1 мая в 10:00 от причала «Марьино» на теплоходе типа «Москва» проекта Р-51Э «Москва-170» я отправился вверх по течению Москвы-реки — самой большой и самой «безпробковой» улице Столицы.
Братеевский мост — первый на маршруте. Это автодорожный мост, связывающий район Марьино и район Братеево Москвы. Построен в 1989 году.
Очередную партию пассажиров забираем на бетонном причале напротив дома 33 по Батайскому проезду.
На противоположном (правом) берегу Москвы-реки видна улица Борисовские пруды. Дома с 11 по 29.
Встречаем однотипный с нашим теплоход «850 лет Москве» Столичной Судоходной Компании.
Сабуровские железнодорожные мосты в Москве — расположены между платформами «Перерва» и «Москворечье» Курского направления МЖД.
На левом берегу Москва-реки раскинулось Курьяновское плодоовощное объединение.
Причал «Курьяново».
Музей-заповедник «Коломенское». Народу в этот ранний час еще нет, но доблестная милиция уже начеку.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии. Передние ворота — сохранившиеся главные ворота Государева двора в селе Коломенском, построенном для царя Алексея Михайловича Романова.
Тележки для подъема/спуска на воду малых судов.
Впереди шлюз №10 канала им.Москвы. Капитан нашего теплохода наблюдает за ним в бинокль.
Ворота шлюза открылись и мы заходим в камеру шлюза.
Процесс закрытия ворот нижнего бьефа шлюза №10 под контролем.
По верхней части ворот проходит пешеходный мостик, связывающий поселок Шлюзы Перервинского гидроузла с Нагатинским затоном. При закрытых воротах по этому мосту идет людской поток в обоих направлениях.
Я первый раз был свидетелем процесса шлюзования теплохода типа «Москва». Всего один швартовый связывал наш теплоход со стенкой камеры шлюза. Корму носило из стороны в сторону. Благо мы всего одни были в шлюзе.
Потоки воды наполняют камеру шлюза.
Уровень воды все выше и выше. Уже Коломенское показалось за воротами нижнего бьефа. Также стал виден ОНЦ РАМН имени Н.Н.Блохина. Здание Центра, если посмотреть на него сверху, похоже на бабочку с распростертыми крыльями — рисунок среза серого вещества спинного мозга.
Всё. Камера заполнена. Мы поднялись на 6 метров. Можно идти дальше. На поверхности остается пена, которая возникает из-за бурлящих процессов при наполнении камеры шлюза.
Удаляясь от шлюза, меняется перспектива. Здание ОНЦ РАМН кажется все выше и выше.
Входим в акваторию Южного порта.
По левому берегу причал «Печатники».
Южный порт.
Теплоход «Коломенский штандарт» 785 проекта, 1953 г. постройки. Бывший «Узбекистан». Используется в качестве плавучего ресторана.
Нагатинский затон. «Яхты в целлофане».
Кожуховский затон. Видна улица Трофимова. Слева на фото дом 16 общежитие ООО «ЗИЛ-СБО» с метеорадаром на крыше. Справа хирургический корпус ГКБ 53.
Входим в Нагатинское спрямление. Спрямительный канал протяженностью 3,5 км и шириной 170 м для прохода судов. Проложен по Новинковскому и Нагатинскому рукавам реки Москвы. Судоходство открыто 20 августа 1968 года. Здесь расположен Южный речной вокзал. У Южного речного вокзала пришвартован теплоход «Федор Ушаков».
Причал «Кленовый бульвар». Тут мы делаем очередную остановку.
Мимо нас проходит речной трамвайчик «Сударыня». Двухпалубный теплоход типа «Москвич», длина 27 м, ширина 5. Прекрасно подходит для проведения различных праздников и вечеринок, может причаливать носом. Проведена полная реновация в 2007 году.
Оживленный трафик.
Нагатинский метромост — совмещенный мост, по которому проходит перегон между станциями «Автозаводская» и «Коломенская» Замоскворецкой линии Московского метрополитена и автомобильное полотно проспекта Андропова.
Вагон метро 81-717/714 «номерной» на Нагатинском метромосту.
Залив старого русла реки Москвы.
Химико-Фармацевтический завод (бывший завод имени Л.Я. Карпова) «Ферейн». Второй производственный корпус.
Брынцалов выводит свой фармацевтический бизнес в Подмосковье и приступает к реализации нового грандиозного проекта «Нагатино-Сити» на пересечении Варшавского шоссе и Нагатинской улицы.
Варшавское шоссе, 41. Бизнес-центр «Ферейн».
Международный почтамт. Специфика работы почты такова, что, например, посылка, отправленная из Саппоро в Южно-Сахалинск, сначала непременно попадет сюда, на Варшавку 37.
Причал комбината «Мосинжбетон» на Нагатинской набережной.
Кожуховский (Новоданиловский) мост Московской окружной железной дороги.
Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора.
