Художественный музей в Астрахани
Стоянка в Астрахани небольшая: от "после обеда" и до 20 часов, поэтому выбрано первоочередное -- Догадинская картинная галерея, куда и проехали, взяв такси (можно было и пешком, это примерно с полчаса без остановок, но не хотелось перед художественным музеем утомляться шумом города). Музей расположен в конце улицы Свердлова (ранее Большая Дмитровская)
Замечательная постройка -- дом купца Ивана Николаевича Плотникова начала XX века, здесь и классицизм, и ампир, и элементы модерна. Дальнейшая история и дома, и его хозяина -- увы! -- типична (
http://www.rai77.ru/viewtopic.php?f=19&t=241):
... роскошный трехэтажный особняк построил для себя и своей семьи астраханский купец, меценат, городской голова Иван Николаевич Плотников. Строил несколько лет, с особым усердием, уделяя внимание каждой детали. Так появились просторные залы, изысканные печи, камины, а во дворе — два двухэтажных флигеля. Но долго жить в этом доме семье Плотникова не было суждено. В 1917 году грянула революция. Счастливая и спокойная жизнь закончилась. Многие здания в городе стали отдавать под «нужды государства». На время Плотникову удалось сохранить свой особняк, но в августе 1921 года новой властью было решено открыть здесь картинную галерею. А хозяев — самого купца, его жену, дочку и внучку — переселили на чердак. Некогда богатейшая семья города выживала, выполняя подсобные работы: топили в доме печи, убирали комнаты, подметали двор. За это получали скудный паек. А ведь глава этой семьи оставил Астрахани роскошное здание драматического театра, вкладывал средства в строительство общественных заведений, храмов...
Но главная трагедия семьи Плотниковых случилась через несколько лет. В середине 1920-х годов бывшего городского голову, почетного гражданина Астрахани Ивана Николаевича Плотникова расстреляли.
Значительная часть фондов Музея расположена именно здесь (ул. Свердлова, 81; телефон: (8512)51-64-09; факс: (8512)51-11-21; E-mail:
dogadinka@yandex.ru http://astr24.ru/company3697.html ), в том числе и в двухэтажном флигеле дома (западноевропейское искусство: живопись, графика, фарфор, гравюрный и восточный кабинеты). Но у Музея имеются ещё филиалы, в том числе и по той же улице Свердлова:
«Дом-музей Б.М. Кустодиева» (ул. Свердлова,68 / Калинина,26, т. 51-16-29);
«Дом–музей В. Хлебникова» (ул. Свердлова, 53, т. 22-64-96);
а также «Дом купца Г.В. Тетюшинова» (Коммунистическая, 26/ Раскольникова, 9, 45-60-44):
но это чудо деревянного искусства, постройка последней трети XIX века, тоже находится недалеко: искомая Коммунистическая пересекает улицу Свердлова (если идти от Волги по Свердлова, то надо свернуть налево и на мост), по мосту перейти Воложку, а уж там, на той стороне, через квартал и будет улица Раскольникова.
В основе галереи находится коллекция инженера Павла Михайловича Догадина, из семьи астраханских купцов; он передал властям свою коллекцию (более чем 130 произведений русской живописи и графики; автографы исторических деятелей, писателей, музыкантов, семейная библиотека) вместе с домом. Культпросветотдел Астраханского губисполкома, приняв произведения искусства, занялся созданием художественного музея, который и был открыт 15 декабря 1918 года под названием «
Картинная галерея и музей Совета Профессиональных Союзов Астраханского края имени основателя П.М. Догадина». С 1918 по 1921 год галерея размещалась в доме Догадина, а затем была перемещена в дом И.Н. Плотникова.
Основная коллекция на третьем этаже. Я уже был в этом музее в шестидесятые годы; помнится, он произвёл тогда на меня своей коллекцией авангарда сильное впечатление. Кстати, и сегодня тоже.
Но по порядку
В освещённых солнцем залах (кстати, великолепен залитый солнцем "фонарь" над подъездом дома): Рокотов (несколько портретов), Боровиковский, Венецианов, Беггров, МК Клодт, «Ночь на Днепре» Куинджи, женские портреты Неврева, Саврасов (своего рода вариант типа на подступах к «Грачи прилетели»); традиционная «Ока» Поленова; Шишкин в стандарте соснового леса и из подмосковных полей,
Исаак Ильич Левитан «Ненюфары» (1895):
Вроде бы совсем не традиционного для стиля Левитана картина.
Много этих водяных лилий на картинах Клода Моне, но до Левитана им куда как далеко!
======================
Михаил Васильевич Нестеров «Над Волгой».
Не сфотографировал — увы! — а репродукции в сети неважные (а на живой картине в глазах женщины такая пронзительная, но светлая! -- печаль); это один из традиционных для Нестерова сюжетов, вот своего рода парафраз этого сюжета (Волга и женская судьба):
Это «
Вечер на Волге. Одиночество».
Обе репродукции заимствовал вот здесь --
http://art-nesterov.ru/gallery.php, там ещё 132 картины Михаила Васильевича, да ещё его же воспоминания --
http://art-nesterov.ru/memory.php =========================
Сергей Васильевич Малютин (1859—1937) «
Портрет Гиляровского» 1915 года. Малютин в десятые годы прославился как портретист, пишущий в стиле с элементами модерна; в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества возглавил портретный класс, которым до этого руководил В.А. Серов.
