Пройдя Лаврушинский переулок мы выходим к пешеходному Лужков мосту. Мост открыт в середине 1994 года и выглядит как однопролётная арка (инженер А. О. Хомский, архитекторы Т. В. Астафьев, Г. И. Копанс). По официальной версии название моста связано с Царицыным лугом — давшим название всей местности, где сейчас расположена Болотная площадь. На самом мосту установлены "деревья любви" - композиции в виде дерева, специально предназначенные для того, чтобы молодожёны или просто влюблённые люди вешали на неё замки, символизирующие крепость отношений. Первая партия деревьев недавно переехала на набережную, т.к. места на них уже не осталось и своим весом они стали прогибать мост, на их месте установлены новые "деревья".
С моста открывается замечательный вид на гостиницу "Балчуг" и "Балчуг Плаза", а так же на плавающие фонтаны.
Первые фонтаны появились здесь в 1995-м году. В 2006-м вместо простых высоких струй на водной глади появились замысловатые кусты.
Памятник И. Е. Репину по проекту М. Г. Манизера установлен в 1958 году близ Третьяковской галереи, на площади, когда-то носившей имя великого русского живописца. В настоящее время площадь именуется Болотной.
Скульптор запечатлел выдающегося художника в творческой обстановке. В руках Ильи Ефимовича кисти и палитра, вдохновенный взгляд словно ищет новый образ для пустого холста. Краски и талант художника обязательно превратят простой кусок материи в настоящее произведение искусства! Памятник открыт в 1958 году.
От памятника Илье Ефимовичу видна колокольня Ивана Великого в Кремле - некогда самое высокое строение Москвы.
Репинский, или Болотный фонтан. Установлен в 1948 году. Название "Болотный" (официальное, кстати) не прижилось, поэтому москвичи называют его "Репинским", по названию сквера. Чаша фонтана выполнена из переплавленных немецких орудий.
Перейдя на другую сторону улицы, мы видим овеянный легендами "Дом на набережной". Во время переноса в 1918 году советской столицы в Москву было переведено большое количество госслужащих. Поначалу их расселили в так называемых домах Советов (гостиницы «Националь», «Метрополь»), однако жилой площади постоянно не хватало.
24 июня 1927 года было принято решение о начале строительства дома для ответственных работников, которое продлилось до 1931 года. Жильцами дома стали главным образом представители формировавшейся советской элиты: учёные, партийные деятели, Герои Гражданской войны, Социалистического Труда и Советского Союза, старые большевики, выдающиеся писатели, служащие Коминтерна, герои войны в Испании.
Дом на набережной был построен по проекту Бориса Иофана на месте, где до этого находились винно-соляные склады, что нашло отражение в архитектуре его внутренних дворов. За ходом строительства следил лично Алексей Иванович Рыков. По первоначальному проекту дом должен был быть красным, как и Кремль. 12-этажный дом на набережной с 505 квартирами (24 подъезда) стал одним из самых крупных домов в Европе.
Дом включал в себя клуб (сейчас это Театр эстрады), кинотеатр на полторы тысячи мест, спортзал, универмаг, прачечную и амбулаторию, сберкассу и отделение связи, детский сад и ясли. В столовой жители дома бесплатно (по талонам) получали готовые обеды и сухие пайки. Мебель в доме была унифицирована: стулья, столы, буфеты и прочее имели бирки инвентарных номеров. Жильцы, въезжая, подписывали акт приемки, в котором учитывалось всё — от шпингалетов до крышки унитаза.
Подъезд дома № 11 — нежилой, в нем нет ни квартир, ни лифтов. Предполагается, что отсюда или прослушивали квартиры жильцов других подъездов, или за стенами скрыты некие тайные помещения. В 30е годы сюда часто приезжал «воронок». Едва ли не каждый третий был репрессирован или покончил с собой. В народе это здание прозвали «домом самоубийц». Говорят, до сих пор призраки возвращаются в свои квартиры и бродят по лестницам и коридорам... Новые владельцы элитного жилья пробуют освящать, но говорят, что даже это не помогает.