Московская государственная академия водного транспорта (МГАВТ).
Автозаводский мост, за ним ЗАО «Мостранссклад» – филиал № 2 (Варшавский).
Московский городской арбитражный суд.
Управление Федеральной налоговой службы (УФНС) и Управление Федеральной регистрационной службы (УФРС) по Москве.
Бывшая Карандашная фабрика имени Л.Б.Красина.
Заводоуправление ЗИЛа.
Шуховская башня.
Даниловская набережная, корпуса домов №6.
На левом берегу Москва-реки находится Московская нефтебаза (участок №3) (бывшая Ленинская нефтебаза), а на правом пожарный причал.
Пожарное судно «Надежда».
Пожарно-спасательное судно «Полковник Чернышев», названное в честь погибшего 21 марта 2010 года на пожаре главы столичной службы пожаротушения Евгения Чернышева.
Пожарный катер имени генерал-майора внутренней службы В.М.Максимчука (место постоянной стоянки).
Максимчук Владимир Михайлович - начальник оперативно-тактического отдела Главного управления пожарной охраны Министерства внутренних дел СССР, генерал-майор внутренней службы. В 1986 г. был руководителем всех привлеченных к ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС сил пожарной охраны.
Тренировочные площадки «Торпедо», стадион им.Эдуарда Стрельцова.
Сборщик плавмусора.
Продолжаем путешествие по Москве-реке вверх по течению на теплоходе «Москва-170».
Новоспасский мост.
Трехпролетный стальной балочный мост через Москву-реку, соединяющий район Павелецкого вокзала по Кожевнической улице с площадью Крестьянская застава по 3-му Крутицкому переулку. Один из двух (наряду с Бородинским) старейших мостов на реке Москве.
Восточное устье Водоотводного канала. 1-й Шлюзовой мост.
Деловой комплекс «Риверсайд Тауэрз», «Свиссотель Красные Холмы», Московский международный дом музыки.
Большой Краснохолмский мост.
Сооружен в 1938 г. через реку Москву на Садовом Кольце и соединяет Таганскую площадь с улицей Осипенко. Сохраняет имя существовавшего здесь ранее старого Большого Краснохолмского моста, построенного в 1872 г. Красным Холмом назывался высокий левый берег Москвы-реки. Авторы проекта моста 1938 г. - инженер В.М. Вахуркин и архитектор В.Д. Кокорин. Перестроен (реконструирован) в 2006-2007 году.
Штаб Московского военного округа.
Малый Устьинский мост, устье реки Яузы.
Высотное здание на Котельнической набережной, Большой Устьинский мост, причал «Устьинский мост».
Яхта-ресторан «Фердинанд» на фоне ГЭС-1 имени П.Г.Смидовича.
Храм Василия Блаженного.
Большой Москворецкий мост.
Большой Кремлевский дворец.
Московский Кремль.
Большой Каменный мост.
«Дом на набережной». Театр Эстрады на Берсеньевской набережной.
Храм Христа Спасителя.
Патриарший мост (пешеходный).
Кондитерская фабрика «Красный Октябрь».
«Президент-Отель».
Памятник Петру Первому. «В ознаменование 300-летия Российского флота».
Плавучая гостиница «Валерий Брюсов».
Крымский мост.
Сборщик плавмусора.
Теплоход Москва-кафе «Аврора» на фоне ЦПКиО.
Макет орбитального корабля «Буран».
Как только не разукрашивают теплоходы типа «Москва». Теплоход «Князь Юрий».
Андреевский (Пушкинский) мост (пешеходный).
Теплоход «Москва-59».
Новоандреевский автодорожный мост.
Здание Президиума Российской академии наук (РАН). «Золотые мозги».
Спорткомплекс «Дружба».
Лужнецкий метромост. Станция метро «Воробьевы горы».
Большая спортивная арена Олимпийского комплекса «Лужники».
Лыжный трамплин на Воробьевых горах.
Капитан теплохода «Москва-170».
Главное здание Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Алкоголь и сигареты на борту теплохода не продают, но можно брать с собой в любых количествах.
Подавляющее большинство пассажиров воспользовалось этой возможностью и всю дорогу уничтожало свои запасы. Прошло уже более пяти часов с начала поездки.
Вот, отравленный алкоголем детский мозг тянет туловище поближе к воде и винтам.
Маршрут Марьино — Кленовый бульвар — Новоспасский мост — Крымский мост — Троице-Лыково — Строгино — Красногорск (Нижнемякиниская пойма) — Строгино — Серебряный бор-2 — Троице-Лыково необычен, как по протяженности, так и по времени — более 9 часов.
Продолжаем путешествие.
Бережковский мост.
Лужнецкий (Новый Краснолужский) мост.
При строительстве Третьего транспортного кольца старый мост переместили баржами на более чем два километра вверх по течению, а на его месте были выстроены Бережковский автомобильный и Лужнецкий (Новый Краснолужский) железнодорожный.