А вот деталь этого замечательного портрета:
Крайне выразительно! Но лучше обратимся к текстам профессионалов (Е. Киселёва,
http://www.booksite.ru/fulltext/ihu/doj/niky/1.htm):
Прослышав про работу Сергея Васильевича Малютина над портретом В.А. Гиляровского, И.Е. Репин писал Владимиру Алексеевичу: «Очень радуюсь, что С.В. Малютин пишет с Вас портрет масляными красками. Еще недавно достаточно восхищавшись одним из его работы портретов пастелью, я пожалел, что это была не живопись — ведь он самый первостепенный живописец и его широкая манера в живописи — единственная. Авось и мне когда-нибудь посчастливится быть написанным его сочными кистями, его своеобразными, глубокими, хотя и очень скромными тонами. А Вас я поздравляю!».
Киселёва: "
Сам В.А. Гиляровский очень любил этот портрет. Живое, выразительное лицо смотрит на нас с портрета. Добрые и проницательные глаза пристально вглядываются в зрителя, как бы желая спросить: «А ну-ка, покажись, что ты за человек?» По-казацки сдвинутая на правое ухо мерлушковая папаха подчёркивает волю и удаль седоусого казака, сохранившего черты своих предков — выходцев из Запорожья. Сила и уверенность чувствуются во всей могучей фигуре В.А. Гиляровского. В спокойно опущенной на колени руке лежит табакерка — спутница всей его жизни, — о которой сам писатель сказал: «Если бы моя табакерка могла рассказать всё, чему она была свидетелем — это была бы история эпох»".
Немного забегу вперёд: через несколько дней в Самарской художественной галерее обнаружил ещё один в поволжских музеях портрет кисти Малютина:
Портрет девочки (1894) Конечно, это куда как более ранняя работа, но согласитесь, ожидание в глазах подростка, ну, немножко боязни, может быть, но главное -- ожидание! -- в этом портрете передано совершенно отчётливо.
Правда, я всё время хотел убрать из поля зрения этот вычурный столик с ландышами, а ещё и раскрытая книга; кажется мне, что совсем эта часть полотна для идеи картины не нужна. Может быть...
=========================
Николай Павлович Ульянов (1875–1949), ученик портретиста Серова
«
Женский портрет»
Конечно, одна из жемчужин музея. Очень характерный для перелома веков стиль портрета.
А каково окружение этой картины! Это Жуковского «Белый дом», наброски Сомова, это Борисов-Мусатов, много Коровина, в т.ч. «Гурзуф» (1914) и близкая по яркости картина тех же лет — «Зимнее солнце»
=========================
Вне сомнения, особая гордость музея -- коллекция русского авангарда (В. Кандинский, К. Малевич, А. Лентулов, Р. Фальк, Сарьян, Милютина, Соколов, О. Розанова)
Наконец, ярчайший
"Портрет" Валентины Михайловны ХодасевичОцените, как передано в духе и кистью того времени (авангард!) детали лица. Вроде бы грубовато написано, но нет же ощущения грубых черт лица, напотив, всё весьма миловидно:
Удивительная всё же кисть у Валентины Михайловны, не фотография, явно не классика живописи, угловатые черты, тяжёлые одноцветные мазки, почти без переходов, явные диспропорции, а тем не менее -- всё складывается во вполне конкретные индивидуальные образы. Скажем, как здесь (хотя это уже не из астраханского музея):
портрет сестёр Петровых
Конечно, сёстры, это же видно и без подписи, но какие они разные, легко узнаваемые.
Вот ещё один портрет (тоже не из Астрахани), здесь уже не требуется называть -- чей:
Удивителен и жизненный путь Валентины Михайловны, тот же Алексей Максимович -- её сердечный друг; как его позднее назвали, "усатый неотразимец".
У Валентины Михайловны имеется и интереснейшая и живо написанная книга воспоминаний-портретов современников, а Ходасевич была знакома с очень многими. Книга эта "Портрет словами" у меня имеется в формате fb2 (если кто пожелает, может написать мне личное сообщение и приложить свой адрес электронной почты, я вышлю и файл книги, и простенькую читалку для этого формата)
=========================
И это только один, третий этаж музея. На втором этаже экспозиции местных художников. Много интересного, например писанные маслом под гравюры "Картины старой Астрахани" (С.Г. Дьяков). Из многих других особо хороша картина
Роза Александровна Давитян "Жёлтые цветы" (1957) Само здание внутри сохранилось совсем неплохо, местами даже паркет тех времён, этот последний как раз выглядит лучше настланного позднее и в наши времена. Строгая лепнина, но многое, конечно, утеряно, например резные двери, местами заменённые на ширпотреб.
Прекрасный музей! Дамы-служительницы на прощание даже поинтересовались, не с пятого ли мы канала телевидения ...
Вот в чём дело!
фотография Светланы Юрьевны
Я на крышку объектива ещё в Санкт-Петербурге наклеил цифру "5" (мол, это группа 5 автобуса 5).
А всезнающая Наталия Сергеевна мне пояснила, что служительницы имели в виду канал "Культура".
Лестно!
Но уже нет эмоциональных сил, не пошли даже во флигель, не говоря уже о других музеях на этой улице.
В следующий раз!
Спасибо астраханскому музею Догадина!