Кстати, Дом построен на месте болота и пустыря, на котором происходили массовые расправы над осужденными (именно здесь был публично казнен Емельян Пугачев). Тут же располагались пыточные Малюты Скуратова, соединенные подземными ходами с Кремлем...
Палаты Аверкия Кириллова — редкий образец частного жилого строительства второй половины XVII — самого начала XVIII веков. В 1525 году эти земли перешли в царское владение. Впрочем, очень скоро они были пожалованы некоему Кириллу — основателю рода Кирилловых. Дошедший до наших дней ансамбль сложился уже при его внуке — думном дьяке Аверкии Кириллове — в 1656—1657 годах. Наружный декор самих палат чрезвычайно разнообразен и сложен. Каждый из двух ярусов дома венчается сложным карнизом с поребриком, на окнах — пышные наличники, стена дробится многочисленными вертикальными тягами: лизенами, пилястрами и полуколоннами. Использование цветных изразцов только усиливает общее впечатление нарядности и пышности.
Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке. Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь. В 1650-е годы Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела — Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В 1820-е годы была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 году.В 1930-е Б. Иоффе, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. Сейчас храм возвращен верующим.
Доходный дом З.А. Перцовой построен архитекторами Николаем Жуковым и Борисом Шнаубертом в 1905—1907 по эскизам художника Сергея Васильевича Малютина, автора русской матрешки. Здание включает в себя объем ранее существовавшего здесь строения (центр фасада, обращенного к площади), т. е. авторы реконструировали старую застройку участка, а не возводили новое здание с нуля.
В подвале с 1908 по 1912 год размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: Василий Качалов — в роли циркового борца, Ольга Книппер-Чехова — парижской шансонетки, Владимир Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, Константин Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии».
Самая, пожалуй, известная панорама с Патриаршего моста.
Дорога к Храму - Патриарший пешеходный мост. сооружен по проекту архитектора Михаила Посохина, художника Церетели (ну куда ж без него-то) и инженеров А. Колчина и О. Чемеринского. Отличается необычной ферменной конструкцией несущего пролета. В целом сооружение стилизовано под традиционную архитектуру мостов XIX века. В полотно моста встроены светильники, создающие оригинальное освещение. Незабвенный мэр Юр Михалыч на открытии моста предложил назвать его "Кружевным" из-за оригинального узора ограды. Здесь же и появилась традиция молодожёнов цеплять замкИ к ограде моста. По началу явление носило стихийный характер и замкИ спиливались, а потом руководство ГорМоста повесило предостерегающую табличку, что "прочность замка не влияет на прочность отношений" и замки вместе с традицией переехали на Лужков мост. В 2008 мост назвали Патриаршим (в честь Алексия II). О самом Храме сказано столько, что комментарии будут излишни.
Вот уже и площадь Пречистенские ворота. На площади установлен памятник немецкому философу Фридриху Энгельсу. Широкоплечая фигура мыслителя со скрещенными на груди руками выполнена из бронзы и возвышается на красном гранитном постаменте кубической формы. Она стоит в центре круглой каменной площадки, от которой полукругом разбегаются ступени парадной лестницы.
Дом с рюмкой (или под рюмкой). Доходный дом купца Я. М. Филатова 1907-1909 года постройки (архитекторы - В.Е.Дубовской, Н.А.Архипов, Э.К.Нирнзее). По легенде забухал наш купец. Да так, что промотал половину своего состояния. Проснувшись однажды, он вдруг понял, что "се не есть хорошо" и зарёкся пить. А в ознаменование победы над зелёным змием он построил дом и повелел выполнить крышу в виде перевёрнутой рюмки.
Вот на такой оптимистической ноте позвольте и закончить нашу "кругосветку". Благодарю Вас всех за терпение, познавательные (или просто приятные) комментарии, а главное, за внимание! До новых путешествий!