30 сентября, пятница, Саратов
Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева
Екатерина Владимировна и Светлана Юрьевна уже рассказывали о саратовском Музее Радищева —
http://rivertourist.ru/viewtopic.php?f=7&t=1602&st=0&sk=t&sd=a&start=80, но так сложилось, что на нашем пути вниз по Волге, каких-то несколько дней назад, не всё оказалось удачным — и пасмурно, и темно, и дождь, и стоянка теплохода короткая, и фотоаппарат я не взял, и экскурсии в Музей оказались не слишком удачными — «…
мы побывали только в паре залов, потом опять гардероб... ». И совершенно справедливый вывод — «
сюда надо обязательно вернуться».
А сегодня солнечно, безветрено, тепло!
Поэтому, выполняя наказ наших дам, возвращаемся в Музей, возвращаются Ваш покорный слуга и Наталия Сергеевна.
==================
МУЗЕЙИтак, в Саратове напротив памятнику П.А. Столыпину расположено классического канона здание:

Архитектор Иван Васильевич Штром (1825–1887)

Перед зданием Музея — полупоясной памятник Александру Николаевичу Радищеву

Cкульптор Александр Павлович Кибальников (1912–1987), памятник поставили в 1956 году
Музей был открыт 27 июня 1885 г.

Фотография Ивана М. Егерева
==================
А начиналось всё так (
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0% ... 0%B2%D0%B0): «
В 1877 году жителям Саратова стало известно, что профессор живописи Алексей Петрович Боголюбов,
Портрет кисти Ильи Ефимовича Репина
проживающий в Париже, желает передать в дар городу принадлежащую ему коллекцию произведений искусства и основать в городе музей, назвав его в память своего деда — Александра Николаевича Радищева. От города требовалось предоставить «постоянное, неизменное, прочное и приличное» помещение под музей. Помощь в организации музея оказал обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев (о нём см. ниже), а будущий император Александр III собственноручно утверждал проект здания и подарил много полотен из своей коллекции. В мае 1883 года на Театральной площади Саратова было заложено новое здание».
==================
Действительно, великолепное здание, и вроде в хорошей сохранности.
А уж экспозиции! В Музее широко представлено изобразительное искусство (итальянцы, голландцы, французы, русская живопись XIX и начала XX веков).
А также отличные гобелены, великолепная западноевропейская мебель разных веков, фарфор. И многое иное. Не говоря уж о выставках.
Невозможно всё осмотреть за короткие часы, поэтому ограничимся поверхностным взглядом на образцы фарфора (они распределены по разным залам соответственно направлениям живописи и эпохам), а из всего изобразительного искусства — только российские картины последней трети XIX и начала XX века, т.е. минус западное искусство, минус офорты, минус многое иное.
Сначала мы осмотрели т.н. Боголюбовский зал
восстановленный в том же виде, что был при открытии Музея. Множество экспонатов, особенно картин, в том числе и кисти известного мариниста и пейзажиста Алексея Петровича Боголюбова. В этом зале многие экспонаты были собраны именно им.
==================
ФАРФОР. Полагаю, здешнему «старому» фарфору могут позавидовать специализированные отделы некоторых больших музеев, не говоря уже о современных вернисажах и магазинах по торговле изделиями из этого изящного материала. Вы только послушайте -- "ф-а-а-рф-о-о-о-р", "порсел-э-э-н" (фр.), "ч-а-а-йна" (англ.) -- как звенят эти слова. Как тонкий фарфор.
Вот настоящий дельфтский фарфор:
Много майсенского (Майсен, Мейсен) фарфора:
Есть севрский и произведения иных французских фабрик.
Например, братьев Дарт (Франсуа и Август):
Он же:
А вот фарфор Императорского завода в Ораниенбауме:
Ещё сервиз Императорского завода

==================
ЖИВОПИСЬ. Фактически осмотрены были два верхних зала, но каких!
Бронников. Вот прекрасный портрет художника Флавицкого кисти Фёдора Андреевича Бронникова (1827–1902):
Портреты Фёдора Андреевича настолько выпадают из характерных для середины XIX века манеры письма, построения сюжета и приёмов художника, а главное — по своей экспрессивности — что я как-то не сразу и веришь, что это действительно работа Бронникова.
==================
Репин. Портрет П.А. Столыпина:

=================
Левитан. В том числе большая картина «Озеро»
Нет, не одна из последних работ Исаака Ильича, та называется «У озера», эта картина из более ранних и написана так, что кажется, что это совсем не левитановская манера, что это что-то совсем-совсем раннее, а не те щемящие душу пейзажи, что так характерны для Левитана девяностых годов.
=================
Нестеров. Это «За приворотным зельем»

=================
Прекрасен зал начала ушедшего века.
Маковский В.Е.
"Портрет И.Е. Цветкова" (1905)
=================
Блики солнца и многоцветье красок в интерьерах, окнах и за окнами на картинах Жуковского и Виноградова
Жуковский
"В старом доме"
Виноградов
"В доме"
=================
Малявин. О, эти типичные его крестьянские бабы в красном!

