Дом был построен в 1880х годах по проекту архитектора Александра Гаудринга. Сейчас там расположено посольство республики Казахстан.
Памятник Абаю Кунанбаеву. Казахскому поэту, философу, композитору, просветителю, мыслителю, общественному деятелю, основоположнику казахской письменной литературы и её первому классику, реформатору культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама.
Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал против рабского положения женщины в долине. Выступал против социального зла и невежества. Сатирические стихи «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889), «Кулембаю» (1888) наполнены критикой социального положения в казахских племенах. Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии; новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэм «Масгуд» (1887) и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах восточной классической литературы.
Этот памятник был торжественно открыт 4 апреля 2006 года.
Фонтан "Поющий журавль". Среди каменных валунов и потоков воды стоит грациозный журавлик и поёт свою песню. Вокруг фонтана есть множество скамеек, которые никогда не пустуют. Сидя у этого фонтана, можно насладиться шумом воды, а может быть и услышать песню этого самого журавля.
Здание театра «Современник» построено в стиле неоклассицизма с элементами модерна в 1912—1914 гг. архитектором Р. И. Клейном для кинотеатра «Колизей». После реконструкции здание в 1970-х гг. передано драматическому театру «Современник». Впоследствии здание реконструировал известный архитектор Евгений Викторович Асс.
C 1699 угловое владение у Мясницких ворот принадлежало А. Д. Меншикову, построившему в глубине двора Меншикову башню. Мясная торговля на Мясницкой была свёрнута в 1710, а в 1723 и бойни были выведены подальше от дома Светлейшего. Он же и приказал в 1703 вычистить пруд, загрязнённый отходами мясной торговли, который с тех пор стал называться Чистым. В обиход вошло название Чистые пруды, хотя пруд только один.
Это доходный дом хлеботорговца Ф.С.Рахманова был построен в 1898—1899 годах архитектором Петром Дриттенпрейсом. Он был одним из первых доходных домов Москвы в стиле модерн. Имеет очень разнообразный лепной декор: лепные женские и мужские маски, обильную флору (листья лавра, плоды в розетках листьев), ленты, бантики, полоски. В углах постройки между лопатками находятся скульптурные женские головки, потупившие взор.
В этом доме жил скульптор И. Ф. Рахманов, который в первые годы после революции принял активное участие в украшении Москвы новыми памятниками и мемориальными досками.
Выходя на Покровку, нам встретился ещё один "транспортный" символ Чистых прудов. Трамвай 39го маршрута.
Протяжённость маршрута составляет 14,7 км от станции метро "Чистые пруды" до станции метро "Университет". Это один из самых длинных маршрутов Москвы.