В снятом в 1984 году советском телесериале по одноименному роману Юлиана Семенова «ТАСС уполномочен заявить...» советник посольства США Роберт Лунс закладывает шпионский контейнер, поднявшись на Краснолужский железнодорожный мост.
ТЭЦ-12 ОАО «Мосэнерго». Сюда первый раз в фильме упала «Черная молния».
Ресторан-теплоход «River Palace».
Киевский вокзал.
Пешеходный мост им. Богдана Хмельницкого («Киевский»). Это переехавший на новое место Старый Краснолужский мост.
Бородинский мост.
Смоленский метромост в Москве — однопролетный стальной балочный метромост через Москву-реку, соединяющий станции Смоленская и Киевская Филевской линии Московского метрополитена. Является старейшим метромостом в России. Движение поездов до станции Киевская открыто 20 марта 1937.
Правительство Москвы. Бывшее здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Дом Правительства Российской Федерации.
Новоарбатский мост.
Radisson Royal Hotel Moscow (гостиница «Украина»).
Здесь гнездо флотилии (5 шт. яхт-ресторанов) Radisson Royal Hotel Moscow.
Яхта-ресторан «Капелла» и «Бон Вояж».
Гостиница Crowne Plaza Moscow World Trade Centre.
Теплоход «Александр Блок».
«Москва-Сити».
Комплекс «Imperia Tower» «Москва-Сити».
«Москва-Сити».
Торгово-пешеходный мост «Багратион», «Башня 2000».
Дорогомиловский железнодорожный и автодорожный мост.
«Москва-Сити».
Белорусский (Филевский) железнодорожный мост.
Западный грузовой порт, построен одновременно с каналом Москва–Волга в 1937 году.
Грузовой причал Мелькомбината № 4. Зерноприемник с зернопроводом, принимающий зерно с барж и передающий его в мелькомбинат по подземному тоннелю.
Напоминает фантастических железных пауков.
Шелепихинский мост.
Причал Западного порта.
«Речной трамвайчик» «М-70» судоходной компании «Алина».
Причал силикатного завода.
Впереди Карамышевское спрямление и шлюз №9 с Карамышевским мостом.
По берегам Москвы-реки в это время уже много отдыхающих москвичей.
Отдыхающие 1 мая 2010 года жители Хорошево-Мневники.
Какая продуманная защита от дождя! Опытные отдыхающие.
Входим в шлюз. Работник шлюза №9 разглядывает теплоход «Москва-170».
Этот шлюз интересен тем, что в средней части имеются шлюзовые ворота, позволяющие проводить шлюзование половиной камеры, например для маломерных и небольших судов.
Движение судов и составов по Москве-реке от шлюза № 9 до Южного порта осуществляется под управлением капитана или первого штурмана. На реке Москве от Западного до Южного порта допускаются к плаванию составы, имеющие максимальный габарит по высоте 8,6 метра. Одиночные суда на этом участке могут иметь максимальный габарит по высоте 8,8 метра, при условии движения их под мостами строго по осевой линии пролета моста, с обязательным получением путевой информации и фактическом горизонте воды. На остальных участках р. Москвы допустимые габариты по высоте:
шлюз №8 — Спасский мост — Павшинский причал — 10 м;
шлюз № 10 — Сабуровский мост — устье реки Москвы — 10,5 м.
Все вышеприведенные высотные габариты приведены от НПУ в пределах судоходной полосы пролета моста.
*НПУ — Нормальный подпорный уровень - наивысший проектный подпорный уровень верхнего бьефа, который может поддерживаться в нормальных условиях эксплуатации гидротехнических сооружений.
В самом начале поездки на борту пропало электричество. В буфете нельзя было заказать чай и кофе. Стояли минут 40 на «Кленовом бульваре», ждали когда привезут какие-то штуки для починки электрооборудования. В итоге электричество появилось и мы отправились дальше.
Столько времени пробухать на теплоходе — не всякий выдержит. Например, один огромный мужик, звоня кому-то по телефону, на весь салон теплохода жаловался, что его все бросили и потом начал просить открыть ему переднюю дверь, типа, он там на носу теплохода постоит и прыгать в воду не будет. Аниматор ему вежливо отказал.
Перед самой пристанью «Троице-Лыково» теплоход сел на мель. Ощущение было странное — плавное, но очень быстрое и неестественное торможение хода теплохода. И все, стоим. Слезли с мели довольно быстро.
Тут я решил не продолжать поездку (да и дела еще были) и сошел с борта теплохода.
Поездка от Мегафлота по маршруту Марьино — Кленовый бульвар — Новоспасский мост — Крымский мост — Троице-Лыково — Строгино — Красногорск (Нижнемякиниская пойма) — Строгино — Серебряный бор-2 — Троице-Лыково была насыщенной и интересной. Такое «путешествие на целый день» можно рекомендовать компаниям друзей. Только не переусердствуйте со спиртным:)