=================
А ещё
Поленов, Коровин, Серов и многие другие. Правда, этот Сомов ("Влюблённые") показался вульгарноватым.
=================
Интерьеры в хорошем состоянии. Вот верхний зал
Там же, лепка потолка и люстра верхнего зала

===========================
Оказывается, это великолепное здание и не менее великолепные экспозиции Музея — это далеко не всё, что входит в комплекс Саратовского (Радищевского) Музея, есть ещё
выставочный корпус музея по ул. Первомайская, 75 (это совсем рядом, по выходе из Музея, надо перейти к памятнику Столыпину и по правой стороне улицы Первомайской пройти совсем немного; другое дело, что уже не было времени, успеть бы на теплоход!)
Координаты Музея в Сети:
http://www.museum.ru/M1453http://www.radmuseumart.ru/ Вот этот сайт особо хорош, здесь имеется и каталог (иконы; русская живопись XIX века; русская живопись первой трети XX века) и интерактивный авторский указатель
электронная почта:
radmuseumart@radmuseumart.ru А ещё в Саратове имеются
филиалы Музея:
дом П.В. Кузнецова;
музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова;
Эти два дома-музея на заметку, это в следующий приезд.
И это не всё!
Есть ещё
филиал Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева в Балаково;
художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске;
Энгельсская картинная галерея.
Интересно, а не планирует «ВОДОХОДЪ» где-то в будущем делать остановки в Хвалынске? А ещё бы неплохо в Кинешме! Или надо специально посещать эти города, иным способом поездки или с другими круизными компаниями?
=====================
В заключение — огромная благодарность городу (что сохранил такие культурные богатства, что не прервал цепь времён) и сотрудникам Музея (что так великолепно организованы экспозиции, так прекрасно функционирует Музей, что так приятны милые служительницы и смотрительницы).
Сюда хочется возвращаться и возвращаться, в этот замечательный Музей поистине европейского класса.PS. Музей за умеренную плату (так принято практически во всех музеях) позволяет фотографировать экспонаты, но я
был неприятно поражён тем, что некоторые посетители фотографируют со «вспышкой».
Граждане!
Этого делать нельзя!
Нанесённые на холст краски под влиянием мощного светового потока изменяют свойства, и картина постепенно становится иной — иной и по химическому составу (а значит, изменяется цветовая гамма!), иной и по физическим характеристикам (возможны повреждения поверхностных слоёв, трещины, осыпания).
Пожалуйста, не делайте этого!
Ведь совсем легко отключить «вспышку», не применяйте её при посещении музеев!
=====================
СПРАВКИМАСТЕРА КИСТИ:
Боголюбов. Алексей Петрович Боголюбов (1824–1896) маринист;
Бронников. Федор Андреевич Бронников (1827–1902);
Виноградов Сергей Арсеньевич Виноградов (1870–1938);
Жуковский Станислав Юлианович Жуковский (1873–1944);
Коровин Константин Алексеевич Коровин (1861–1939);
Левитан Исаак Ильич Левитан (1860–1900);
Маковский Владимир Егорович Маковский (1846–1920);
Малявин Филипп Андреевич Малявин (1869–1940);
Нестеров Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942);
Поленов Василий Дмитриевич Поленов (1944–1927);
Репин Илья Ефимович Репин (1844–1930);
Рёрих Николай Константинович Рёрих (1874–1947);
Серов Валентин Александрович Серов (1865–1911);
Сомов Константин Андреевич Сомов (1869–1939)
Победоносцев, Константин Петрович (1827—1907) — российский государственный деятель, учёный-правовед, писатель, переводчик, историк Церкви; действительный тайный советник, обер-прокурор Святейшего Синода, член Государственного совета, почётный член Императорской Академии наук. Преподавал законоведение и право будущему императору Александру III и имел на него большое влияние. В конце 1861 года главный воспитатель великих князей граф С.Г. Строганов пригласил Константина Петровича преподавать законоведение наследнику великому князю Николаю Александровичу и другим. В 1863 году Константин Петрович сопровождал сына Александра II Николая Александровича в его путешествии по России, о котором и рассказано в книге Победоносцева и Ивана Кондратьевича Бабста «Письма о путешествии Государя Наследника Цесаревича по России от С.-Петербурга до Крыма» (М., 1864).
Бабст, Иван Кондратьевич (
http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/babst_ik.html), профессор Казанского и Московского университетов, политический экономист; с 1862 Бабст преподавал статистику великому князю Николаю Александровичу, с которым он совершил путешествие по России. Письма с дороги Бабста и Победоносцева печатались в «Московских ведомостях», изданы отдельно под заглавием: «Письма о путешествии государя наследника по России от Петербурга до Крыма» (1864)
Цветков Иван Евменьевич (1845-1917) - известный московский коллекционер. Своё художественное собрание в 1909 году передал в дар Москве.
Штром, Иван Васильевич (1825–1887) — архитектор, академик, тайный советник и прочая. По его проектам и под его руководством также построены Клиническая больница баронета Виллье на Выборгской стороне (Санкт-Петербург); Церковь при Анастасиевской больнице на Охте (Санкт-Петербург); Церковь при лечебнице, впоследствии ставшей психиатрической больницей им. Скворцова-Степанова (Удельная Финляндской железной дороги); Здание Владимирского кадетского корпуса (Киев); Театр в Житомире
======================
Книга «Письма о путешествии Государя Наследника Цесаревича по России от Санктъ-Петербурга до Крыма». Это интересное повествование о речном и озёрном плавании от Спб до Астрахани через Шлиссельбург, Петрозаводск и Вытегру, по Свири и Мариинской системе в Шексну и далее по всей Волге от Рыбинска до Астрахани записано в файле формата PDF «Письма о путешествии государя ... - Константин Петрович Победоносцев.pdf» (размер 12,44 Мб), файл размещён на ifolder.ru под номером 26634943 и доступен по адресу
http://ifolder.ru/26634943 до 28 ноября 2011.
======================